Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XVII
Правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
552. Правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности организуется в целях соблюдения в этих условиях законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.
Оно заключается в оказании юридической (правовой) помощи органам военного управления, командирам (начальникам) и осуществляется путем проведения правовых экспертиз проектов боевых документов и соответствующих консультаций, контролем соблюдения норм международного гуманитарного права непосредственно в ходе боевых действий, а также проведением других мер по предотвращению или пресечению нарушений указанных норм.
Действенность правового обеспечения деятельности войск (сил) в этих условиях зависит от состояния в них правопорядка и воинской дисциплины, знания военнослужащими норм международного гуманитарного права и умения их применять в вооруженных конфликтах.
553. Командиры (начальники) всех степеней в служебной деятельности руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, исходя из которых они обязаны:
а) в мирное время:
организовывать распространение среди подчиненного личного состава знаний о международном гуманитарном праве и принимать в нем личное участие, обращая внимание на то, что за грубые (серьезные) нарушения норм международного гуманитарного права законодательством Российской Федерации предусматривается привлечение виновных к уголовной ответственности;
постоянно поддерживать правопорядок и высокую воинскую дисциплину, гарантирующие соблюдение подчиненными норм международного гуманитарного права в случае вооруженного конфликта;
привлекать в ходе оперативной (боевой) подготовки помощника командира (начальника) по правовой работе (должностных лиц юридической службы) к исполнению обязанностей, которые возлагаются на юридического советника в период вооруженного конфликта;
контролировать наличие у военнослужащих удостоверений личности или военных билетов с отметкой о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации, опознавательного медальона (жетона), удостоверения о принадлежности к медицинскому персоналу;
предусматривать систему мер по организации розыска, регистрации и передаче сведений о пропавших без вести;
организовать обеспечение подчиненных воинских частей (подразделений) необходимыми международными средствами опознавания (отличительными эмблемами, знаками и средствами подачи сигналов опознавания), а также текстами законодательных актов Российской Федерации и международно-правовых документов, определяющих поведение военнослужащих - участников боевых действий;
контролировать подготовку медицинского персонала и должностных лиц юридической службы по изучению и выполнению норм международного права;
б) в период вооруженного конфликта:
подавать личный пример в соблюдении норм международного гуманитарного права;
обеспечивать изучение личным составом норм международного гуманитарного права и обязанностей, налагаемых на него этими нормами;
требовать соблюдения норм международного гуманитарного права и принимать меры по предупреждению их нарушения;
в случае нарушений норм международного гуманитарного права пресекать их и привлекать к ответственности лиц, совершивших эти нарушения;
о серьезных (грубых) нарушениях докладывать вышестоящему начальнику;
оказывать уважение и покровительство национальным обществам Красного Креста (Красного Полумесяца) и другим добровольным обществам помощи, признанным и уполномоченным своим правительством, при условии подчинения личного состава этих обществ военным законам и приказам командования;
оказывать содействие Международному Комитету Красного Креста в выполнении им гуманитарных функций с целью обеспечения защиты и оказания помощи жертвам вооруженных конфликтов.
554. Командир (начальник) для решения вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного права, в период вооруженных конфликтов, в случае необходимости, привлекает помощника по правовой работе или другое, находящееся в его непосредственном подчинении должностное лицо юридической службы, которые в таких случаях исполняют обязанности юридического советника.
Помощник командира (начальника) по правовой работе (другое должностное лицо юридической службы) в период вооруженного конфликта исполняет обязанности юридического советника по вопросам применения норм международного гуманитарного права.
