Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 7 декабря 2020 г. N Ф10-4202/20 настоящее постановление отменено
город Воронеж |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А14-8692/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.Ю.,
при участии:
от автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7": Панкова Т.М. - представитель по доверенности N 246 от 20.05.2020, выдана сроком до 31.12.2020, паспорт гражданина РФ; Борзунов Р.А. - представитель по доверенности N 247 от 20.05.2020, выдана сроком до 31.12.2020, паспорт гражданина РФ; Чуриков А.В. - представитель по доверенности от 08.07.2020, выдана сроком до 31.12.2020, паспорт гражданина РФ;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области: Журавлева Н.И. - представитель по доверенности N 2345/5 от 29.06.2020, выдана сроком на три года, паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.02.2020 по делу N А14-8692/2019 по заявлению автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7" (ОГРН 1153668060611, ИНН 3666203351) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Воронежской области (ОГРН 1033600019860, ИНН 3662013945) о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
Автономное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 7" (далее - заявитель, АУЗ ВО "ВКСП N 7", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - ответчик, ТФОМС ВО, Фонд) от 19.04.2019 N1204/10 "О возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа" незаконным.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.02.2020 по делу N А14-8692/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АУЗ ВО "ВКСП N 7" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемое требование незаконным ( с учетом уточнений по апелляционной жалобе).
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Учреждение со ссылкой на пункты 158.3, 158.14 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом министерства здравоохранения и социального развития населения Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н) указывает на неправомерность вывода Фонда о том, что спорные расходы не включены в структуру тарифа, поскольку затраты на оплату труда определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей оплаты труда. По мнению заявителя, судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, а именно предоставленные суду АУЗ ВО "ВКСП N 7" сведения о накладных и общехозяйственных расходах за 2017 год и 2018 год, ввиду чего необоснованно возложены статьи расходов средств, выделенных ТФОМС на статьи расходов, которые не относятся к финансируемым из средств ОМС. Кроме того, учреждение полагает неверным применение судом первой инстанции положений п.п. 134, 135 Инструкции N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" к ряду статей накладных и хозяйственных расходов.
В отзыве на апелляционную жалобу ТФОМС Воронежской области со ссылкой на п. 158.16 Правил N 158н, п. 3.2 письма ФФОМС от 23.07.2013 N5423/21-и "О методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу", Определение ВС РФ от 11.07.2017 N 309-ЭС17-8003 ссылается на недопустимость нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования медицинской организации. Распределение затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, по различным источникам финансирования (ОМС, бюджет, др.) должно производится в соответствии с п. 158.16 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной в разделе XI Правил ОМС, а порядок распределения затрат по источникам их финансового обеспечения устанавливается локальным нормативным актом (учетной политикой) медицинской организации. В рассматриваемом случае в учетной политике медицинская организация не определила порядок распределения затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), хотя в силу п.п. 3.2 учетной политики данные расходы также отнесены к общехозяйственным. Ссылку заявителя на то, что распределение затрат медицинская организация производит в полном соответствии сп. 158.16 Правил ОМС путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи, несостоятельна, поскольку приложением N 12 к учетной политики такой способ не определен. Довод о необходимости применения к спорным отношениям как способа распределения накладных расходов, поскольку организация осуществляет единственный вид медицинской помощи, абзаца 3 пункта 134 Инструкции N 157н основан на неверном толковании правовых норм.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТФОМС Воронежской области на основании приказа от 27.02.2019 N 89 проведена плановая комплексная проверка, в том числе использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в АУЗ ВО "ВКСП N 7" за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
По итогам проверки 29.03.2019 составлен акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС, согласно которому Общество в 2017, 2018 годах допустило нецелевое использование средств ОМС в сумме 635 896,50 руб., в том числе за 2017 год - 466,467,54 руб., 2018 год - 169 428,96 руб., на покрытие обязательств платных услуг в части заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС - т.1 л.д. 54, 83-84.
Проверкой установлено, что Учреждение в проверяемый период оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).
В проверяемый период общая сумма доходов АУЗ ВО "ВКСП N 7" составила 173 268 602,15 руб.: 2017 год - 83 819 226,53 руб., 2018 год - 89 449 375,62 руб.
