Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф08-10529/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2020 г. |
дело N А53-1053/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл": представители Петров А.В., по доверенности от 01.04.2019, Шевцов А.Н., по доверенности от 09.01.2020,
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия: представитель Помникова О.И., по доверенности от 27.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2020 по делу N А53-1053/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2019 N В-27.5/11-2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 стать 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие в постановлении и решении ссылок о нарушении обществом проекта разработки нефтяного месторождения и (или) лицензии ЭЛИ 00373 НЭ. Считает, что административным органом неправильно истолкован закон и вынесено незаконное постановление и решение. Считает, что суд первой инстанции при исследовании мотивированного представления о назначении внеплановой проверки должен был проверить его на наличие анализа должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда либо возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общество считает, что акт проверки не является надлежащим доказательством вмененного правонарушения, ссылается на процессуальные нарушения при проведении проверки. Указывает на то, что при проверке присутствовал ненадлежащий представитель общества.
В дополнениях к апелляционной жалобе общество указывает на необоснованность квалификации допущенного нарушения по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, ссылается на пропуск годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзывах, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 13.08.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЕвроСибОйл" является пользователем недр по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ. Наименование участка недр предоставленного в пользование - Надеждинский. Вид пользования недрами - для разведки и добычи полезных ископаемых. Наименование основных видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр - углеводородное сырье. Участок недр расположен в Черноземельском районе Республики Калмыкия. Лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) 28.03.2014 за N 107. В бланк лицензии на пользование недрами ЭЛИ 00371 НЭ внесены изменения, которые зарегистрированы Отделом геологии и лицензирования по Республике Калмыкия Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу 28.06.2016 за N 111. Дата окончания действия лицензии 25 декабря 2036 года.
Соблюдение условий пользования недрами установлены в приложении N 1 к лицензии ЭЛИ 00371 НЭ.
В соответствии с пунктом 4.3. условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 7 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых".
В соответствии с пунктом 10 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Разработка Надеждинского участка недр осуществляется в соответствии с "Дополнение к проекту разработки Надеждинского нефтяного месторождения". На данный проект имеется протокол заседания Северо-Западной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2013 N 923 и заключение Минэнерго России от 11.12.2013 N 05-1775. Дополнение к проекту разработки Надеждинского месторождения согласовано по авторскому второму варианту.
В Управление поступило обращение Управления ФСБ России по Республике Калмыкия от 12.04.2019 N 63/5003 о результатах анализа: отчета по геологическому изучению недр, разработке месторождений углеводородного сырья на лицензионных площадях и месторождениях за 2018 год; сведений о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья по форме федерального статистического наблюдения N 1 -ЛС за 2018 год; отчетов о работе добывающих скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; справки о состояния фонда скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; лицензии ЭЛИ 00371 НЭ с приложением.
Заявлением от 20.05.2019 N 09-2/1131 Управление направило в Прокуратуру Республики Калмыкия для согласования приказ Управления о проведении внеплановой проверки от 20.05.2019 N109 и другие документы направлены.
Решением Прокуратуры Республики Калмыкия от 21.05.2019 внеплановая выездная проверка в отношении Общества была согласована.
При проведении внеплановой выездной проверки ООО "ЕвроСибОйл", государственными инспекторами Управления было установлено, что пользование недрами Надеждинского участка недр осуществляется с нарушением условий лицензии ЭЛИ 00371 НЭ и действующего проектного документа по разработке Надеждинского нефтяного месторождения, а именно:
- добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-88,0%);
- действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 года составляет 3 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения;
- документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Надеждинского месторождения, не представлены;
- утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Надеждинского месторождения не представлен;
- проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения;
- оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования;
- утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа ООО "ЕвроСибОйл" не представлен;
- документы из перечня первичной документации (журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях не представлены.
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.12.2019 N В-27/11-2019.
В связи с выявленными нарушениями, 17.12.2019 старшим государственным инспектором Управления, в присутствии представителя общества - Котляревского А.С., составлен протокол об административном правонарушении N В-27.5/11-2019.
24.12.2019 старшим государственным инспектором Управления, в присутствии представителя общества - Котляревского А.С., рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания N В-27.5/11-2019, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Полагая, что постановление управления от 24.12.2019 N В-27.5/11-2019 является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) государственный фонд недр составляют как используемые участки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (пункт 1 статьи 2.3 Закона N 2395-1).
Согласно статье 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В силу статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии, определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства стороны по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В соответствии со статьей 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
В силу статьи 23 Закона N 2395-1 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Как установлено судом, ООО "ЕвроСибОйл" является пользователем недр по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ. Наименование участка недр предоставленного в пользование - Надеждинский. Вид пользования недрами - для разведки и добычи полезных ископаемых. Наименование основных видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр - углеводородное сырье. Участок недр расположен в Черноземельском районе Республики Калмыкия. Лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) 28.03.2014 за N 107. В бланк лицензии на пользование недрами ЭЛИ 00371 НЭ внесены изменения, которые зарегистрированы Отделом геологии и лицензирования по Республике Калмыкия Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу 28.06.2016 за N 111. Дата окончания действия лицензии 25 декабря 2036 года.
