город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2020 г. |
дело N А32-59809/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудо В.А.,
при участии:
от истца: представитель Мирошникова Т.П. по доверенности от 17.01.2020;
от ответчика: представитель Крохмаль Д.А. по доверенности от 26.12.2019;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.06.2020 по делу N А32-59809/2019
по иску садоводческого кооператива "Ветеран" (ИНН 2355009575,
ОГРН 1032330758350)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984,
ОГРН 1092312004113)
при участии третьего лица - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (ОГРН 1072348002253, ИНН 2348027076)
об обязании заключить новый договор аренды лесного участка без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
садоводческий кооператив "Ветеран" (далее - истец; кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - ответчик; министерство) об обязании заключить новый договор аренды лесного участка без проведения торгов площадью 1,25 га с кадастровым номером 23:33:1504001:134, расположенного по адресу: Краснодарский край, Джубгское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество: квартал N 170А часть выдела 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-07-02-08-00117; квартал N 170А часть выдела N 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-07-02-08-00118; квартал N 170А часть выдела N 2, номер учетной записи в государственном лесном реестре N 223-07-02-08-00119, сроком на 10 лет на условиях проекта договора, предложенного ответчиком (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2020 суд обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края заключить с садоводческим кооперативом "Ветеран" новый договор аренды лесного участка без проведения торгов площадью 1,25 га с кадастровым номером 23:33:1504001:134, расположенного по адресу: Краснодарский край, Джубгское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество: квартал N 170А часть выдела 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-07-02-08-00117; квартал N 170А часть выдела N 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-07-02-08-00118; квартал N 170А часть выдела N 2, номер учетной записи в государственном лесном реестре N 223-07-02-08-00119, сроком на 10 лет. В остальной части иска - отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство природных ресурсов Краснодарского края в порядке гл. 34 АПК РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы министерство указывает, что при наличии установленного порядка на заключение договоров аренды без проведения торгов, а также результатов предоставленной заявителю государственной услуги, выраженных в отказах министерства (от 10.09.2019 N 202-06.3-10-27599/19, от 05.12.2019 N 202-06.3-10-36586/19) в заключении договора аренды лесного участка на новый срок, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты, а вынесенное решение противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". У министерства отсутствовали правовые основания для заключения с заявителем договора аренды лесного участка без проведения торгов на новый срок на основании статьи 74 ЛК РФ ввиду того, что норма указанной статьи предусматривает, что арендаторы по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов, если лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет. Министерство полагает, что законодательством установлено, что преимущественного права на заключение договора аренды лесного участка на новый срок лишены арендаторы, приобретшие ранее право аренды на срок до десяти лет. Поскольку срок действия первоначального договора от 14.07.2006 N 1/7-06 составляет 10 лет и не больше, то его заключение без проведения торгов противоречит вышеуказанным положениям части 1 статьи 74 ЛК РФ и части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ. Также ответчик указал, что в рассматриваемом случае спорный лесной участок изначально был предоставлен заявителю в аренду по договору от 14.07.2006 N 1/7-06, заключенному по результатам торгов-конкурса, в дальнейшем договор аренды был переоформлен с целью приведения его в соответствии с ЛК РФ в 2008 году. При этом переоформление договора аренды с целью приведения его в соответствие вступившему в действие с 01.01.2007 ЛК РФ и указание в договоре от 23.12.2008 N 208/11-08 срока действия договора 10 лет не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал на доводы апелляционной жалобы, настаивал на законности вынесенного судом первой инстанции решения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурса на право аренды участков лесного фонда, на основании протокола N 2 от 13.07.2006 между федеральным государственным учреждением "Джубгский опытный лесхоз" и СК "Ветеран" заключен договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей N 1/7-06 от 14.07.2006 сроком на 10 лет с местоположением:
- квартал N 170, часть выдела N 2 площадью - 0,65 га., часть выдела N 3 площадью 0,15 га., часть выдела N 17 площадью 0,45 га., общей площадью 1,25 га., в Джубгском лесничестве федерального государственного учреждения "Джубгский опытный лесхоз".
