Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф05-18607/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
10 августа 2020 г. |
Дело N А40-313515/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СРО "СФСО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2020 по делу N А40-313515/19
по заявлению СРО "СФСО"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1. ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования"; 2. Надольский Ян Донатович; 3. Антонов Денис Павлович; 4. Бондарева Дарья Вячеславовна; 5. Сарыгина Элина Сергеевна; 6. Соловьев Михаил Александрович;
о признании незаконным предписания
в присутствии:
от заявителя: |
Юшкевич П.П. по дов. от 27.07.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
СРО "СФСО" (заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным предписания от 03.10.2019 г. N 16807/2019.
Решением от 23.03.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в целях повышения эффективности и качества оценочной деятельности, руководствуясь положениями законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартами и правилами оценочной деятельности, правилами деловой и профессиональной этики, направило в СРО "СФСО": жалобу от 28.03.2019 N 62 на действия оценщика Надольского Я.Д. при осуществлении оценочной деятельности; жалобу от 11.04.2019 N 64 на действия оценщика Антонова Д.П. при осуществлении оценочной деятельности; жалобу от 18.04.2019 N 82-83 на действия оценщика Бондаревой Д.В. при осуществлении оценочной деятельности; жалобу от 18.04.2019 N 82-83 на действия оценщика Сарыгиной Э.С. при осуществлении оценочной деятельности; жалобу от 27.05.2019 N 104 на действия оценщика Соловьева М.А. при осуществлении оценочной деятельности.
СРО "СФСО" в адрес Бюджетного учреждения направила письма от 18.04.2019 исх. N 274, от 18.04.2019 исх. N 275, от 29.04.2019 исх. N 292, от 13.06.2019 исх. N 341 по результатам рассмотрения указанных жалоб, в которых сообщалось, что жалобы Бюджетного учреждения на действия (бездействие) членов СРО "СФСО" Надольского Я.Д., Антонова Д.П., Бондаревой Д.В., Сарыгиной Э.С., Соловьева М.А. признаны не соответствующими критерию жалобы, в частности требованиям статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности и пп. 6 п. 2.1 Приказа N 989 в связи с тем, что доводы Бюджетного учреждения, относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя, являются несостоятельными.
Из указанных писем следует, что обращения ГБУ, направленные письмами от 28.03.2019 N 62, от 11.04.2019 N 64, от 18.04.2019 N 82-83, от 27.05.2019 N 104 не соответствуют критериям жалобы вследствие того, что действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков не нарушают и не могут нарушить права заявителя, кроме того, заявитель указал на отсутствие копий документов, подтверждающих факты нарушений.
В адрес СРО "СФСО" письмом от 27.05.2019 N 104 поступила жалоба Бюджетного учреждения относительно действий оценщика Соловьева М.А. по подготовке отчетов от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-1 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1004, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 1", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-2 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1867, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 2", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-З "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1001, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 3", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-4 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1003, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 4", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-5 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1002, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 5", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-6 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1006, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 7", от 22.01.2019 N 0009/01 /2019-НП-7 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1005, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 11".
Письмом от 13.06.2019 исх. N 341 СРО "СФСО" сообщила Бюджетному учреждению, что доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить его права, являются несостоятельными, основания для проведения внеплановой проверки деятельности Соловьева М.А. отсутствуют.
Письмом от 28.06.2019 N 02-9457/19 Бюджетное учреждение в адрес Управления Росреестра просило провести внеплановую проверку деятельности СРО "СФСО".
Как следует из указанного обращения и прилагаемых к нему копий документов Бюджетное учреждение письмами от 28.03.2019 N 62, от 11.04.2019 N 64, от 18.04.2019 N 82-83, от 27.05.2019 N 104 направило в СРО "СФСО" жалобы относительно действий оценщиков:
1) Надольского Я.Д. по подготовке отчета от 14.01.2019 N 160/2018-0 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания, общей площадью 3 985 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Доброслободская, д. 21";
2) Антонова Д.П. по подготовке отчета от 30.08.2018 N 39/2018-К "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001033:1032 общей площадью 295,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 9/2, стр. 4.";
3) Бондаревой Д.В. по подготовке отчета от 07.08.2018 N Н-569 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0014006:1027, общей площадью 6 061,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, пр-кт. Вернадского, д. 78, стр. 8";
4) Сарыгиной Э.С. по подготовке отчета от 05.12.2018 N ОО2018Б-276 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания общей площадью 1168,8 кв. м с кадастровым номером 77:06:0011003:9254, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Грина, д. 32";
5) Соловьева М.А. по подготовке отчетов от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-1 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1004, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 1", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-2 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1867, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 2", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-З "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1001, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 3", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-4 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1003, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 4", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-5 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1002, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 5", от 22.01.2019 г. N 0009/01/2019-НП-6 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1006, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 7", от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-7 "Об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006019:1005, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, стр. 11".
По результатам проведенной проверки в действиях СРО "СФСО" установлены нарушения требований части второй статьи 22.2 Федерального закона об оценочной деятельности, а также положений Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 989 "Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики", выразившиеся в неосуществлении контроля в отношении членов саморегулируемой организации - оценщиков Надольского Я.Д., Антонова Д.П., Бондаревой Д.В., Сарыгиной Э.С., Соловьева М.А.
По окончании проверки составлен Акт от 02.10.2019 N 23.
В порядке статьи 17 Федерального закона N 294 на основании Акта проверки от 02.10.2019 N 23 в отношении СРО "СФСО" вынесено предписание от 03.10.2019 N 16807/2019 о принятии в срок до 13.01.2020 мер по осуществлению контроля в отношении членов СРО "СФСО" - оценщиков Надольского Я.Д. (отчет от 14.01.2019 N 160/2018-0), Антонова Д.П. (отчет от 30.08.2018 N 39/2018-К), Бондаревой Д.В. (отчет от 07.08.2018 N Н-569), Сарыгиной Э.С. (отчет от 05.12.2018 N ОО2018Б-276), Соловьева М.А. (отчеты от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-1, от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-2, от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-З, от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-4, от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-5, от 22.01.2019 N 0009/01 /2019-НП-6, от 22.01.2019 N 0009/01/2019-НП-7) по обращениям ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 28.03.2019 N 62, от 11.04.2019 N 64, от 18.04.2019 N 82-83, от 27.05.2019 N 104.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В соответствии с пп. 6 п. 2.1 Приказа N 989 письменное обращение (жалоба) физического или юридического лица в саморегулируемую организацию оценщиков о нарушении членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, должно содержать доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права лица, направившего обращение.
Согласно ч. 2 ст. 22.2 Федерального закона об оценочной деятельности саморегулируемая организация оценщиков обязана осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
Контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики проводится соответствующим структурным подразделением саморегулируемой организации, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, имеющих высшее образование и сдавших единый квалификационный экзамен, путем проведения плановых и внеплановых проверок (часть первая статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности).
Основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки является поступившая в саморегулируемую организацию оценщиков жалоба, содержащая доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя (часть третья статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности).
В период с 01.01.2017 по 01.01.2020 кадастровая оценка, пересмотр и оспаривание ее результатов могут проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ и Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 24.12 Федерального закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.2.32(1) и 4.3.32(2) Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-1111, Департамент городского имущества города Москвы принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.12.2016 N 41602 Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости для целей государственной кадастровой оценки на территории города Москвы.
Департамент городского имущества города Москвы выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями, а также выступает в установленном порядке государственным заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд города Москвы в установленной сфере деятельности, в том числе по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, по паспортизации жилых помещений в многоквартирных домах, строящихся за счет средств бюджета города Москвы, а также заказчиком по паспортизации жилых помещений в многоквартирных домах, строящихся по инвестиционным контрактам (договорам), проведению учетной регистрации договоров о паспортизации жилых помещений (пункты 6.5 и 6.6 Положения).
Из обращений Бюджетного учреждения, направленных письмами от 28.03.2019 N 62, от 11.04.2019 N 64, от 18.04.2019 N 82-83, от 27.05.2019 N 104, следует, что Департаментом проведена проверка отчетов об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при анализе которых сделан вывод об их несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации со ссылками на нарушения членами СРО "СФСО" требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В жалобах Бюджетного учреждения, направленных письмами от 28.03.2019 N 62, от 11.04.2019 N 64, от 18.04.2019 N 82-83, от 27.05.2019 N 104, также указывалось, что действия членов СРО "СФСО" Надольского Я.Д., Антонова Д.П., Бондаревой Д.В., Сарыгиной Э.С, Соловьева М.А. выразившиеся в составлении отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, вследствие неправомерного снижения рыночной стоимости объекта недвижимого имущества приведут к причинению ущерба бюджету города Москвы путем недоплаты налога на имущество.
Частью третьей статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности и подпунктом 6 пункта 2.1 Приказа N 989 не установлены требования (критерии) к доводам заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя.
В соответствии частями пятой и шестой статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки является поступившая в саморегулируемую организацию оценщиков жалоба, содержащая доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя. Внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков могут быть предусмотрены и иные основания для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, учитывая, что в жалобах Бюджетного учреждения, направленных письмами от 28.03.2019 N 62, от 11.04.2019 N 64, от 18.04.2019 N 82-83, от 27.05.2019 N 104 содержались доводы относительно того, как действия (бездействия) оценщиков Надольского Я.Д., Антонова Д.П., Бондаревой Д.В., Сарыгиной Э.С., Соловьева М.А. нарушают или могут нарушить права заявителя, у СРО "СФСО" имелись все основания, установленные Федеральным законом об оценочной деятельности и внутренними документами саморегулируемой организации, осуществить контроль за соблюдением членами Надольским Я.Д., Антоновым Д.П., Бондаревой Д.В., Сарыгиной Э.С., Соловьевым М.А. требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Указанные требования к оформлению и содержанию оспариваемого предписания органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), соблюдены, порядок его вынесения не нарушен.
Таким образом, оспариваемое предписание Управления Росреестра по Москве выдано в соответствии с законодательством в сфере оценочной деятельности.
Учитывая изложенное, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке. Ошибочных выводов суда первой инстанции коллегией не обнаружено.
Решение суда по настоящему делу следует признать законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, в удовлетворении требований апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2020 по делу N А40-313515/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-313515/2019
Истец: СРО "СОЮЗ "ФЕДЕРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОЦЕНЩИКОВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Антонов Д.П, Бондарева Д.В, Надольский Я.Д, Сарыгина Э.С, Соловьев М.А
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18607/20
10.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26364/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-313515/19
15.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77746/19