Разработка Надеждинского участка недр осуществляется в соответствии с "Дополнение к проекту разработки Надеждинского нефтяного месторождения" (далее - Проект). На данный проект имеется:
- протокол заседания Северо-Западной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2013 N 923;
- заключение Минэнерго России от 11.12.2013 N 05-1775.
Дополнение к проекту разработки Надеждинского месторождения согласовано по авторскому второму варианту.
В соответствии с пунктом 4.3. условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
Добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-88,0%). В соответствии с пунктом 5.12. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.06.2016 N 356, допускаются отклонения по действующему фонду добывающих скважин относительно установленных в ТСР, ТПР и дополнениях к ним. Отклонения в сторону увеличения количества добывающих скважин в действующем фонде не регламентируются. Отклонения в сторону уменьшения
В соответствии с пунктом 7 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых".
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 5.5. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила), допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте в соответствии с Правилами.
В соответствии с Программой работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин Обществу в период 2013-2017 г.г. необходимо было ввести в эксплуатацию 11 скважин - N 131, N 6, N 128, N 4, N 135, N 143, N 126, N 42, N 150, N 40 и N 137. Из 11 скважин в работе находятся 2 скважины. Мероприятия по вводу в эксплуатацию неработающих скважин проведены не в полном объеме. Нарушение подтверждается отчетами о работе добывающих скважин и состояния фонда скважин.
Документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Надеждинского месторождения, не представлены.
В соответствии с пунктом 13.8. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, эксплуатация установок подготовки нефти, газа и конденсата
проводится в строгом соответствии с утвержденными технологическими регламентами.
Утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Надеждинского месторождения не представлен.
В соответствии с пунктом 14.1. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, оперативный учет добытой нефти по скважинам осуществляют на основании данных замера дебита скважин по жидкости с помощью замерных устройств с учетом отработанного скважинами времени и процентного содержания попутно добываемой воды с применением сертифицированного оборудования.
В соответствии с пунктом 14.3. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, оперативный учет добычи газа и конденсата, добываемых попутно с нефтью, осуществляют на основании учета добычи нефти и суммы замеров газа и конденсата на газовых линиях всех ступеней сепарации с учетом объема газа, оставшегося в нефти после последней ступени сепарации.
В соответствии с пунктом 14.4. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, замеры газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа производят по графику, составленному в соответствии с комплексом промысловых гидродинамических исследований, предусмотренных в техническом проекте разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 14.5. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, график замеров утверждается пользователем недр.
Утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен.
В соответствии с пунктом 15.1. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, документация по разработке месторождения и эксплуатации скважин составляется недропользователем с целью систематизации и хранения информации, необходимой для:
а) перспективного и оперативного планирования технологических показателей разработки месторождения и составления отчетных документов по выполнению проектных решений;
б) проектирования разработки месторождения;
в) обоснования и планирования мероприятий, направленных на повышение эффективности систем разработки месторождения (ЭО), а также эксплуатации отдельных скважин, установок и оборудования, используемых в технологическом процессе добычи углеводородов;
г) контроля и мониторинга разработки месторождения (ЭО), оценки эффективности мероприятий по совершенствованию и регулированию процесса разработки;
д) учета и списания запасов нефти и свободного газа и попутных полезных компонентов;
е) планирования и контроля эффективности мероприятий по охране недр.
В соответствии с пунктом 15.2. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 документация, ведущаяся пользователем недр, должна соответствовать установленным единым формам и храниться на бумажных, магнитных, электронных или оптических носителях.
В соответствии с пунктом 15.3. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 по видам документация подразделяется на первичную, сводную и обобщающую.
В соответствии с пунктом 15.4. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, первичная документация включает данные различных измерений и исследований, имеющих отношение к технологическим процессам добычи УВС и воды, закачки агентов вытеснения и ППД, акты о проведении различных видов работ в скважинах и на других нефте- и газопромысловых объектах. Первичная документация ведется недропользователем.
В соответствии с пунктом 15.5. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, к основным первичным документам относятся:
а) акты опробования и испытания скважин;
б) описание кернового материала;
в) отчеты по результатам лабораторного исследования керна (стандартные и специальные методы);
г) результаты ГИС (в том числе: определения коллекторских свойств и параметров пластов);
д) результаты лабораторных исследований нефти, конденсата, газа и воды;
е) данные литолого-фациальных исследований пластов;
ж)журнал замеров продукции скважин и закачки вытесняющих агентов;
з) суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, полученные по системе телемеханики;
и) результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры);
к) акты о перфорации скважин;
л) акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях.
