Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф05-18555/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 августа 2020 г. |
Дело N А41-25188/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ивановой Л.Н., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания Гавриловым С.И.,
при участии в заседании:
от истца - Ломакина Е.П. представитель по доверенности от 13.04.2020,
от ответчика - Грицай В.В. представитель по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2020 года по делу N А41-25188/2020 по иску Муниципального казенного предприятия городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5044046731, ОГРН 1055008701395) к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Креатив "Солнечногорск" (ИНН 5044097736, ОГРН 1165044051072) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец, МУП "ИКЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ - л.д. 55) к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Креатив "Солнечногорск" (далее - ответчик, ООО "УК Креатив "Солнечногорск") о взыскании задолженности за ноябрь - декабрь 2019, январь 2020 в размере 3.559.173 руб. 09 коп., неустойки в размере 82.302 руб. 07 коп., а также неустойки, начиная с 06.04.2020 по дату фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2020 по делу N А41- 25188/20 заявленные требования удовлетворены в части взыскания задолженности в размере 1.831.562 руб. 66 коп., неустойки в размере 49.012 руб. 85 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в иске, МУП "ИКЖКХ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства возражения по проверке только части судебного акта не заявлены, апелляционный суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Креатив "Солнечногорск" является управляющей компанией - исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунальных ресурсов, осуществляющей управление многоквартирными домами в г. Солнечногорске Московской области, а именно: мкрн. Рекинцо, д. 4, д. 16, 27, ул. Лесная, д. 10, ул. Советская, д. 1, д. 4, ул. Красная, д., 107, 180, Тельнова, д. 14, ул. 2-я Володарская, д. 6, ул. Почтовая, д. 29, 31, ул. Набережная, д. 15.
24.08.2016 стороны заключили договор теплоснабжения N 571, согласно условиям РСО обязалось подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для передачи конечному потребителю на объект (объекты) жилого фонда (МКД), находящегося под управлением исполнителя, а исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях предусмотренных договором.
Согласно пункту 1.2 договора объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя определяется исходя из заявленного исполнителем объема и пропускной способности трубопроводов тепловых сетей (приложение N 1 к договору).
В соответствии с пунктом 3.1 договора исполнитель обязался оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии и невозвращенный теплоноситель в соответствии с разделом 7 договора.
Согласно пункту 5.4 договора учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя и контроль за соблюдением договорных объемов осуществляется по приборам учета исполнителя (при их наличии) или расчетным методом в соответствии с приложением N 1 к договору.
В случае отсутствия прибора учета, определение количества поставленных тепловой энергии и теплоносителя производится на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (п. 5.5 договора).
В силу пункта 7.3.1 договора оплата за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию осуществляется до 15-го числа месяца следующего за расчетным, за который осуществляется оплата.
Во исполнение условий договора истец в ноябре - декабре 2019, январе 2020 осуществил поставку коммунального ресурса ответчику.
Однако ответчик оплату поставленного коммунального ресурса надлежащим образом не произвел, задолженность составила 3.559.173 руб. 09 коп.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части взыскания 1.831.562 руб. 66 коп. задолженности, 49.012 руб. 85 коп. неустойки, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в данной части.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований истцом не оспорено.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Спорные правоотношения регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Теплоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии со ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Поскольку услугами по снабжению тепловой энергии в данном случае обеспечивалось население жилого многоквартирного дома, находящегося в управлении общества, к спорным правоотношениям применяются также Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правила N 354.
Так материалами дела подтвержден как факт подключения объектов теплоснабжения к сетям предприятия, так и факт поставки тепловой энергии на объекты ответчика.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, на территории Солнечногорского муниципального района Московской области применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению по состоянию на 30.06.2012 в размере 0,016 Гкал/кв.м. в месяц на календарный год, а не на отопительный период.
Поскольку норматив в размере 0,016 Гкал/кв.м. определен на календарный год, а не на отопительный период, коэффициент периодичности внесения платы при способе оплаты равномерно в течение года будет равен 1 (12/12), а при оплате тепловой энергии в отопительный период - 12/7.
Согласно изменениям, внесенным в Постановление Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 N 354 в части правил расчета размера платы за отопление:
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь жилого дома; N T - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; T T - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1): Pi = Si x (NT x K) x TT, где: Si - общая площадь жилого дома; N T - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году; T T - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2(2).
В случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в iм не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4).
