г. Вологда |
|
12 августа 2020 г. |
Дело N А05-15826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 августа 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
при участии от акционерного общества "Машиностроительный завод "Армалит" Сидоренкова В.В. по доверенности от 10.02.2020 N 08-25-14-2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2020 года по делу N А05-15826/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Машиностроительный завод "Армалит" (ОГРН 1027802712530, ИНН 7805148130; адрес: 198097, Санкт-Петербург, улица Трефолева, дом 2, литер Н, помещение 3Н, комната 56; далее - АО "МЗ "Армалит", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее - УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 02.12.2019 N 04-05/6552 по делу N 71юл-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное обществе "Центр судоремонта "Звездочка" (далее - АО "ЦС "Звездочка", заказчик), общество с ограниченной ответственностью "АСТ ГОЗ" (далее - ООО "АСТ ГОЗ").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены, решение управления признано недействительным.
УФАС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на не рассмотрение всесторонне имеющихся в деле документов. Полагает, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что Комиссия антимонопольного органа, рассмотревшая жалобу заявителя, вынесла решения на основании поступивших к ней документов и сведений, которые изучены комиссией в полном объеме. Считает, что оспариваемое решение управления по делу N 71юл-19 соответствует требованиям Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "ЦС "Звездочка" в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, просило ее удовлетворить, решение суда - отменить.
От ООО "АСТ ГОЗ" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя АО "МЗ "Армалит", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 21.11.2019 в УФАС поступила жалоба АО "МЗ "Армалит" на действия организатора запроса предложений с ограниченным перечнем участников (извещение N 31908388020).
По мнению заявителя, АО "ЦС "Звездочка" (заказчиком) допущено нарушение процедуры проведения конкурса, которые выразились в следующем:
- протокол от 22.10.2019 N 560/1412-2 подписан с нарушением сроков, закрепленных в Положении о закупке, утвержденном решением Совета директоров АО "ЦС "Звездочка" (протокол от 26.12.2018 N 303) (далее - Положение о закупке);
- необоснованное направление запроса о подтверждении и предоставлении сведений, которые были поданы участником конкурса в сроки и в соответствии с требованиями закупочной документации, что позволило заказчику необоснованно отодвинуть срок подписания протокола N 560/1412-2 и провести переторжку;
- предоставление бюллетеней членами закупочной комиссии (далее - ЗК), голосовавшими заочно, в процессе заседания ЗК, что является нарушением Положения о закупке АО "ЦС "Звездочка",
- размещение в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокола N 560/1412-2 о проведении переторжки после предусмотренной протоколом даты ее проведения.
В связи с этим общество просило УФАС признать недействительными протокол от 22.10.2019 N 560/1412-2 заседания ЗК по рассмотрению и оценке заявок участников запроса предложений в электронной форме, а также проведенную переторжку и итоговый протокол от 08.11.2019 N 560/1412-3 заседания ЗК, обязать заказчика организовать проведение конкурса повторно.
По результатам рассмотрения названой жалобы общества управлением принято решением от 02.12.2019 N 04-05/6552 по делу N 71юл-19029/07/3.2-830/2019, которым данная жалоба признана необоснованной, поскольку УФАС не выявило нарушений ЗК при проведении закупочной процедуры.
Не согласившись данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования учреждения, при этом обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 названного Закона предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется, в том числе, в случаях: осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
Как установлено в части 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Согласно положениям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Как установлено управлением и отражено в оспариваемом решении, 10.10.2019 заказчиком на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размешено извещение N 31908388020 о проведении запроса предложений с ограниченным перечнем участников в электронной форме на право заключения договора на поставку кранов шаровые в количестве 389 шт.
Начальная (максимальная) цена договора - 88 256 456,17 руб.
Из письменных пояснений заказчика следует, что в период приема заявок на участие в закупочной процедуре с 11.10.2019 по 22.10.2019 к участию в закупочной процедуре подано 3 заявки: АО "МЗ "Армалит" (идентификационный номер участника 50701), акционерное общество "НПФ "ЦКБА" (далее - АО "НПФ "ЦКБА" (идентификационный номер участника 26991)), акционерное общество "ЭНАРМИ" (далее - АО "ЭНАРМИ" (идентификационный номер участника 20722)).
Поскольку заявки участников АО "МЗ "Армалит" и АО "НПФ "ЦКБА" представлены не в полном объеме, то в процессе работы ЗК возникла необходимость в проведении дополнительного этапа "Запрос сведений" в соответствии с требованиями пункта 4.1.18 раздела 4 "Информационная карта" закупочной документации. Участники в составе заявки для подтверждения соответствия предлагаемой продукции (предмета закупки) требованиям, установленным в пункте 4.1.17 раздела 4 "Информационная карта" закупочной документации должны были представить соответствующие документы.
В адрес участников 30.10.2019 заказчиком направлены запросы уточнений.
От АО "МЗ "Армалит" и от АО "НПФ "ЦКБА" ответы поступили 30.10.2019.