В целях приведения вышеуказанного договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, на основании приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 21.112008 N 894 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 14.07.2006 N 1/1-06" между государственным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу" и СК "Ветеран" заключен договор аренды лесного участка N 208/11-08 от 23.12.2008 для осуществления рекреационной деятельности.
По данному договору в аренду передан лесной участок общей площадью 1,25 га (участок N 1 - площадью 0,45 га., участок N 2 - площадью 0,15 га., участок N 3 - площадью 0,65 га) с месторасположением:
- Краснодарский край, Джубгское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество, квартал 170А, части выделов N 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-07-02-08-00117;
- Краснодарский край, Джубгское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество, квартал 170А, части выделов N 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-07-02-08-00118;
- Краснодарский край, Джубгское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество, квартал 170А, части выделов N 2, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-07-02-08-00119.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 09.11.2009 N 23-23-13/032/2009-451.
Лесной участок передан СК "Ветеран" по акту приема-передачи.
Срок действия договора составляет 10 лет с 01.01.2009 по 01.01.2019.
Дополнительным соглашением от 09.12.2012 к договору аренды лесного участка N 208/11-08 от 23.12.2008 изменен срок действия договора, который согласно пункту 2 составил 49 лет до 31.12.2057.
Дополнительное соглашение от 09.12.2012 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 19.03.2013.
Дополнительные соглашения между арендодателем ГКУ "Комитет по лесу" и арендатором СК "Ветеран" заключались неоднократно, на протяжении всего срока действия договора аренды лесного участка.
Так, 30.12.2012 заключено еще одно дополнительное соглашение вносившее изменение в приложения N 1, N 2, N 3 договора аренды лесного участка (зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 24.09.2013), а также дополнительное соглашение от 09.10.2014 (регистрация в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 27.10.2014).
08.02.2019 между ГКУ КК "Комитет по лесу" и СК "Ветеран" заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 208/11-08 от 23.12.2008, в котором пункт 7.1. основного договора аренды изложен в следующей редакции:
7.1. "Настоящий договор заключен сроком на 10 лет".
Дополнительное соглашение от 08.02.2019 к договору аренды лесного участка N 208/11-08 от 23.12.2008 зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 18.02.2019, номер 23:33:0000000:111-23/013/2019-111.
Необходимость очередного изменения сроков договора аренды лесного участка, теперь уже с 49 лет на 10 лет, арендодатель объяснил арендатору тем, что предыдущий срок не соответствовал действующему Лесохозяйственному регламенту Джубгского лесничества.
СК "Ветеран" продолжил пользоваться арендованным лесным участком, своевременно и в полном объеме вносил арендную плату. Требований об освобождении арендованного лесного участка в адрес СК "Ветеран" не поступало.
Позднее, СК "Ветеран" выяснил, что лесным законодательством определен порядок по заключению договора на новый срок.
В августе 2019 г. истец обратился к ответчику с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Письмом от 10.09.2019 N 202-06.3-10-27599/19 ответчик отказал истцу в предоставлении государственной услуги по заключению нового договора аренды.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации СК "Ветеран" направил в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края письмом от 05.11.2019 N 2/11 оферту (проект нового договора аренды лесного участка).
Письмом от 05.12.2019 N 202-06.3-10-36586/19 министерство отказало в заключении с СК "Ветеран" договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Отказы мотивированы тем, что статьей 74 Лесного участка Российской Федерации установлена совокупность условий, при наличии которых арендатор имеет право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, в том числе срок ранее заключенного на торгах договора должен составлять от 10 лет. При этом, заявление должно быть подано не ранее, чем за три месяца и не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия договора аренды лесного участка.
Отказывая в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов Министерство указало кооперативу на то, что срок действия договора аренды установлен до 01.01.2019, а заявление подано 12.08.2019, то есть после истечения срока действия договора.
Более того, в процессе рассмотрения настоящего спора Министерством указано, что срок действия первоначального договора аренды от 14.07.2006 N 1/7-06 составляет менее 10 лет, что также лишает права истца на заключение договора на новый срок без торгов.
