В связи с поступающими в ФСТ России обращениями от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и регулируемых организаций ФСТ России сообщает.
Пунктом 36 Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования) установлено, что при определении расходов регулируемых организаций на осуществление регулируемой деятельности, указанных в пунктах 22-26 и 29 Основ ценообразования, регулирующие органы обязаны использовать:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
В случае приобретения товаров (работ, услуг) по ценам указанным в подпункте 1) пункта 36 Основ ценообразования регулирующие органы обязаны использовать при расчете расходов регулируемых организаций на период регулирования цены, установленные соответствующими нормативно правовыми актами органов регулирования. В случае отклонения расчетных цен использованных регулирующим органов для расчета расходов регулируемой организации от фактически установленных регулирующими органами цен на данные товары (работы, услуги), регулирующие органы обязаны в следующем периоде регулирования принимать меры по компенсации расходов понесенных регулируемыми организациями и неучтенных при установлении тарифов, или исключению необоснованно полученных доходов регулируемых организаций (в случае если фактически установленные органами регулирования цены были ниже цен, использованных для расчета НВВ регулируемой организации).
В случае если регулируемая организация приобретает товары (работы, услуги) по ценам, в отношении которых не осуществляется государственного регулирования, то в соответствии с подпунктом 2) пункта 36 Основ ценообразования регулирующие органы вправе принимать данные расходы в полном объеме, только если приобретение регулируемой организацией данных товаров (работ, услуг) проводилось по результатам проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств. Проведение упрощенной процедуры определения поставщика товара (работы, услуги) является экономически обоснованным только в случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует конкуренция между поставщиками (производителями) данного вида товаров (работ, услуг).
В отсутствие нормативно правового акта, регламентирующего порядок закупки товаров для осуществления регулируемой деятельности, и в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в осуществлении коммерческой деятельности и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения прозрачности закупки товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемой деятельности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, необходимых регулируемым организациям товаров (работ, услуг), а также минимизации расходов, указанных в пунктах 22-26 и 29 Основ ценообразования, ФСТ России рекомендует регулируемым организациям при проведении закупочных процедур руководствоваться механизмами, аналогичными предусмотренным Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц см. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
В случае, если организация при осуществлении регулируемой деятельности осуществляет приобретение товаров (работ, услуг) по ценам не указанным в подпункте 1) пункта 36 Основ ценообразования, и без использования процедур указанных в подпункте 2) пункта 36 Основ ценообразования, регулирующий орган вправе при определении размера расходов регулируемой организации по статьям затрат использовать официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии в распоряжении регулируемого органа цен, указанных в подпунктах 1), 2), 3) пункта 36 Основ ценообразования, регулирующий орган вправе использовать при расчете размера расходов регулируемой организации прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.
|
Н.Г. Бакаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устанавливая тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирующие органы определяют расходы регулируемых организаций на осуществление регулируемой деятельности исходя из регулируемых государством тарифов (цен), либо цен, установленных в результате проведения закупочных процедур, либо официально опубликованных прогнозных рыночных цен и тарифов (в том числе фьючерсных биржевых цен на топливо и сырье). При отсутствии в распоряжении регулируемого органа указанных цен при расчете размера расходов регулируемой организации могут использоваться прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.
Если регулируемая организация приобретает товары (работы, услуги) по регулируемым государством ценам, то при расчете расходов регулируемых организаций применяются цены, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами органов регулирования. В случае отклонения использованных при расчете цен от фактически установленных регулирующими органами цен на данные товары (работы, услуги), регулирующий орган обязан в следующем периоде регулирования компенсировать неучтенные расходы или исключить необоснованно полученные доходы регулируемых организаций.
Если регулируемая организация приобретает товары (работы, услуги) в ходе закупочных процедур, установленные по результатам таких процедур цены учитываются при определении расходов регулируемой организации в полном объеме при условии, что закупочные процедуры обеспечивают целевое и эффективное расходование денежных средств. При этом упрощенная процедура определения поставщика считается экономически обоснованной, если в субъекте РФ отсутствует конкуренция между поставщиками (производителями) данного вида товаров (работ, услуг).
Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 1 октября 2008 г. N НБ-5577/14 "О закупке товаров (работ, услуг)"
Текст письма опубликован в журнале "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ", 2008 г., N 11, в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", январь 2009 г., N 1 (часть II)