На очно-заочном заседании ЗК 05.11.2019 были рассмотрены и признаны соответствующими требованиям документации о закупке заявки участников: АО "МЗ "Армалит", АО "НПФ "ЦКБА", АО "ЭНАРМИ" (протокол заседания ЗК от 22.10.2019 N 560/1114-2) и назначена переторжка на 07.11.2019 в 14:00 между участниками закупочной процедуры.
Протокол заседания ЗК от 22.10.2019 N 560/1114-2 подписан председателем ЗК 06.11.2019.
В ходе проведения очной переторжки на электронной площадке ACT ГОЗ 07.11.2019 в период с 14:00 до 15:01 АО "МЗ "Армалит" и АО "ЭНАРМИ" улучшили свои первоначальные ценовые предложения.
АО "ЭНАРМИ" 07.11.2019 в 15:49 представило откорректированные документы, определяющие его коммерческое предложение с учетом новой цены, полученной после переторжки.
АО "МЗ "Армалит" 07.11.2019 в 16:38:11 представило откорректированные документы, определяющие его коммерческое предложение с учетом повой цены, полученной после переторжки.
На очно-заочном заседании ЗК 12.11.2019 АО "ЭНАРМИ" признано победителем закупочной процедуры (протокол от 08.11.2019 N 560/1412-3).
Изложив лишь обстоятельства проведенной заказчиком закупочной процедуры, УФАС в оспариваемом решении указало, что "Таким образом, управлением не выявлено нарушений закупочной комиссией при проведении закупочной процедуры.".
В связи с этим, со ссылкой на часть 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ ответчик указал, что рассмотрение антимонопольным органом жалобы должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования, УФАС признало жалобу АО "МЗ "Армалит" необоснованной.
Не соглашаясь с решением управления и признавая его недействительным, суд первой инстанции, подробно проанализировав Положение о закупке применительно к обстоятельствам проведения заказчиком закупочной процедуры, пришел к верному выводу об отсутствии у ответчика оснований для отказа в удовлетворении жалобы общества.
При этом, как справедливо отмечено в обжалуемом судебном акте, фактически антимонопольный орган уклонился от оценки доводов заявителя, ограничившись лишь контстатацией последовательных процедур совершения заказчиком и участниками закупки соответствующих действий по её проведению.
Между тем в решении суда правильно установлены обстоятельства спора и отражены мотивированные, основанные на имеющихся в деле доказательствах выводы о незаконности решения управления.
Как верно установлено судом, в АО "ЦС "Звездочка" принято Положение о закупке, из пунктов 1.1 и 1.2 которого следует, что данное Положение определяет единые правила осуществления закупочной деятельности, подлежит обязательному применению в АО "ЦС "Звездочка".
Подпунктом 3 пункта Д.5.7 Положения о закупке установлено, что заседания могут проводиться в том числе в очно-заочной форме - члены ЗК, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать на заседании ЗК, заполняют опросные бюллетени до заседания, остальные члены ЗК проводят заседание в очной форме. В случае невозможности личного участия в заседании ЗК при проведении очного заседания, член ЗК вправе представить письменное мнение по вопросам, рассматриваемым ЗК путем направления его секретарю, в том числе путем электронного сообщения.
Пунктом Д.5.16.6 названого Положения установлено, что протокол заседания ЗК оформляется на бумажном носителе по формам, утвержденным Альбомом форм, и подписывается всеми членами ЗК, присутствующими на заседании, не позднее 10 (десяти) дней с даты проведения заседания или даты окончания приема бюллетеней при заочном голосовании. Версии протоколов заседаний ЗК, подготовленные для размещения, размещаются в Единой информационной системе (ACT ГОЗ - для заказчиков II группы) не позднее чем через 3 (три) дня со дня их подписания.
Согласно пункту Д.5.16.10 Положения о закупке к протоколу очно-заочного заседания ЗК прилагаются материалы, представлявшиеся членам ЗК на рассмотрение, а также заполненные отсутствующими членами ЗК бюллетени, представленные до проведения очного заседания. Протокол по результатам очно-заочного заседания ЗК, подписывается секретарем ЗК и присутствующими членами ЗК.
В соответствии с пунктом Д.5.16.11 упомянутого Положения датой подписания протокола, составляемого в ходе закупки, является дата подписания протокола председателем ЗК (заместителем председателя ЗК) либо дата подписания председательствующею в случае проведения заседания без присутствия председателя ЗК (заместителя председателя ЗК).
В материалах дела усматривается, что общество в своей жалобе ссылалось на нарушение срока подписания протокола от 22.10.2019 N 560/1412-2, однако данные доводы не нашли какой-либо оценки в решении управления.
Вместе с тем апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности данного довода заявителя.
Так, протокол от 22.10.2019 N 560/1412-2 заседания ЗКпо рассмотрению и оценке заявок участников запроса предложений с ограниченным перечнем участников в электронной форме содержит две даты. На титульном листе указано "Протокол от 22.10.2019", на последнем листе указано "Протокол подписан 06.11.2019" (том 2, листы 106-107).