Он обязан:
готовить по указанию командира (начальника) правовые заключения о соответствии разрабатываемых проектов боевых и других документов нормам международного гуманитарного права. При установлении несоответствия проектов этих документов нормам международного гуманитарного права докладывать об этом командиру (начальнику) с предоставлением, при необходимости, своего заключения в письменном виде;
давать рекомендации с соответствующими разъяснениями командованию и другим должностным лицам органов военного управления по вопросам применения норм международного гуманитарного права;
проводить по указанию командира (начальника) инструктивные (методические) занятия с офицерским составом, участвовать в проверке знаний норм международного гуманитарного права;
участвовать в мероприятиях по контролю за соблюдением норм международного гуманитарного права;
участвовать в учете и анализе нарушений норм международного гуманитарного права, совершаемых противником;
осуществлять правовое обеспечение работы командования соединения (воинской части) по вопросам обращения с военнопленными и задержанными гражданскими лицами;
осуществлять правовое обеспечение рассмотрения поступающих от гражданского населения жалоб и исков, связанных с действиями личного состава при выполнении поставленных задач;
осуществлять правовое обеспечение взаимодействия командования в районах боевых действий либо на оккупированной территории с местной администрацией, представителями Международного Комитета Красного Креста, национальных обществ Красного Креста (Красного Полумесяца), другими организациями, выполняющими гуманитарные функции в интересах жертв вооруженных конфликтов.
Правовое обеспечение при организации и ведении боевых действий
555. При организации и ведении боевых действий помощник командира (начальника) по правовой работе (другое должностное лицо юридической службы) в необходимых случаях консультирует командира (начальника) о выборе такого варианта решения, который, обеспечивая выполнение поставленной боевой задачи, представляет наименьшую опасность для гражданского населения и гражданских объектов. При этом право командира в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий ограничивается нормами международного гуманитарного права.
При принятии решения командир может снять иммунитет с объектов (изменить статус объекта), пользующихся защитой в соответствии с нормами международного гуманитарного права, или использовать гражданские объекты для выполнения поставленной боевой задачи исключительно только в случае военной необходимости, предусмотренной нормами международного гуманитарного права.
556. При подготовке правового заключения по проектам боевых приказов и других документов помощник командира (начальника) по правовой работе (другое должностное лицо юридической службы) руководствуется законодательством Российской Федерации, международными договорами, относящимися к международно-гуманитарному праву, участницей которых является Российская Федерация, и указаниями командира (начальника).
557. При осуществлении контроля готовности к боевым действиям непосредственно в войсках проверяются:
точность выполнения боевого приказа и распоряжений в части, касающейся соблюдения норм международного гуманитарного права;
соответствие принятых решений подчиненными командирами (начальниками) нормам международного гуманитарного права;
знание личным составом норм международного гуманитарного права и, в частности, Кодекса поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий;
своевременность и качество выполнения мероприятий по избежанию или сведению к минимуму ущерба лицам и объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права.
558. При ведении боевых действий постоянно уточняются сведения о наличии в районе обороны (полосе наступления) населенных пунктов и степени концентрации гражданского населения в них; о гражданских объектах, находящихся в непосредственной близости от военных объектов (целей); об объектах, находящихся под специальной защитой, особо опасных объектах и их характере. Управляя войсками в ходе выполнения поставленной боевой задачи, командир (начальник) должен принимать все возможные меры предосторожности при выборе способов и средств нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения и случайного ущерба гражданским объектам либо свести их к минимуму.
559. Важнейшей задачей правового обеспечения боевых действий является осуществление постоянного контроля за соблюдением войсками норм международного гуманитарного права. В случае их нарушения помощник командира (начальника) по правовой работе докладывает об этом своему командиру (начальнику) и по его указанию организует проведение предварительного расследования (разбирательства) правонарушения.
Одновременно штаб совместно с помощником командира (начальника) по правовой работе (другим должностным лицом юридической службы) осуществляет регистрацию и анализ нарушений норм международного гуманитарного права, совершаемых противником.
560. Значительное место в правовом обеспечении боевых действий как непосредственно в бою, так и после выполнения поставленной задачи должно быть уделено принятию мер по розыску и подбору раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от их принадлежности, организации оказания им в кратчайшие сроки медицинской помощи и ухода, ограждению их от мародерства. Командир (начальник) может обращаться с призывом к местным жителям добровольно подбирать раненых, больных и ухаживать за ними под контролем командования.
561. Составной частью правовой работы в ходе боевых действий и после выполнения поставленной задачи является контроль соблюдения норм международного гуманитарного права в части гуманного обращения с военнопленными при их пленении, допросе, эвакуации в сборные пункты.
562. В случае длительного расположения войск на месте помощник командира (начальника) по правовой работе осуществляет правовое обеспечение взаимодействия командования с местной администрацией по вопросам соблюдения правил поведения и порядка передвижения гражданского населения в районах расположения войск, обозначению этих районов и при проведении других мероприятий, снижающих уровень опасности для гражданского населения.
563. После окончания боевых действий в определенном районе, как только позволит обстановка, помощник командира (начальника) по правовой работе (другое должностное лицо юридической службы) участвует в подготовке командиру (начальнику) предложений по организации сотрудничества с местной администрацией и возвращению временно перемещенных граждан на прежнее место жительства, а также возврату его владельцам гражданского имущества, которое временно использовалось в военных целях.
Правовое обеспечение действий войск при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
564. В целях правового обеспечения действий войск, участвующих в проведении мероприятий при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, на помощника командира (начальника) по правовой работе возлагаются следующие дополнительные обязанности:
давать, при необходимости, командиру (начальнику) разъяснения по применению законодательства Российской Федерации и международных договоров, определяющих правовой статус и задачи контингента миротворческих сил по поддержанию (восстановлению) мира, а также порядок организации и осуществления взаимодействия с командованием и военнослужащими коллективных миротворческих сил;
готовить правовые заключения в части соблюдения норм международного права по отдельным вопросам планирования и постановки задач, применения средств поражения, организации взаимодействия с командованием и военнослужащими других воинских частей и подразделений, входящих в состав коллективных миротворческих сил, а также местной администрацией и правоохранительными органами при организации жизнедеятельности и, при необходимости, представлять правовые заключения по разрабатываемым проектам документов;
консультировать командование и других должностных лиц по вопросам применения норм международного гуманитарного права;
проводить по указанию командира (начальника) инструктивные (методические) занятия с офицерским составом, участвовать в проверке знания ими норм международного права и умения их выполнять применительно к обстановке;
осуществлять правовое обеспечение при рассмотрении жалоб и исков, связанных с действиями личного состава в районах расположения воинских частей (подразделений);
осуществлять совместно со штабом контроль за соблюдением норм международного права и в случае их нарушений по указанию командира (начальника) организовывать проведение предварительного расследования (разбирательства) правонарушений;
участвовать в осуществлении штабом сбора и анализа сведений о нарушениях норм международного гуманитарного права, совершаемых в отношении военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
осуществлять правовое обеспечение работы командования соединения (воинской части) с задержанными лицами из числа гражданского населения;
осуществлять правовое обеспечение взаимодействия командования соединения (воинской части) в районах дислокации с местной администрацией, представителями Организации Объединенных Наций, Международного Комитета Красного Креста, национальных обществ Красного Креста (Красного Полумесяца), другими неправительственными организациями, выполняющими гуманитарные функции;
оперативно доводить до войск (сил) приказы и директивы командиров (начальников) по вопросам применения международного права;
поддерживать тесные связи с местной администрацией и правоохранительными органами в интересах обеспечения бесконфликтных отношений войск с гражданским населением.
Изучение норм международного гуманитарного права
565. Нормы международного гуманитарного права изучаются как в мирное, так и в военное время в ходе обучения и воспитания военнослужащих. Положения об изучении норм международного гуманитарного права излагаются в программах боевой (командирской) подготовки.
Организацию изучения норм международного гуманитарного права и непосредственное руководство им осуществляют командиры (начальники) и их заместители по воспитательной работе при непосредственном участии помощников командиров по правовой работе.
566. Целью обучения нормам международного гуманитарного права ставится:
а) для солдат (матросов):
знать Кодекс поведения военнослужащего - участника боевых действий и международные отличительные эмблемы, знаки и сигналы;
уметь выполнять приемы действий в бою, соблюдая при этом Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий, исходя из норм международного гуманитарного права;
б) для сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов):
знать основные нормы международного гуманитарного права в пределах своих должностных обязанностей;
уметь учитывать нормы международного гуманитарного права при управлении подчиненными и обучать их практическим действиям, обеспечивающим соблюдение указанных норм в боевой обстановке;
в) для офицеров:
знать нормы международного гуманитарного права в пределах своих должностных обязанностей;
уметь руководствоваться нормами международного гуманитарного права при управлении подчиненными, обеспечивать контроль за соблюдением ими указанных норм, обучать их практическим действиям, обеспечивающим соблюдение указанных норм в боевой обстановке.
567. Основными формами практического обучения органов военного управления, соединений, воинских частей и подразделений нормам международного гуманитарного права являются тактические учения и занятия, в ходе которых обучение действиям по соблюдению Кодекса поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий совмещается с выполнением других приемов и способов действий в бою.
При проведении штабных тренировок, групповых упражнений и тактических летучек вопросы применения норм международного гуманитарного права отрабатываются аналогично, как на учениях.
568. Изучение норм международного гуманитарного права в системе общественно-государственной подготовки и правового обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации проводится в соответствии с типовыми учебными планами и программами по общественно-государственной подготовке и осуществляется в обязательной и факультативной формах обучения.
569. Изучение норм международного гуманитарного права в обязательной форме обучения проводится:
с офицерами, прапорщиками (мичманами) - в системе командирской подготовки;
с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин,- в системе общественно-государственной подготовки;
с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы.
Факультативное изучение норм международного гуманитарного права проводится:
с офицерами - на курсах переподготовки и повышения квалификации при военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации и в ходе плановых правовых лекций, бесед, информации с привлечением должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин,- в рамках лекториев правовых знаний при Домах офицеров и клубах, единых дней правовых знаний и других мероприятий правового характера.
570. В целях обеспечения изучения норм международного гуманитарного права устанавливаются правовые минимумы для всех категорий военнослужащих, которые наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации содержат международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права.
Офицеры, прапорщики (мичманы) один раз в два года и перед назначением на вышестоящие должности сдают зачеты по правовому минимуму.
Вопросы, относящиеся к международному гуманитарному праву, кроме того, выносятся на контрольные занятия по общественно-государственной подготовке.
С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, не реже одного раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их знаний норм международного гуманитарного права.
571. Нормы международного гуманитарного права в военно-учебных заведениях изучаются на циклах (в группах) общих гуманитарных, социально-экономических, социально-гуманитарных, специальных и военно-профессиональных дисциплин в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам по соответствующим специальностям.
572. Требования к уровню обученности выпускников военно-учебных заведений по вопросам применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации заключаются в следующем:
а) при подготовке офицеров с высшим профессиональным образованием:
знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий объединений, соединений, воинских частей и подразделений;
б) при подготовке офицеров с высшим (средним) военно-специальным образованием:
знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий подразделений;
уметь обучать отдельных военнослужащих и подразделения в целом применению норм международного гуманитарного права в боевой обстановке;
в) при подготовке офицеров - специалистов юридического профиля:
знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права;
уметь исполнять обязанности юридического советника командира по вопросам применения норм международного гуманитарного права;
г) при подготовке офицеров - специалистов медицинского профиля: знать нормы международного гуманитарного права, регламентирующие медицинскую деятельность, особые права, обязанности и ответственность военно-медицинского персонала.
573. К основным нормативным актам, регламентирующим правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, относятся:
Гаагская конвенция "О законах и обычаях сухопутной войны" с приложением: "Положение о законах и обычаях сухопутной войны" 1907 года;
Гаагская конвенция "О бомбардировании морскими силами во время войны" 1907 года;
Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года;
Женевская конвенция "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" 1949 года;
Женевская конвенция "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море" 1949 года;
Женевская конвенция "Об обращении с военнопленными" 1949 года;
Женевская конвенция "О защите гражданского населения во время войны" 1949 года;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол N 1) 1977 года;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года, касающийся защиты жертв военных конфликтов немеждународного характера (Протокол N 2) 1977 года;
Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 года;
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года;
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года и протоколы к ней;
Конвенция ООН по морскому праву;
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
приказ Министра обороны 1990 года N 75 "Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколов к ним";
приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 444 "О мерах по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1251 "Об утверждении Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности";
приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 69 "О создании курсов по совершенствованию знаний офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации в области права вооруженных конфликтов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.