Доход от оказания платных услуг - 130 970 996,42 руб., в том числе: 2017 год - 65 099 534 руб., что составляет 77,7 % от суммы поступивших средств, 2018 год - 65 871 462,42 руб., что составляет 73,6 % от суммы поступивших средств.
Средства ОМС - 42 296 105,73 руб., в том числе: 2017 год - 18 718 992,53 руб., что составляет 22,3 % от суммы поступивших средств, 2018 год - 22 859 969,72 руб., что составляет 26,4 % от суммы поступивших средств
Как установил ТФОМС ВО учетной политикой медицинской организации предусмотрен порядок распределения затрат пропорционально доходам, полученных от оказания медицинской помощи из соответствующих источников.
При этом, в 2017 году кассовые расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС составили 9 965 301 руб., в том числе за счет платных услуг - 6 171 697 руб., за счет средств ОМС - 3 793 604 руб. ( т.1л.д.55)
- в 2018 году кассовые расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС составили 10 956 194 руб., в том числе за счет платных услуг - 6 499 201 руб., за счет средств ОМС - 4 456 993 руб. ( т.1 л.д. 56).
Как усматривается из акта проверки в 2017 г. превышение суммы кассовых расходов, произведенных за счет средств ОМС на долей средств ОМС в общем объеме поступлений со всех источников финансирования по подстатье 211 "Заработная плата" и подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" составило 1 571 341, 87 руб. - (9 965 301 руб. *26,4% - 4 456 993 руб.),
Поскольку за счет средств, полученных за оказание платных услуг в общей сумме 1 104 874,34 руб. были покрыты обязательства ОМС по статье 220 (оплата работ, услуг) в сумме 1 039 066 руб. и по статье КОСГУ 290290 "прочие расходы" в сумме 65 807,53 руб., то произведенные расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности, составили 466 467,54 руб.
В 2018 году установлено превышение суммы кассовых расходов, произведенных за счет средств ОМС на долей средств ОМС в общем объеме поступлений со всех источников финансирования по подстатье 211 "Заработная плата" и подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" составило 1 564 557,78 руб. (10 956 194 руб. *22,3% - 3 793 604 руб.).
Поскольку за счет средств, полученных за оказание платных услуг в общей сумме 1 395 423,21 руб. были покрыты обязательства ОМС по статье 220 (оплата работ, услуг), то произведенные расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности, составили 169 134,57 руб.
В связи с чем, Фонд пришел к выводу, что в нарушение пунктов 134, 135 Инструкция N 157н, учетной политики на 2017, 2018 годы, утвержденной приказами от 30.12.2016 N 306 и от 29.12.2017 N 357, в результате необоснованного распределения расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС между источниками финансирования, в 2017, 2018 годы за счет средств ОМС медицинским учреждением необоснованно произведены расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности.
Фонд пришел к выводу, что расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС, которые не связаны с деятельностью АУЗ ВО "ВКСП N 7" по оказанию медицинской помощи в системе ОМС, не могут оплачиваться за счет средств ОМС.
На основании акта АУЗ ВО "ВКСП N 7" направлено требование от 19.04.2019 N 1204/10 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Согласно указанному требованию Учреждению необходимо:
1. Возвратить денежные средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 635 896,50 руб. в бюджет ТФОМС Воронежской области течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Воронежской области настоящего требования.
2. Уплатить в бюджет ТФОМС Воронежской области штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 63 589,65 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования.
Не согласившись с выводами Фонда о нецелевом использовании средств ОМС АУЗ ВО "ВКСП N 7" обратилось в суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что средства ОМС в сумме 635 896,50 руб. (466 467,54 руб. за 2017 год и 169 134,57 руб. за 2018 год), в нарушение Закона N 326-ФЗ, Тарифных соглашений на 2017 и 2018 годы, Договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, были использованы АУЗ ВО "ВКСП N 7" на оплату расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС. Данные расходы не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, что является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
По правилам части 5 статьи 26 Закона об ОМС расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения, в том числе, выполнения территориальных программ ОМС.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В отношении единого толкования нецелевого использования бюджетных средств Минфин России в Письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 сообщил, что определение данного понятия содержится в БК РФ.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Из положений части 9 статьи 39 Закона об ОМС следует, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как следует из акта 29.03.2019, основанием для признания расходов из средств ОМС в сумме 635 896,50 руб. нецелевыми послужил вывод Фонда о том, что в 2017 и 2018 годы Учреждение осуществляло расходы в указанном размере из средств ОМС на покрытие расходов в части заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи.
