Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 23 ноября 2008 г. N 234
Инструкция
о порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации
I. Общие положения
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" ведомственный финансовый контроль федеральных органов исполнительной власти является составной частью финансового контроля.
2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд) последующего финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.
3. Ревизии и проверки* финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации проводятся в объеме и порядке, предусмотренном# настоящей Инструкцией.
Основными задачами ревизий и проверок являются контроль за выполнением в территориальных органах Роструда федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Роструда, соблюдением государственной дисциплины при использовании финансовых, материальных, трудовых ресурсов и федерального имущества; законностью финансовых и хозяйственных операций; обеспечением сохранности и целевого, эффективного и экономного использования материальных ценностей и средств федерального бюджета; состоянием бухгалтерского учета и отчетности; правильным и своевременным обеспечением работников территориальных органов заработной платой и установленными законодательством льготами.
II. Назначение ревизии (проверки)
4. Ревизия (проверка) назначается руководителем Роструда. Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом, в котором указывается наименование проверяемого территориального органа, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
5. На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки). В удостоверении на проведение ревизии (проверки) указывается наименование органа, назначившего ревизию (проверку), наименование проверяемого территориального органа, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
Удостоверение на проведение ревизии (проверки) подписывается руководителем Роструда и заверяется печатью.
6. Срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливается исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого территориального органа и других обстоятельств.
Для проведения ревизии (проверки) при необходимости могут привлекаться работники других структурных подразделений Роструда. Решение о включении указанных работников в состав ревизионной группы принимается руководителем Роструда.
Предельный срок ревизии (проверки) - 30 дней. Он может быть продлен руководителем Роструда, на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не белее чем на 15 рабочих дней.
Проведению ревизии должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения актов предыдущих ревизий и проверок, сведений о выполнении предложений по этим актам, заключений по годовым отчетам, структуры расходов денежных средств, номенклатуры и объемов получения материальных ценностей, руководящих документов по использованию денежных и материальных средств, ознакомления со штатным расписанием территориального органа и другими документами.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности территориального органа проводится, как правило, группой ревизоров, один из которых назначается руководителем ревизионной группы. Руководитель организует подготовку к ревизии и координирует работу членов ревизионной группы. Начальник Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля (далее - Управление) проводит инструктаж ревизионной группы.
7. Руководитель ревизионной группы составляет Программу проведения ревизии (проверки), в которой, исходя из объема и сложности работы, определяет вопросы, подлежащие проверке членами ревизионной группы, и сроки выполнения. Программа подписывается руководителем ревизионной группы и утверждается начальником Управления или начальником отдела ведомственного контроля этого же Управления.
III. Проведение ревизии (проверки)
8. Руководитель ревизионной группы представляется руководителю проверяемого территориального органа, сообщает о цели прибытия, сроке и объеме предстоящей ревизии или проверки, составе ревизионной группы и знакомит с программой ревизии (проверки).
9. Руководитель проверяемого территориального органа:
извещает работников территориального органа о проведении ревизии (проверки);
создает условия для нормальной работы ревизионной группы с выделением отдельного приспособленного к работе помещения, сейфа или хранилища для хранения проверяемых регистров учета и документов, оказывает им содействие в проведении ревизии (проверки), представляет подлинные документы, подлежащие проверке, дает справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к ревизии (проверке);
принимает меры к устранению выявленных в процессе ревизии (проверки) недостатков, прекращению или предупреждению нарушений, бесхозяйственности, злоупотреблений, привлечению виновных работников к ответственности и возмещению причиненного материального ущерба.
10. Исходя из темы ревизии (проверки) и ее программы руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии (проверки), а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
Руководитель ревизионной группы распределяет вопросы программы ревизии (проверки) между участниками ревизионной группы.
11. В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым территориальным органом в проверяемый период.
Контрольные действия проводятся путем документальной проверки, осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.
12. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.
13. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии (проверки) принимает руководитель ревизионной группы, исходя из содержания вопроса программы ревизии (проверки), объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемом территориальном органе, срока ревизии (проверки) и иных обстоятельств.
При проведении ревизии (проверки) контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций проводятся сплошным способом.
14. При проведении ревизии (проверки) в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций по лицевым счетам и операций с материальными ценностями.
15. В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению:
учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, полноты и правильности начисления наложенных административных денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства и контроля за их поступлением в бюджет;
состояния системы внутреннего контроля (аудита) в проверяемом территориальном органе, в том числе наличия и состояния текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
принятых проверяемым территориальным органом мер по устранению принятых проверяемым территориальным органом мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).
Текст приводится в соответствии с источником
16. Руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого территориального органа, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте ревизии (проверки), акте встречной проверки делается соответствующая запись.
17. В ходе ревизии (проверки) может проводиться встречная проверка. Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемого территориального органа денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
Встречная проверка назначается руководителем Роструда по письменному представлению руководителя ревизионной группы в порядке, установленном пунктами 4 и 5 настоящей Инструкции.
18. В ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки).
Справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемого территориального органа, ответственным за соответствующий участок работы.
В случае отказа должностного лица подписать справку, в конце справки делается запись о его отказе от подписания. В этом случае к справке прилагаются возражения должностного лица.
Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки.
19. В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе ревизии (проверки), встречной проверки нарушение может быть скрыто либо по нему необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии (проверки), промежуточный акт встречной проверки, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого территориального органа.
Промежуточный акт ревизии (проверки), промежуточный акт встречной проверки оформляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией для оформления соответственно акта ревизии (проверки) или акта встречной проверки.
Промежуточный акт ревизии (проверки), промежуточный акт встречной проверки подписывается участником ревизионной группы, проводившим контрольные действия по конкретному вопросу программы ревизии (проверки), встречной проверки, и руководителем ревизионной группы, а также руководителем территориального органа.
Факты, изложенные в промежуточном акте ревизии (проверки), промежуточном акте встречной проверки, включаются соответственно в акт ревизии (проверки) или акт встречной проверки.
IV. Оформление результатов ревизии (проверки), встречной проверки
20. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).
21. Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки. Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная проверка.
22. Акт ревизии (проверки), акт встречной проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии (проверки), акте встречной проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
23. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
24. Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующие сведения:
тема ревизии (проверки);
дата и место составления акта ревизии (проверки);
основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;
фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;
проверяемый период;
срок проведения ревизии (проверки);
сведения о проверяемом территориальном органе:
полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (при наличии);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);.
сведения об учредителях (участниках) (при наличии);
имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент ревизии (проверки), но действующие в проверяемом периоде), в органах федерального казначейства;
фамилии, инициалы и должности лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов в проверяемом периоде;
кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка), а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе ее;
иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики проверенного территориального органа.
25. Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки).
26. Если при проведении ревизии (проверки) по каким-либо вопросам, изложенным в программе, недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности не установлено, то эти вопросы в акте ревизии (проверки) не отражаются.
Настоящее правило не применяется при записи в акте ревизии (проверки) результатов проверки:
наличия денег, ценных бумаг и ценностей в кассе;
полноты оприходования наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка и в других установленных случаях;
полноты оприходования поставленных (полученных) и закупленных материальных средств;
обеспечения сохранности денежных средств при хранении их в организации и при доставке из учреждения банка;
состояния сохранности материальных ценностей;
наличия оправдательных документов, подтверждающих совершенные операции с материальными и денежными средствами, и правильности отражения их в регистрах учета;
правильности всех итогов в регистрах учета и других документах по операциям материальных и денежных средств;
состояния работы по возмещению причиненного государству материального ущерба, в том числе по исполнительным листам судебных органов;
состояния работы по взысканию дебиторской задолженности, в том числе просроченной, а также погашению кредиторской задолженности.
27. Заключительная часть акта ревизии (проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
28. Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной частей.
29. Вводная часть акта встречной проверки должна содержать следующие сведения:
тема ревизии (проверки), в ходе которой проводится встречная проверка;
вопрос (вопросы), по которому проводилась встречная проверка;
дата и место составления акта встречной проверки;
номер и дата удостоверения на проведение встречной проверки;
фамилии, инициалы и должности работников, проводивших встречную проверку;
проверяемый период;
срок проведения встречной проверки;
сведения о проверяемой организации;
полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
имеющие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
фамилии, инициалы и должности лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
иные данные, необходимые, по мнению работников, проводивших встречную проверку, для полной характеристики проверенной организации
30. Описательная часть акта встречной проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по вопросам, по которым проводилась встречная проверка.
31. При составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
32. Результаты ревизии (проверки), встречной проверки, излагаемые в акте ревизии (проверки), акте встречной проверки, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенного территориального органа, другими материалами.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки.
Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии (проверки), встречной проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенного территориального органа или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенного территориального органа, и печатью.
33. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), встречной проверки, должны быть указаны:
положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены;
к какому периоду относится выявленное нарушение;
в чем выразилось нарушение;
документально подтвержденная сумма нарушения;
должностное, материально ответственное или иное лицо проверенного территориального органа, допустившее нарушение.
34. В акте ревизии (проверки), встречной проверки не допускаются:
выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенного территориального органа;
морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенного территориального органа.
35. Акт ревизии (проверки) составляется:
- в двух экземплярах: один экземпляр для проверенного территориального органа; один экземпляр для Роструда;
- в трех экземплярах: один экземпляр для органа, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия (проверка); один экземпляр для проверенного территориального органа; один экземпляр для Роструда.
36. Каждый акт ревизии (проверки) подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем территориального органа и главным бухгалтером.
37. Руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с руководителем территориального органа срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки), встречной проверки и его подписания, но не белее 2-х рабочих дней со дня вручения ему акта.
38. При наличии у руководителя территориального органа возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки приобщаются к материалам ревизии (проверки).
39. Руководитель ревизионной группы в срок до 15 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается руководителем Роструда. Один экземпляр заключения направляется проверенному территориальному органу, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии (проверки), встречной проверки.
40. В случае отказа руководителя территориального органа подписать или получить акт ревизии (проверки), акт встречной проверки, руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта.
41. Акт ревизии (проверки), акт встречной проверки со всеми приложениями представляется руководителем ревизионной группы руководителю Роструда, не позднее 3-х рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).
______________________________
* Проведение проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 13 ноября 2008 г. N 234 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.