Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф09-7188/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
11 августа 2020 г. |
Дело N А50-9202/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко Н.М.
при участии:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - Корзухина Е.И., паспорт, доверенность от 05.06.2020, диплом;
от Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - Попова Е.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2020;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 июня 2020 года по делу N А50-9202/2020,
принятое судьей Седлеровой С.С.
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946, ПАО "Т Плюс")
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭксКом" (ОГРН 1065904117872, ИНН 5904147077, ООО "УК "ЭксКом")
о признании недействительным предписания N 1848 от 18.02.2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция) от 18.02.2020 N 1848.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель в жалобе указывает, что не оказывает жильцам многоквартирного дома N 12 по ул. Пионерская в г. Перми услуги горячего водоснабжения (ГВС), не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению этого дома по смыслу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ООО "УК "ЭксКом" ввиду того, что нагрев горячей воды осуществляется в теплообменниках ГВС (бойлерах), находящихся в подвале многоквартирного дома N 12 по ул. Пионерская г. Перми; эксплуатацию и регулировку работы теплообменников осуществляет ООО "УК "ЭксКом". На ПАО "Т Плюс" не может быть возложена обязанность обеспечить предоставление качественной услуги горячего водоснабжения за пределами зоны эксплуатационной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Представитель инспекции в судебном заседании и письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 17.01.2020 в Инспекцию поступила жалоба гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 12 по ул. Пионерская в г. Перми, на низкую температуру горячей воды, поступающей из крана (л.д.38). Руководителем Инспекции изданы два распоряжения от 14.02.2020 о проведении внеплановой выездной проверки ПАО "Т Плюс" и внеплановой выездной проверки ООО "УК "ЭксКом" по вопросу соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 12 по ул. Пионерская. ООО "УК "ЭксКом" является управляющей компании данного дома, а ПАО "Т Плюс" осуществляет в этот дом поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований: в квартире N 14 во вспомогательном помещении (ванной комнате) в точке водоразбора после трех минут пропуска температура горячей воды составляет +52°С, что является нарушением пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, а также пункта 5 приложения N1 к Правилам N 354. При этом температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом составляла 63°С.
Указанные нарушения зафиксированы в актах проверки от 18.02.2020 N 1848 и N1852л, заявителю выдано предписание от 18.02.2020 N 1848 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.04.2020.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Установив, что при указанной выше температуре подаваемого в дом теплоносителя (63°С) температура горячей воды в точке разбора не может соответствовать нормативу (не ниже 60°С и не выше 75°С), суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1, 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354:
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме;
к коммунальным ресурсам относятся в том числе холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил N 354 установлено, что к коммунальным услугам относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, то есть в том числе ресурсоснабжающие организации (подпункт "в" пункта 9).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "ж" пункта 17 указанных правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
Изложенные положения о непосредственном оказании коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями предусмотрены Правилами N 354 в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018.
Пункт 4.4 части 2 статьи 44 действующей редакции ЖК РФ предусматривает возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) (далее - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом в том числе управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с договором, заключенными с каждым собственником и содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).
До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, предусмотренных часть 6 статьи 157.2, условия договоров определяются в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ).
Из материалов дела следует, что плата за услуги отопления и ГВС собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 12 по ул. Пионерская предъявляется именно ПАО "Т Плюс" (Московская область, Красногорский район, автодорога "Балтия", территория 26 км, бизнес-центр "Рига-Ленд", стр. 3), то есть заявителем по настоящему делу (л.д.46).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае именно ПАО "Т Плюс" и является исполнителем коммунальной услуги (в силу пунктов 8-9, подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354).
По договору, заключенному в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44, пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, стороной договора является ресурсоснабжающая организация (в настоящем случае - ПАО "Т Плюс"), в связи с чем именно она отвечает перед потребителем за качество предоставляемой коммунальной услуги. Каким образом будет обеспечиваться поставка в дом теплоносителя надлежащей температуры (самостоятельно или с привлечением иных организаций, энергосбытовых или сетевых), значение для потребителя не имеет.
По информации, опубликованной на официальном сайте ПАО "Т Плюс", филиал "Пермский", работающий в составе Группы "Т Плюс", объединяет генерирующие и теплосетевые активы в четырех городах Пермского края: Перми, Краснокамске, Березниках и Чайковском. В состав филиала входит 7 теплоэлектростанций, в том числе ТЭЦ-6 (https://www.tplusgroup.ru/org/perm/). С целью повышения качества и эффективности работы с поставщиками и потребителями в структуре Группы "Т Плюс" создано отдельное общество, осуществляющее энергосбытовую деятельность - АО "ЭнергосбыТ Плюс" (https://www.tplusgroup.ru/activity/supply/). Пермский филиал входит в состав АО "ЭнергосбыТ Плюс", которое оказывает услуги по исполнению сбытовых функций ПАО "Т Плюс" и теплоснабжающих предприятий компании (в том числе ООО "Пермская сетевая компания") по работе с потребителями и поставщиками тепловой энергии и горячей воды.