Общество, обосновывая законность использования на данные статьи затрат средств ОМС, указывает, что в состав данных расходов были включены исключительно расходы на выплату должностных окладов работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинских услуг (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала), в то время как все стимулирующие выплаты таким работникам производились за счет прибыли от приносящей доход деятельности.
Фонд, не опровергая доводов заявителя о возможности включении в состав затрат, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, расходов на заработную плату работникам, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинских услуг, полагает, что медицинским учреждением нарушен "принцип пропорциональности" произведенных расходов в зависимости от удельного веса каждого источника доходов организации (система ОМС, доходы от деятельности, приносящей доход), т. е. удельный вес расходов на выплаты по заработной плате работникам, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинских услуг, за счет системы ОМС, в общем фонде заработной платы АУП и "прочего" персонала не может превышать в процентном соотношении удельный вес доходов из такого источника, как система ОМС, в общем объеме доходов организации.
Указанный вывод, суд апелляционной инстанции полагает ошибочным в связи со следующим:
Тарифы на оплату медицинской помощи, как следует из части 1 статьи 30 Закона об ОМС, включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона об ОМС).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона об ОМС.
Согласно пункту 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 158.2 Правил ОМС установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Правила не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. В каждом конкретном случае вопрос о том, необходима ли деятельность соответствующего работника для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере реализации ОМС, должен рассматриваться с учетом всех подлежащих применению программ ОМС и обязанностей, возложенных данными программами на медицинские учреждения.
Следовательно, средства ОМС возможно расходовать на выплату заработной платы работникам организаций, не принимающим непосредственное участие в оказании медицинских услуг, и указанные расходы будут являться целевыми.
Таким образом, расходы на оплату труда персонала АУЗ ВО "ВКСП N 7", не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи, правомерно включены в структуру тарифа, что следует из п. 158.3 Правил.
При этом, в п.158.4 Правил сформулировано специальное правило каким образом определяются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи.
Согласно пункту 158.4 Правила ОМС затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера.
Согласно пункту 158.14 Правил N 158н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
Указанный п. 158.14 Правил N 158н является специальной нормой по отношению к п. 158.3 Правил N 158н, определяющей состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Из вышеуказанных норм Закона об ОМС, Правил следует, что в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС входят только такие выплаты работникам медицинских учреждений, которые предусмотрены действующей системой оплаты труда.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами на основе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 34 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 и 2018 гг., разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, установлено, что учреждение должно формировать единое штатное расписание вне зависимости от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения.
На основании пункта 17 Учетной политики АУЗ ВО "ВКСП N 7", утвержденной приказом N 5 от 29.10.2015 ( с изм. и доп.), расчеты с персоналом по оплате труда производятся в соответствии со штатным расписанием, являющимся единым документом по учреждению вне зависимости от источника формирования фонда оплаты труда, и действующей системой оплаты труда, закрепленной в Положении об оплате труда, утвержденном главным врачом (т. 3 стр. 90).
Данное положение Учетной политики, организационная структура и штатная численность медицинского и прочего персонала, отраженные в штатном расписании, определены в соответствии со следующими ведомственными нормативно-правовыми актами:
- в отношении медицинского персонала - с учетом Приложения N 1 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2011 N 1496н;
- в отношении прочего персонала - с учетом Приказа Минздрава России от 09.06.2003 N 230 (ред. от 19.12.2003) "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения".
Положение об условиях оплаты труда работников АУЗ ВО "ВКСП N 7" разработано и утверждено на основании Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Воронежской области, рекомендованного Департаментом здравоохранения Воронежской области, в соответствии с Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Воронежской области, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 01.12.2008 N 1044 (ред. от 23.04.2019) "О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Воронежской области".
Кроме того, согласно п. 3 Приложения 12 "Распределение затрат, необходимых для обеспечения деятельности АУЗ ВО "ВКСП N 7" в целом, по различным источникам финансирования" к приказу N 5 о 29.10.2015 "Об утверждении учетной политики" (имеется в материалах дела), принцип распределения между источниками финансирования (ОМС и платные услуги) пропорционально полученным доходам касается исключительно "расходов на оплату коммунальных услуг, услуг по содержанию здания, услуг связи, программного обеспечения и прочих услуг", перечень расходов носит закрытый характер, расширительному толкованию не подлежит (кроме "прочих услуг", к которым заработная плата не относится).
В связи с чем, судом отклоняется довод Фонда о том, что учетной политикой медицинской организации предусмотрен порядок распределения затрат пропорционально доходам, полученным от оказания медицинской помощи из соответствующих источников.
ТФОМС, указывая на необходимость применения принципа пропорциональности произведенных расходов в зависимости от удельного веса каждого источника доходов организации (система ОМС, доходы от деятельности, приносящей доход), в качестве правового основания ссылается на п.158.16 Правил N 158н.
Кроме того, ТФОМС указывает, что согласно п. 3.7.1 Тарифного соглашения на 2017 год и п. 3.9.1. Тарифного соглашения на 2018 год на территории Воронежской области распределение затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, по различным источникам финансирования (ОМС, бюджет и др.) производится в соответствии с пунктом 158.16 раздела XI. "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
При этом, в соответствии с пунктом 158.16 Правил ОМС распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов: пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9); пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами)); путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) для медицинской организации; пропорционально иному выбранному показателю.
Следовательно, принцип пропорциональности рекомендуется применять исключительно для распределения затрат по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам), а не для квалификации целевого/нецелевого расходования средств.
Вместе с тем, подход, установленный п. 158.16 Правил ОМС к распределению затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) возможно распространить и на трактовку целевого/нецелевого расходования средств системы ОМС, то в соответствии с данной правовой нормой, пунктом 158.16 Правил ОМС, в качестве равнозначного (альтернативного) метода, указан способ - путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный (ой) в качестве основного(ой) для медицинской организации, либо пропорционально иному выбранному показателю.
Поскольку учреждением, согласно лицензии, оказывается только единственный вид медицинской помощи - первичная медико-санитарная помощь, распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, в полном соответствии с п. 158.16 Правил ОМС, производится путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи.
Кроме того, в п. 158.16 Правил ОМС в качестве способов распределения затрат не указано о распределении расходов пропорционально выручки.
Ссылка Фонда на п. 134 и п. 135 Инструкции по применению Единого плана отчетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), апелляционным судом не могут быть приняты во внимание, поскольку отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ, имеющим в рассматриваемом случае более широкую сферу действия по сравнению с законодательством бухгалтерского учета.
Ссылки ФФСС на положения п. 3.2 письма ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-й, также отклоняются, поскольку данное письмо, содержит рекомендации исключительно по методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования. Кроме того, в письме не приводятся ссылки на правовое обоснование целевого/нецелевого расходования средств и его понятий, в том числе, применительно к принципу "пропорциональности" источников финансирования.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что ТФОМС не доказано нецелевое использование средств ОМС в сумме 635 896,50 руб., в связи с чем, требование от 19.04.2019 N 1204/10 подлежит признанию незаконным.
Суд считает возможным обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7".
Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде первой и апелляционной инстанциях в виде государственной пошлины в сумме 4500 руб. по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в пользу автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7".
Учитывая изложенное, обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.02.2020 по делу N А14-8692/2019 подлежит отмене, а апелляционная жалоба автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7" удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.02.2020 по делу N А14-8692/2019 отменить.
Признать незаконным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области от 19.04.2019 N 1204/10 "О возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа".
Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7".
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (ОГРН 1033600019860, ИНН 3662013945) в пользу автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7" (ОГРН 1153668060611, ИНН 3666203351) судебные расходы по оплате госпошлины за подачу заявления и рассмотрение апелляционной жалобы в размере 4500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8692/2019
Истец: АУЗ ВО "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N7"
Ответчик: ТФОМС Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4202/20
31.07.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1486/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8692/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8692/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8692/19