Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф05-18967/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 августа 2020 г. |
Дело N А41-100/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Виткаловой,
судей: С.А. Коновалова, В.Н. Семушкиной,
при ведении протокол судебного заседания Казаковой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "НПП "ЭКОВТОРИНДУСТРИЯ" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.03.2020 по делу N А41-100/20, по заявлению ООО "НПП "ЭКОВТОРИНДУСТРИЯ" (ОГРН: 1025007114945, ИНН: 5053017624) к Управлению Росреестра по Московской области (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299) третьи лица: Администрация городского округа Электросталь, Министерство строительного комплекса, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Карплюк Н.В., по доверенности от 03.02.2020,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ООО "НПП "ЭКОВТОРИНДУСТРИЯ" (далее - "заявитель", "общество") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области (далее - "заинтересованное лицо", "Управление") от 04.12.2019 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на Сооружение N 1 вспомогательного использования, расположенное на земельном участке КН 50:46:0050202:12 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности заявителя на указанное сооружение.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация городского округа Электросталь, Министерство строительного комплекса, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области 18.03.2020 по делу N А41-100/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании Постановления Администрации городского округа Электросталь Московской области N 603/8 от 25.07.2014 г., между Комитетом имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области и Обществом заключен договор N 2745 от 25.08.2014 года аренды земельного участка КН 50:46:0050202:12, площадью 2 945 кв.м., для использования согласно виду разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, сроком на три года.
На земельном участке с КН 50:46:0050202:12 Обществом в 2018 году размещено сооружение N 1 вспомогательного назначения.
Полагая, что в результате строительства у него возникло право собственности на возведенное сооружение, Общество обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности.
Решением от 04.12.2019 г. заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации права собственности заявителя на Сооружение N 1 вспомогательного использования, со ссылкой на то, что указанное сооружение не является вспомогательным по отношению к другим строениям, расположенным на земельном участке КН 50:46:0050202:12.
Считая данное решение незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Как указывает истец, указанный объект недвижимости является объектом вспомогательного назначения по отношению к основному зданию, расположенному на соседнем земельном участке.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункту 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с созданием объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218- ФЗ) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о государственной регистрации, установлен частью 4 статьи 18 Закона N 218- ФЗ. Согласно части 5 статьи Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 10 ст. 40 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Указанный Перечень не содержит сведений о размещении в указанном порядке складских строений.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Между тем, ГрК РФ не содержит определение понятия "объект вспомогательного использования".
При этом в силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В рассматриваемом случае, с учетом представленных фотоматериалов, технического плана, заключения эксперта и площади застройки сделать вывод о том, что возводимое здание имеет временный (сезонный) характер не представляется возможным, для строительства основного объекта выявленное строение не используется и не располагается на земельных участках для ИЖС. Довод заявителя о том, что возведенное им сооружение является вспомогательным по отношению к расположенному на ином земельном участке зданию, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку земельный участок предоставлялся в аренду именно под строительство основного здания производственного, административного зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Как установлено в ходе разбирательства, указанные здания на земельном участке КН 50:46:0050202:12 отсутствуют.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции на основе исследования представленных заявителем фотоматериалов строения и заключения эксперта N 030320, Строение N 1 не отвечает признакам недвижимого имущества, его целевое использование противоречит виду разрешенного использования земельного участка КН 50:46:0050202:12.
Из материалов дела следует, что Сооружение N 1 предназначено для временного складирования твердых коммунальных и бытовых отходов.
При этом строение выполнено по каркасной технологии, является неотапливаемым, оборудовано системой энергоснабжения. Полы в строении N 1 выполнены из сборных железобетонных плит толщиной 170 мм. Стеновое ограждение имеется лишь на некоторых участках строения и выполнено из стальных оцинкованных профилированных листов. Покрытие кровли выполнено из металлических листов.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что Сооружение N 1 не отвечает признакам недвижимого имущества, является обоснованным.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.03.2020 по делу N А41- 100/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий cудья Е.Н. Виткалова
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-100/2020
Истец: ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭКОВТОРИНДУСТРИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МО
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МО, УФС ГР кадастра и картографии по МО