Таким образом, в зависимости от количества, месяцев за который производится расчет по услуге отопление, применяется либо формула "площадь*норматив*тариф", либо "площадь*норматив*7/12*тариф".
Из вышеизложенного следует, что применение коэффициента 12/7 законодательством не предусмотрено, что свидетельствует о том, что расчет норматива на отопление в отношении 12 календарных месяцев является неверным.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 42 постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из вышеназванного следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и(или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, исходя из вышеназванных норм при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13.
В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил N 354, в том числе в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "б"), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Таким образом, определение объема отпущенного ресурса конкретному потребителю зависит от тех показаний, которые любым способом передает потребитель.
В соответствии с абз. 2 пункта 42(1) Правил N 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома в зависимости от типа системы горячего водоснабжения на 1 января 2018 имеют следующую характеристику:
Приборы учета на входе в дом (ОДПУ) установлены по следующим адресам: г. Солнечногорск, ул. Красная, д. 107 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Красная, д. 180 (централизованная открытая система ГВС), ул. Лесная, д. 10 (централизованная открытая система ГВС), ул. Почтовая, д. 29 (централизованная открытая система ГВС), мкр. Рекинцо, д. 27 (централизованная открытая система ГВС).
Приборы учета отсутствуют по следующим адресам: ул. 2-я Володарская, д. 6 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Набережная, д. 15 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Почтовая, д. 31 (централизованная открытая система ГВС), мкр. Рекинцо, д. 4 (централизованная открытая система ГВС), мкр. Рекинцо, д. 16 (централизованная открытая система ГВС), ул. Советсткая, д. 1 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Советская, д. 4 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Тельнова, д. 14 (централизованная открытая система ГВС), ул. Центральная, д. 11 (централизованная закрытая система ГВС).
Как следует из материалов дела, в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии на нужды отопления, приборы учета были работоспособны в период с 01.01.2018 по 30.11.2018 года, однако начиная с 01.12.2018 приборы учета вышли из строя, в связи с чем, расчет по вышеуказанным многоквартирным домам должен производится в соответствии со среднемесячным объемом за период предшествующий выходу прибора из строя (п. 59 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года).
При этом ответчик, ежемесячно, начиная с 01.01.2018 направлял в адрес истца показания индивидуальных приборов учета горячей воды, а также количество зарегистрированных жителей в квартирах, не оборудованных приборами учета.
Однако истцом при произведении расчетов переданные сведения не учтены.
В соответствии с указанными ведомостями приборов учета, ответчик произвел расчет среднемесячного потребления тепловой энергии на нужды отопления.
Таким образом, при отсутствии показаний приборов учета по вышеуказанным многоквартирным домам, ответчик произвел расчет фактического потребления тепловой энергии, руководствуясь среднемесячными объемами, в соответствии с пунктом 59 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
В отношении домов, не оборудованных приборами учета, ответчик производил расчет в соответствии с пунктом 42(1) постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, постановлением администрации Солнечногорского района N 1579 от 26.05.2015 и площадями многоквартирных домов.
Расчет стоимости произведен в соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года или по показаниям ОДПУ или исходя из объема потребления по показаниям индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения (ИПУ) установленных у жителей и нормативов для услуги горячего водоснабжения и количества зарегистрированных граждан в квартирах, не оборудованных ИПУ, в случае отсутствия ОДПУ на многоквартирном доме.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно принял контррасчет ответчика, согласно которому стоимость фактического потребления по договору теплоснабжения N 571 от 24.08.2016 за ноябрь - декабрь 2019, январь 2020 составила 1.831.562 руб. 66 коп.
Оснований для отмены судебного акта в части отказа во взыскании задолженности не имеется.
Аналогичная позиция отражена в судебных актах по делам N А41-55877/19, N А41-77478/19, вступивших в законную силу, по спорам между теми же сторонами по тому же договору, но за предыдущие периоды январь - май 2019.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" Управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку ответчиком надлежащим образом не осуществлена оплата коммунального ресурса, истец в соответствии с п. 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начислил неустойку за период с 16.12.2019 по 05.04.2019 в размере 82.302 руб. 07 коп.
В соответствии с разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Обзоре судебной практики N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ на вопрос N 3) размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019), если обязательство по оплате потребления энергетических ресурсов было исполнено до момента вынесения решения судом о взыскании законной неустойки за просрочку его исполнения, размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию неустойки определяется на день фактической оплаты основного долга.