Документы из перечня первичной документации не представлены, а именно:
* журналы замеров продукции скважин;
* суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин;
-результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры);
- акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2 Положения "Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 5 абзаца 1 статьи 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
В соответствии с пунктом 6 абзаца 1 статьи 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Правил охраны недр, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил охраны недр, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Правил охраны недр, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрам.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 Правил охраны недр, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Таким образом, ООО "ЕвроСибОйл" пользование недрами осуществляется с отклонениями от действующего проектного документа и с нарушениями условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ, а именно:
* добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-88,0%);
* действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 года составляет 3 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения;
* документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Надеждинского месторождения, не представлены.
- утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Надеждинского месторождения не представлен;
* проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения;
* оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования;
* утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа ООО "ЕвроСибОйл" не представлен;
* документы из перечня первичной документации (журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях не представлены.
Несостоятелен довод общества о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства пользования недрами.
В протоколе и постановлении указано, что обществом велась добыча нефти, что подтверждается отчетами о работе добывающих скважин за 2018 - 2019 г.
Кроме этого, согласно отчету по геологическому изучению недр, разработке месторождений углеводородного сырья на лицензионных площадях и месторождениях за 2018 год общество осуществляло пользование недрами в виде работ по геоэкологическому мониторингу. Данный отчет имеется к материалам дела.
Доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионных условий и требований, обществом в материалы дела не представлены.
Ответственность по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применима при условии пользования лицензиатом недрами, а не при наличии у него такого права, следовательно, правонарушение является оконченным, а административная ответственность по названной статье наступает не в связи с самим фактом нарушения предусмотренных лицензией условий, а только при осуществлении лицом лицензируемой деятельности в условиях наличия таких нарушений.
Как следует из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении указана дата и время совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
Из материалов дела усматривается, когда вменяемое правонарушение было окончено, что соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указывает на соблюдение управлением требований статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Обществу административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что Управлением доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что судом не дана полная и объективная оценка квалификации правонарушения, и что за выявленные нарушения регламентированы положении статьей 8.9. и 8.11. КоАП РФ является несостоятельным.
За нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов предусмотрена административная ответственность по статье 8.9. КоАП РФ. Сведения о загрязнении недр и (или) о признании Надеждинского месторождения непригодного для дальнейшей разработки материалы административного дела N В-27.5/11-2019 не содержат.
За нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению предусмотрена административная ответственность по статье 8.11. КоАП РФ. ООО "ЕвроСибОйл" является пользователем недр по лицензии ЭЛИ 00371 НЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых. Этап геологического изучения недр лицензией ЭЛИ 00371 НЭ не предусмотрен.
Кроме того в материалах дела имеется выкопировка из технического проекта на разработку Надеждинского месторождения и копия протокола заседания Северо-Западной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2013 N 923.
Совершение вмененного Обществу правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к требованиям публично-правовых норм и интересам государства.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, которые, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, последние обязаны учитывать.
Размер и вид наказания, назначенный Обществу оспариваемым постановлением, соответствует тяжести совершенного заявителем правонарушения и санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о незаконности проведения проверки, суд находит основанными на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся, в том числе, организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение об Управлении (далее - Положение) утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 N 478. В соответствии с Положением Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Ростовской области и Республике Калмыкия, а также в Каспийском море.
Согласно пункту 4.1.1. Положения Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:
а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации;
б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;
е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;
ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;
л) предотвращение самовольного пользования недрами;
м) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
н) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.
В соответствии с пунктом 6 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:
а) безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений;
б) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента исполнение государственной функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Территориальными органами Росприроднадзора являются управления в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Таким образом, управление является уполномоченным органом по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Довод заявителя о ненадлежащем доказательства в виде акта проверки, суд в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посчитал нормативно не обоснованным, поскольку административное дело в отношении общества возбуждено протоколом от 17.12.2019, а не актом проверки. Факт фиксации вмененного обществу административного нарушения установлен также названным протоколом.
Довод общества о ненадлежащем представителе общества, присутствующем при административном производстве, суд находит не основанным на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и противоречит представленным в материалы дела доказательствам. Так, отрицая полномочия Котляревского А.С., действующего на основании доверенности от 13.12.2019, выданной исполняющим обязанности директора общества, общество не отрицает законность его действий, в том числе подачу ходатайства об отложении даты рассмотрения материалов административного дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявления, а, потому, основания для отмены или изменения принятого решение у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2020 по делу N А53-1053/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1053/2020
Истец: ООО "ЕВРОСИБОЙЛ"
Ответчик: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области Республики Калмыкии, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