Не согласившись с доводами министерства, кооператив обратился в арбитражный суд с требованиями о понуждении заключить договор в порядке искового производства.
В соответствии с п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Обязанная заключить договор сторона должна в течение тридцати дней со дня получения проекта договора рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий). Таким образом, требование о понуждении заключить договор аренды земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом уполномоченному органу оферты (проекта договора) и получении от него отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.
Из материалов дела следует, что письмом от 05.11.2019 N 2/11 истец направил в адрес ответчика оферту (проект нового договора аренды лесного участка), ввиду чего суд первой инстанции правомерно установил, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статья 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, подлежащей применению с 01.03.2017.
Положениями части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату обращения истца) предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
В части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень условий, при совокупности которых гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок.
Из названной нормы следует, что арендаторы, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, заключенные на срок 10 лет и более, получили право заключить новый договор аренды лесных участков без торгов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного лесного конкурса общество и "Джубгский опытный лесхоз" заключили договор аренды участка лесного фонда от 14.07.2006 сроком на 10 лет. В связи со вступлением в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации и в целях приведения в соответствие с законодательством условий договоров аренды 23.12.2008 стороны заключили договор аренды лесного участка N 208/11-08 сроком на 10 лет.
Дополнительным соглашением от 09.12.2012 изменен срок действия договора, который согласно пункту 2 составил 49 лет до 31.12.2057, дополнительным соглашением от 08.02.2019 пункт 7.1. основного договора аренды изложен в следующей редакции: "Настоящий договор заключен сроком на 10 лет".
При этом, как верно указал суд первой инстанции, фактическое пользование лесным участком по договору аренды, заключенному по результатам торгов, началось с момента передачи лесных участков в аренду, то есть с 14.07.2006.
Данное обстоятельство подтверждено документально и не оспаривается.
Следовательно, лесной участок находился во владении и пользовании более 10 лет. Доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении арендатором договорных обязательств, в материалы дела не представлено.
Указанная позиция согласуется с изложенной в определении Верховного Суда РФ от 09.11.2018 N 301-КГ18-18151 по делу N А43-17672/2017.
Частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлена совокупность условий направленная на пресечение заключения договора на льготных условиях именно с недобросовестным арендатором лесного участка.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае, учитывая неоднократное продление арендодателем спорного договора аренды лесного участка, арендатор фактически был лишен возможности подать заявление о заключении нового договора аренды лесного участка в установленные законом сроки, так как был убежден, что договор аренды пролонгирован вышеуказанным дополнительным соглашением.
Условие о нарушении срока обращения арендатора о заключении нового договора аренды лесного участка ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации не содержит.
Лишение истца возможности заключения нового договора аренды лесного участка без проведения аукциона является своего рода санкцией за ненадлежащие исполнение им условий договора аренды либо порядка реализации предусмотренного права на получения лесного участка в аренду по упрощенной процедуре, без проведения торгов.
В этой связи при решении вопроса о наличии оснований для заключения договора без аукциона, следует проанализировать допущенное арендатором нарушение с точки зрения их общественной опасности, а также руководствоваться принципами справедливости, индивидуализации и соразмерности тяжести допущенного нарушения и негативных последствий в виде отказа в заключении договора аренды без аукциона.
В рассматриваемом случае истцом не допущено нарушений условий договора, а также природоохранного законодательства, нарушение срока подачи заявления, в силу указанных обстоятельств, носит формальный характер, который не повлек вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений и допущено не по вине истца. Более того, спорный земельный участок из пользования истца не выбывал, арендные платежи вносятся арендатором и принимаются арендодателем.
Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии совокупности условий, перечисленных в части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставляющих право кооперативу на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2020 по делу N А32-59809/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-59809/2019
Истец: САДОВОДЧЕСКИЙ КООПЕРАТИВ "ВЕТЕРАН", СК Ветеран
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11914/2021
08.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11224/2021
30.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-59809/19
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9437/20
12.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10179/20
02.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-59809/19