Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф05-17429/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 августа 2020 г. |
Дело N А40-333283/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей В.Р. Валиева, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2020 по делу N А40-333283/19, принятое судьёй Жбанковой Ю.В., по иску ООО "Автовосток-2" к ОАО "РЖД" о взыскании 4 258 363 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Мелая Н.Б. (доверенность от 02.09.2019),
от ответчика - извещен, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен обществом с ограниченной ответственностью "Автовосток-2" (далее - истец) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 4 258 363 рублей, с учетом уменьшения размера исковых требований - 4 141 182 рублей 52 копеек.
Решением суд от 03.03.2020 иск удовлетворен частично: взыскано 3 720 000 рублей пеней; в остальной части иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком как перевозчиком допущена просрочка в доставке грузов, и это является основанием для взыскания установленной статьей 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав) неустойки, которая заявлена истцом ко взысканию правомерно в полном объеме. Суд уменьшил неустойку по ходатайству ответчика на основании статьи 333 ГК РФ.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить в части решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на наличие оснований для увеличения срока доставки грузов в соответствии с пунктом 6.3 Правил N 245.
Отзыв на апелляционную жалобу истцом не представлен.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом, в судебном заседании, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что ответчиком как перевозчиком допущено нарушение нормативных сроков доставки вагонов с грузом по накладным, указанным в иске.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта в редакции, действовавшей в спорный период, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными Ответчиком и выданными грузополучателю транспортными накладными, указанными в расчете и приложенными к исковому заявлению.
Судом первой инстанции сделаны правильные выводы о правомерности требования о взыскании пеней за просрочку в доставке вагонов, но, принимая во внимание явную несоразмерность заявленных требований нарушенным обязательствам, суд первой инстанции правильно применил статью 333 ГК РФ, о чем заявлялось ответчиком, и снизил размер пени до 3 720 000 рублей.
Довод ответчика об увеличении срока доставки груза в связи с устранением технической неисправности вагонов подлежит отклонению судом как необоснованный в связи со следующим.
Согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны и обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Перевозчик принял к перевозке вагоны, признав их состояние технически исправным и подтвердив, что отсутствуют, в том числе, эксплуатационные дефекты, препятствующие перевозке, а также какие-либо иные нарушения, угрожающие безопасности движения, то есть вагоны находятся в надлежащем техническом и коммерческом состоянии.
Самого факта технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно, в связи с чем выявление технической неисправности вагона в пути следования не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность, и как следствие, не освобождает от ответственности за просрочку доставки груза.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда представит доказательства, подтверждающие, что неисправность произошла по вине грузоотправителя. Доказательств того, что данная неисправность не могла быть определена при приемке вагонов к перевозке и возникла в процессе эксплуатации по не зависящим от перевозчика причинам не представлено.
В соответствии с пунктом 12.11 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации 26.05.2000 N ЦРБ, запрещается подача под погрузку грузов неисправных вагонов и без предъявления их к техническому обслуживанию.
Ввиду изложенного, факт принятия перевозчиком вагонов подтверждает их соответствие нормам технической безопасности и их пригодность к использованию, в связи с чем, с момента принятия груза и заключения договора перевозки у ОАО "РЖД" возникли обязательства по доставке груза по спорным накладным в нормативно установленные сроки.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств того, что неисправность вагонов, следовавших по накладным, перечисленным заявителем апелляционной жалобы, возникла по причинам, которые не зависели от перевозчика, то есть перевозчик не мог выявить данную неисправность при принятии вагона к перевозке.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Доказательства оплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы поступили от ответчика после проведения судебного заседания. В связи с этим суд апелляционной инстанции считает возможным не указывать в резолютивной части настоящего постановления на взыскание с ответчика государственной пошлины, исходя из принципа процессуальной экономии.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2020 по делу N А40-333283/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-333283/2019
Истец: ООО "АВТОВОСТОК-2 "
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"