На основании вышеизложенного, применив вышеуказанные разъяснения и Информацию Банка России о ключевых ставках, действовавших на момент частичной оплаты, с учетом частичного удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности, произведя перерасчет, суд первой инстанции правомерно и обоснованно взыскал неустойку в размере 49.012 руб. 85 коп.
Оснований для отмены судебного акта в части отказа во взыскании неустойки не имеется.
Истцом также заявлено о взыскании неустойки, начиная с 06.04.2020 по дату фактического исполнения обязательства.
Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 утвержден "Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (далее - Обзор), в соответствии с вопросом 7 которого, определено следующее.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлено, что до 01 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 6 апреля 2020.
Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06 апреля 2020 г. до 01 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 01 января 2021 г. (или в случае внесения изменений - иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020 г.
На основании вышеизложенного, требования в данной части не подлежат удовлетворению на основании статьи 10 Закона N 98-ФЗ, пунктов 3 - 5 Постановления N 424, как поданные преждевременно.
Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод истца о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, несостоятелен в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из содержания данной нормы следует, что привлечение к участию в деле третьих лиц является правом, а не обязанностью суда.
Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Следовательно, в обоснование заявленного ходатайства необходимо представить доказательства того, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права и законные интересы третьего лица по отношению к одной из сторон.
Поскольку права и обязанности третьих лиц обжалуемым судебным актом не затронуты, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении данного ходатайства. Оснований для применения ст. 51 АПК РФ не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что норматив для услуги отопления устанавливался Постановлением Администрации Солнечногорского района от 24.11.2009 N 3028, несостоятелен.
Постановление администрации Солнечногорского района от 24.11.2009 N 3028 содержит регулирование стоимости в отношении каждой из коммунальных услуг для конкретных ресурсоснабжающих организаций, среди которых, отсутствует МУП "ИКЖКХ", в нем отсутствует упоминание об установлении нормативов в отношении каких-либо услуг.
В соответствии с пунктом 7 Постановления главы Солнечногорского Муниципального района Московской области от 30.11.2010 N 3362 указанное истцом постановление главы Солнечногорского муниципального района N 3028 от 24.11.2009 утратило силу.
Таким образом, указанное Постановление действовало в период с 1 января 2010 года по 30 ноября 2010 года, нормативы же устанавливаются на более длительный период, так как их установление предполагает анализ и обобщение огромных массивов данных, таких как - площади жилых зданий, характеристики их теплопотребления, статистику температурных режимов и других данных.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что к моменту издания Постановления Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 действовало постановление Администрации Солнечногорского района N 3028 от 24.11.2009, также необоснован.
К моменту вступления в силу постановления Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 указанное Постановление Администрации Солнечногорского района было отменено распоряжением N 3362 от 30.11.2010.
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отопчению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом принять решение о применении нормативов установленных до 30.06.2012 года и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Указанное решение Московская область, как субъект РФ, приняло, издав распоряжение Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 33 от 12.09.2012, которым в п. 1 установило управляющим и ресурсоснабжающим организациям применять порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Норматив для услуги отопления, на момент издания указанного распоряжения установлен постановлением администрации Солнечногорского района N 115 от 01.02.2000.
Указанный нормативный акт принят до издания Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 5 к Постановлению Администрации Солнечногорского района N115 от 01.02.2000 норматив для услуги отопления рассчитан как норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений" в размере 0,016 Гкал, в соответствии с действующим на тот приказом Комитета Российской Федерации по Муниципальному хозяйству N 60 от 22.11.1993 "Об утверждении "Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 4.1 указанного Приказа определение нормативов теплопотребления включает расчет количества теплоэнергии, необходимого для отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда.
Уровень норматива должен обеспечивать нормальный температурный режим различных помещений внутри жилых домов и санитарно-гигиенические потребности населения. Поэтому понятие норматива теплопотребления как минимального уровня расхода теплоэнергии на нужды, например, отопления означает, что этот норматив соотнесен с минимальной нормой жилищной обеспеченности, установленной для целей выделения субсидий, без ущемления интересов потребителей".
Таким образом, Постановлением Администрации Солнечногорского района N 115 от 01.02.2000 установлен объем тепловой энергии, поставляемый в отопительный период.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно признанных необоснованными арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2020 года по делу N А41-25188/20 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25188/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК "ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ООО "УК КРЕАТИВ "СОЛНЕЧНОГОРСК"