Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2020 г. N Ф07-13757/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
17 августа 2020 г. |
Дело N А66-10425/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 августа 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2020 года по делу N А66-10425/2019,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Хрустальная д. 37, к. 1" (адрес: 170021, город Тверь, улица Хрустальная, дом 37, корпус 1; ОГРН 1116952078308, ИНН 6952031540; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - управление) о взыскании 278 500 руб. 41 коп., в том числе 140 898 руб. 38 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с мая 2016 года по октябрь 2018 года многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная д. 37, к. 1, в связи с размещением в нем федерального имущества жилых помещений, принадлежащего Российской Федерации - квартир N 71, 152, 65, 90, 188, 74, 34, 40, 58; 137 602 руб. 03 коп. задолженности за период с мая 2016 года по октябрь 2018 года по оплате услуг за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная д. 37, к. 1 (содержание дома, содержание лифтов, содержание домофона, вывоз ТБО (мусора), обслуживание пожарной сигнализации, разовый целевой взнос на благоустройство и озеленение согласно решениям общего собрания собственников МКД) и коммунальных услуг, в связи с размещением в нем федерального имущества жилых помещений, принадлежащего Российской Федерации - квартир N 71 и 152 (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство), администрации города Твери (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2020 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилось, просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании протокола от 22.09.2011 N 1 общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д. 37, к. 1 (в форме заочного голосования) товарищество управляет многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д. 37, к. 1 с 15.12.2011.
Протоколом от 18.02.2014 N 5 общего собрания собственников указанного многоквартирного жилого дома, утверждены и установлены взносы на проведение капитального ремонта в размере 7 руб. 70 коп., определено формирование фонда капитального ремонта на специальном счете в банке.
Кроме того, протоколами от 23.03.2015 N 8, от 25.03.2016 N 9, от 23.03.2017 N 1, от 30.03.2018 N 1 общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д.37, к.1 установлены размеры оплаты за содержание жилых помещений в указанном многоквартирном доме (содержание дома, содержание лифтов, содержание домофона, вывоз ТБО (мусора), обслуживание пожарной сигнализации, разовый целевой взнос на благоустройство и озеленение согласно решениям общего собрания собственников МКД).
В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д.37, к. 1 расположены жилые помещения, относящиеся к федеральной собственности Российской Федерации - жилые помещения (квартиры), находящиеся по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д. 37, к. 1, в том числе: квартира N 34 общей площадью 81,5 кв. м, квартира N 40 общей площадью 62,6, кв. м, квартира N 58 общей площадью 50,2 кв. м, квартира N 71 общей площадью 64,2 кв. м, квартира N 74 общей площадью 97 кв. м, квартира N90 общей площадью 97,3 кв. м, квартира N 152 общей площадью 62,8 кв. м, квартира N 188 общей площадью 82,6 кв. м, квартира N 65 общей площадью 62,8 кв. м (до 19.10.2016).
Истец, ссылаясь на то, что в период с мая 2016 года по октябрь 2018 года ответчиком не уплачены взносы на капитальный ремонт по жилым помещениям (квартирам N 34, 40, 58, 71, 74, 90, 152, 188, 65, находящимся по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д.37, к. 1), а также на то, что ответчик уклонился от внесения платежей по содержанию и обслуживанию общего имущества спорного многоквартирного жилого дома, коммунальных услуг, в котором размещены спорные помещения, за ним образовалась задолженность по их оплате в общем размере 278 500 руб. 41 коп., с требованием о взыскании которой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением (в редакции уточнений). Претензия, направленная истцом ответчику, оставлена последним без удовлетворения.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Часть 1 статьи 158 ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу подпунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
По общему правилу, установленному пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, предусмотренного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
По смыслу приведенных норм собственник жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязан нести расходы как по содержанию общего имущества, так и расходы на коммунальные услуги в силу прямого указания закона.
Товарищество согласно протоколу от 22.09.2011 N 1 управляет многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д. 37, к. 1, с 15.12.2011. Факт предоставления истцом спорных услуг подтверждается материалами дела. Доказательств погашения управлением долга в материалы дела ответчиком не представлено.
Податель жалобы, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе указал, что Российской Федерации в спорный период на праве собственности принадлежали жилые помещения - квартиры N 34, 40, 58, 71, 74, 90, 152, 188, 65 (до 19.10.2016), находящиеся по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д. 37, к. 1, и вышеуказанные квартиры приобретены для нужд министерства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Хрустальная, д. 37, к. 1: квартиры N 34, 40, 58, 65, 71, 74, 90, 152, 188 - зарегистрирована собственность Российской Федерации 16.04.2010. В материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Кроме того, при рассмотрении дела N А40-225010/2015 судами установлено, что, квартиры N 34, 40, 58, 65, 71, 74, 90, 152, 188 приобретены в собственность Российской Федерации 16.04.2010 и доказательства их передачи министерству на каком-либо праве отсутствуют. Так, выписки из ЕГРН не содержат сведений о том, что квартиры находились в спорный период у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, Минобороны России не является в рассматриваемом случае уполномоченным представителем собственника - Российской Федерации. Доказательств того, что указанные квартиры были приобретены в собственность Российской Федерации и переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление Вооруженным силам Российской Федерации материалы дела также не содержат.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела доказательства передачи министерству на каком-либо праве спорных квартир также не представлены. Доказательств передачи спорных помещений в спорный период во владение, пользование и распоряжение иным лицам или органам власти материалы дела не содержат. Доказательства того, что квартиры N 71 и 152 с мая 2016 года по октябрь 2018 года переданы по договору найма гражданам, отсутствуют.
В силу статей 124, 125 ГК РФ, положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на управление возложены полномочия по управлению имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, в том числе содержание жилых помещений и внесение платы за коммунальные услуги.
Факт оказания товариществом услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, а также предоставления коммунальных услуг подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательства несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и уплаты спорных коммунальных платежей управлением в материалы дела не представлены.
Доказательства некачественного выполнения оказанных услуг в материалы дела также не представлены и управление на их наличие не ссылается.
С учетом установленных обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно ответчик является лицом, обязанным оплатить истцу оказанные им в спорный период спорные услуги.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2020 года по делу N А66-10425/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10425/2019
Истец: ТСЖ "Хрустальная д.37 к.1"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: Администрацию города Твери, Министерство обороны Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1113/2021
18.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13757/20
17.08.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3951/20
20.03.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10425/19
20.11.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-10425/19