Однако согласно пункту 5.1.19 Положения о закупке датой подписания протоколов, составляемых в ходе закупки, является дата подписания протокола председателем ЗК/заместителем председателя ЗК либо подписания председательствующим в случае проведения заседания без присутствия председателя ЗК/заместителя председателя ЗК. Дата подписания должна быть не позднее 10 календарных дней с даты заседания ЗК.
Таким образом, суд правомерно согласился с доводом общества в том, что срок подписания протокола, с момента заседания ЗК, составил 14 календарных дней, что является прямым нарушением требований пункта 5.1.19 Положения о закупке.
При этом суд критически воспринял пояснения представителя управления о том, что дата 22.10.2019 указывается секретарем, "проектная дата", это дата окончания подачи заявок, а не дата протокола.
Судом учтено, что представитель заказчика не мог пояснить, что означает дата на протоколе "22.10.2019", а лишь указал, что эта дата проставляется в ходе подготовки к закупочной комиссии, фактически заседание закупочной комиссии состоялось 05.11.2019.
Вместе с тем тот факт, что заседание ЗК состоялось именно 05.11.2019, ни управлением, ни третьими лицами документально не подтвержден.
В свою очередь судом установлено, что в Положении о закупке приведены формы протоколов (пример: форма 19, форма 20), в соответствии с которыми на титульном листе в правом верхнем углу проставляется именно дата подписания протокола.
Как верно отмечено судом, данное Положение и закупочная документация не предусматривают наличие некой "проектной даты" в подписанном и готовом к официальному размещению протоколу в ЕИС и ACT ГОЗ.
Кроме того, судом выявлено, что отсутствующие члены ЗК представили бюллетени 05.11.2019, при этом материалами дела не подтверждается, что бюллетени были представлены до заседания ЗК, в ЕИС отсутствует протокол заседания от 05.11.2019, что не отрицается подателем жалобы и заказчиком.
Между тем суд не согласился с доводом общества о нарушении срока размещения протокола от 22.10.2019 N 560/1412-2 в ЕИС.
В частности, как следует из материалов дела, протокол подписан 06.11.2019, размещен заказчиком в ЕИС только 11.11.2019.
Частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока в нерабочий день, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В данном случае третьим днем с даты подписания 06.11.2019 протокола является 09.11.2019 (суббота), следовательно, как верно отмечено судом, протокол размещен 11.11.2019 с соблюдением установленного срока.
Вместе с тем суд установил, что, указывая в решении на представление обществом заявки не в полном объеме, ответчик в оспариваемом решении не указал, какие именно документы не были представлены заявителем в адрес заказчика.
В свою очередь, материалами дела подтверждается, что обществом представлены сведения с АСТ ГОЗ о документах, предоставляемых в составе заявки, в которых выделены загруженные 22.10.2019 документы и документы, повторно представленные 30.10.2019.
Как предусмотрено пунктом В.1.4.4 Положения о закупке, запросы направляются участникам процедуры закупки с использованием АСТ ГОЗ после размещения в ЕИС для заказчиков I группы) протокола заседания ЗК с решением о направлении запросов.
Однако, в нарушение указанного пункта Положения о закупке в протоколе от 22.10.2019 N 560/1412-2, подписанном 06.11.2019, не отражено решение ЗК о необходимости проведения дополнительного этапа "Запрос сведений" который был проведен организатором конкурса 30.10.2019.
Протокол о проведении дополнительного этапа в ЕИС также не размещен.
В протоколе от 22.10.2019 указано, что заявка удовлетворяет по существу требованиям и условиям закупочной процедуры, изложенным в извещении.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, 31.10.2019, то есть через сутки после реального направления запросов и получения ответов, в ACT ГОЗ размещен документ под названием "Запрос сведений", который недоступен для ознакомления с момента размещения, тогда как в силу части 4 статьи 4 Закона N 223-ФЗ размещенная в ЕМС и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке должна быть доступна для ознакомления.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства и содержание оспариваемого решения управления, суд первой инстанции правомерно отметил, что позиция УФАС по всем доводам жалобы в решении антимонопольного органа не отражена, оценка указанным доводам вообще не дана.
В месте с тем, как верно указано судом, комиссия УФАС обязана была дать оценку всем доводам жалобы, и признать жалобу обоснованной (в части нарушения срока подписания протокола, неопределенности даты заседания ЗК, необоснованности направления запроса, нарушения срока представления бюллетеней членами ЗК, голосовавшими заочно, размещения протокола с решением о проведении переторжки после ее проведения).
Ввиду отсутствия в тексте оспариваемого решения какой-либо мотивировки отклонения ответчиком доводов заявителя, изложенных в его жалобе, решение управления не может быть признано обоснованным и законным.
В связи с этим суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2020 года по делу N А05-15826/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15826/2019
Истец: АО "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "АРМАЛИТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: АО "Центр судоремонта "Звездочка", ООО "АСТ ГОЗ", Федеральная антимонопольная служба