На официальном сайте АО "ЭнергосбыТ Плюс" в соответствии с Правилами N 354 опубликован типовой договор на оказание услуг горячего водоснабжения, электроснабжения, отопления (https://perm.esplus.ru/clients/kak-zaklyuchit-dogovor/dogovor-goryachaya-voda/).
Согласно пункту 7 данного договора ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять предоставление коммунальных услуг потребителю в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего договора.
Ресурсоснабжающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которой является для сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации в соответствии с законодательством Российской Федерации является для сетей горячего водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения - внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 24 типового договора).
Указанные положения типового договора соответствуют пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 50 Приказа Госстроя России от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ПАО "Т Плюс" обязано было обеспечить на вводе в дом такую температуру и давление теплоносителя, которые бы обеспечили получение потребителем коммунальной услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354 требованием к качеству горячего водоснабжения относится обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394).
Инспекцией в ходе проверки установлено и обществом не оспаривается, что 18.02.2020 температура горячей воды в точке водоразбора многоквартирного дома N 12 на ул. Пионерская составляла только +52°С. При этом температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом равнялась 63°С.
Между тем температурным графиком ТЭЦ-6 на отопительный сезон 2019-2020 гг., утвержденным главным инженером Пермского филиала ПАО "Т Плюс", предусмотрено, что при температуре наружного воздуха 0°С (какая была замерена 18.02.2020 Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, л.д.57) температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна быть равной 74°С.
Более того, из указанного графика следует, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе даже при положительной температуре воздуха не должна быть ниже 72°С.
То есть теплоноситель с температурой на вводе в дом 63°С заведомо не обеспечивает получение потребителем услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества. При этом, согласно актам учета тепловой энергии от 20.01.2020, 20.02.2020, 20.03.2020, 14.05.2020, поставка теплоносителя с такой температурой и ниже происходила в указанные периоды систематически (л.д.88-95).
Доводы общества о том, что вышеуказанный температурный график не согласован в качестве приложения к договору, а является лишь внутренним документом общества, устанавливает температуру теплоносителя в подающем трубопроводе на выходе с ТЭЦ-6, подлежат отклонению, так как иного температурного графика обществом не представлено.
Между тем в силу пункта 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил. В случае несоответствия указанного договора положениям настоящих Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 7 Правил N 354).
Таким образом, отсутствие температурного графика к договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, не может являться основанием для освобождения ресурсоснабжающей организации от поставки теплоносителя надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 124(2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, параметры качества теплоснабжения, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе.
Значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке поставки от температуры наружного воздуха.
Поскольку иного температурного графика в дело не представлено, суд первой инстанции правомерно руководствовался тем, что получен Инспекцией в ходе проверки.
Кроме того, необеспечение надлежащих параметров теплоносителя на вводе в дом подтверждается и актом теплоинспекции от 18.02.2020, подписанным в том числе представителем АО "ЭнергосбыТ Плюс" (л.д.116), которое, как уже указано в постановлении, специально создано заявителем (ПАО "Т Плюс") для обеспечения качества и эффективности работы с поставщиками и потребителями.
Другим актом теплоинспекции от 29.07.2019, подписанным АО "ЭнергосбыТ Плюс", подтверждается также готовность рассматриваемого многоквартирного дома к отопительному сезону 2019-2020 гг. (л.д.165-166).
Таким образом, Инспекцией доказано, что предоставление потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества произошло в результате необеспечения заявителем надлежащих параметров теплоносителя на вводе в жилой дом. В связи с чем выдача обществу предписания от 18.02.2020 N 1848 об устранении выявленных нарушений полностью соответствует действующему законодательству (ЖК РФ, Правилам N354).
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Устный довод представителя общества о ненаправлении ему Инспекцией оспариваемого предписания опровергается тем, что его копия представлена в дело самим обществом. Возможное нарушение срока отправки предписания значения не имеет, так как нарушение срока обращения в суд за оспариванием предписания заявителю не вменяется, все его доводы рассмотрены по существу.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2020 года по делу N А50-9202/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9202/2020
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭКСКОМ"