Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XIV
Правовая работа при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, гражданского персонала и других граждан
469. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы также в суд.
470. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношений его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.
Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих недостатков или заявление старшему начальнику до Министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления.
Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.
471. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
знакомиться с материалами проверки по жалобе;
представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;
требовать возмещения ущерба в установленном порядке.
472. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде.
Письменное обращение военнослужащего, другого гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы (службы) или учебы. Письменное обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
473. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
474. Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.
475. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.
476. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос. Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.
477. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и другими гражданами, подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
478. Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
479. Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.
480. Командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеющий достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в пятидневный срок направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.
481. В случаях, когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего, другого гражданина не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.
482. Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель.
483. Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, а также заявления и жалобы членов их семей разрешаются:
в воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
в управлениях военных округов, флотов, Министерстве обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня поступления.
484. В случаях, когда для разрешения предложения, заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обращений могут быть, в порядке исключения, продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом заявителю.
485. Заявления и жалобы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не более 15 дней со дня их поступления в воинскую часть, обязанную разрешать вопросы по существу. При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут быть, в порядке исключения, продлены командиром (начальником) или его заместителем, но не более чем на месяц, о чем сообщается заявителю.
486. Предложения гражданского персонала, членов семей военнослужащих и других граждан разрешаются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
487. Предложения, заявления, жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.
488. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
489. Командиры (начальники) обязаны систематически контролировать в подчиненных воинских частях и учреждениях состояние работы с обращениями, принимать меры по устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов военнослужащих и других граждан.
490. Командиры воинских частей и начальники учреждений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб и принятию по ним решений, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.
491. В ходе проверки устанавливаются правильность учета обращений в книге предложений, заявлений и жалоб, своевременность их рассмотрения и разрешения, вскрываются причины, вызывающие жалобы, особенно повторные.
492. Командир воинской части, начальник учреждения обязаны ежемесячно проверять по книге предложений, заявлений и жалоб своевременность и правильность выполнения принятых решений. Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
493. Для анализа и обобщения вопросов, содержащихся в письмах, по окончании года составляется аналитическая справка, которая после доклада командиру (начальнику) должна быть подшита в дело.
494. После разрешения предложения, заявления и жалобы военнослужащих и других граждан, копии ответов по ним и документы, связанные с их разрешением (в необходимых случаях и конверты), а также документы по личному приему формируются в отдельные дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел в воинской части (учреждении).
495. Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Каждое обращение и все документы по его разрешению составляют в деле самостоятельную группу.
496. Командир воинской части обязан проводить не реже двух раз в месяц личный прием военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других граждан по служебным и личным вопросам. В исключительных случаях проведение приема указанных лиц может поручаться другому должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.
497. Прием должен проводиться в установленные приказом правомочного командира (начальника) и доведенные до военнослужащих, гражданского персонала дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту службы (работы) и жительства. Посетители, прибывшие из других населенных пунктов, должны приниматься и в дни, не отведенные для приема. Место приема при возможности отводится в помещениях, для входа в которые не требуется пропусков.
498. Прием посетителей регистрируется в книге учета посетителей по форме, приведенной в приложении к статье 23 Инструкции о работе с обращениями граждан в Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 615.
499. Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации оказывают необходимую юридическую помощь командирам и начальникам при разрешении ими конкретных правовых вопросов, возникающих в ходе рассмотрения и разрешения предложений, заявлений, жалоб, приема посетителей.
500. Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 620 утверждено Положение о Приемной Министра обороны Российской Федерации.
На Приемную Министра обороны Российской Федерации возлагаются:
рассмотрение обращений военнослужащих, членов их семей и других граждан, адресованных Министру обороны Российской Федерации;
личный прием военнослужащих, членов их семей и других граждан, обращающихся в Приемную;
анализ обращений, поступивших в Приемную, их обобщение и подготовка докладов Министру обороны Российской Федерации, его заместителям и другим должностным лицам из числа руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
подготовка и представление в необходимых случаях поступивших обращений на решение Министра обороны Российской Федерации и его заместителей и осуществление контроля за своевременным выполнением их указаний и поручений по этим обращениям;
направление обращений в зависимости от характера затрагиваемых в них вопросов на рассмотрение в соответствующие органы управления, в объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в государственные, общественные организации и, при необходимости, осуществление контроля за своевременным их разрешением;
принятие мер по восстановлению нарушенных прав военнослужащих, членов их семей и других граждан, проведение юридических консультаций и разъяснений;
организация приема посетителей Министром обороны Российской Федерации, его заместителями и другими должностными лицами, осуществляющими прием в дни и часы согласно графику, утвержденному Министром обороны Российской Федерации, и осуществление контроля за своевременным выполнением принятых на личном приеме решений;
подготовка ответов на обращения, содержание которых не вызывает необходимости направления их в другие органы;
представление в установленном порядке предложений по совершенствованию работы с обращениями и по приему посетителей.
501. Вопросы рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и приема военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, членов их семей и других граждан регламентируются:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации;
Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации;
Инструкцией о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 615);
Положением о Приемной Министра обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 620.
502. Военнослужащие также имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
503. Суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса.
По делам искового производства подаются исковые заявления, по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, и по делам особого производства - жалобы и заявления.
504. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы.
505. В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.
506. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в суд общей юрисдикции (народный суд) или в военный суд.
507. Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:
нарушены права и свободы военнослужащих; созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (статья 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
508. Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредственно в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.
509. Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представителя должны быть оформлены в соответствии со статьей 45 ГПК РСФСР. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.
510. Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.
511. В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим судам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.
512. Жалоба подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права, или в месячный срок со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.
513. Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы.
514. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.
515. Жалоба, с которой военнослужащий обращается в суд, оформляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 126, 127 ГПК РСФСР. В ней должно быть указано:
наименование суда, в который подается жалоба;
фамилия, имя, отчество заявителя, его место службы, должность, воинское звание, местожительство;
наименование органа военного управления, место его нахождения или фамилия, имя, отчество, должность и воинское звание лица, действия которого обжалуются;
какие действия органа военного управления или воинского должностного лица обжалуются и время их совершения;
какие конкретно права и свободы военнослужащего нарушены этими действиями (решениями);
подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и если подавалась, то какой получен ответ;
требование заявителя;
перечень прилагаемых к заявлению документов, в том числе письменные ответы органов военного управления или воинского должностного лица.
516. Жалоба оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями) размере.
517. Если жалоба не отвечает установленным требованиям, судья оставляет ее без движения.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалованного действия (решения).
518. После принятия жалобы к производству судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и выполняет необходимые для рассмотрения жалобы действия, в частности опрашивает заявителя по существу жалобы, предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства, разъясняет ему его процессуальные права и обязанности.
519. Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с момента ее подачи и по правилам гражданского судопроизводства.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.
520. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование военнослужащего, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
521. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод военнослужащего, он отказывает в удовлетворении.
522. В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
523. Защита интересов органов военного управления, воинских частей и учреждений при рассмотрении судами дел по искам военнослужащих и других лиц осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гражданско-процессуального законодательства.
524. Должностные лица могут участвовать в судебных разбирательствах лично либо через представителей.
525. Полномочия представителя на ведение дел в судах выражаются в надлежаще оформленной доверенности. Срок действия доверенности не может превышать трех лет, а если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения.
526. Представители имеют право передачи предоставленных им полномочий другим лицам (передоверия) только в тех случаях, если такое право было им предоставлено доверителем и указано в доверенности либо их вынуждает к этому сила обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.
527. Доверенность может быть дана на ведение определенного дела, нескольких дел либо на совершение отдельных процессуальных действий.
528. Представителями в судах могут быть военнослужащие или лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для более качественного обеспечения защиты интересов Министерства обороны Российской Федерации должностные лица подразделений юридической службы по указанию руководителей органов военного управления участвуют в качестве их представителей в судах различной юрисдикции.
529. В случае ликвидации либо реорганизации органа военного управления или воинской части к участию в рассмотрении дел привлекаются их правопреемники, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя. Правопреемство возможно в любой стадии процесса.
530. Полномочие на ведение дела в суде дает представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий.
Полномочие на совершение таких процессуальных действий, как передача дела в Третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований, признание иска, заключение мирового соглашения, передоверие, обжалование решения суда, предъявление исполнительного листа ко взысканию, получение присужденного имущества или денег, должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.