Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф05-17446/20 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А40-9391/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Северный Терминал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2020 по делу N А40-9391/20
по заявлению ООО "Северный Терминал"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконными действия по проведению проверки
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Хайбулин Р.Р. по дов. от 19.11.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕВЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (ответчик, Инспекция) по проведению проверки 04.12.2019 и составлению акта проверки N 9094453.
Решением от 18.06.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "Северный Терминал" арендует земельный участок (далее Участок), площадью 174 208 кв.м из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:09:0002016:1003, имеющий адресный ориентир: г. Москва, Коровинское ш., вл. 35.
Право собственности на участок принадлежит Департаменту городского имущества города Москвы. Участок передан ООО "Северный Терминал" на основании договора аренды земельного участка N М-09-036303 от 12.10.2011, сроком до 19.08.2060.
На участке расположены 24 здания, принадлежащие заявителю.
28.12.2019 в адрес ООО "Северный Терминал" поступила претензия от Департамента городского имущества города Москвы об уплате штрафных санкций по договору N М-09-036303 от 12.10.2011 в размере 1,5 % от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Основанием предъявления указанных требований послужила проведенная Госинспекцией по недвижимости проверка от 04.12.2019, в результате которой выявлено, что на земельном участке возведен металлический ангар, обладающий признаками самовольного строительства. По результатам проверки составлен Акт проверки N 9094453.
Посчитав, что действия Госинспекции по недвижимости, выразившиеся в не уведомлении заявителя привели к нарушению его прав на защиту, в том числе повлекли негативные последствия в виде предъявления ООО "Северный Терминал" необоснованных требований со стороны Департамента городского имущества г. Москвы об оплате штрафных санкций, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно п. 1.1 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) Использования земельного участка".
В случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, либо Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5- дневный срок Проводит обследование соответствующих земельных участков, По результатам которого составляет один из следующих актов:
- акт об отсутствий факта незаконного (Нецелевого) Использования земельного участка с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
- акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), с направлением в течение двух Дней копий данного акта в Префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
- акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
В рамках осуществления полномочий в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, Госинспекцией по Недвижимости проведено обследование земельного участка но адресному ориентиру: г. Москва, Коровинское Шоссе, вл. 35, составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9094453 от 04.12.2019.
Как верно установлено судом первой инстанции, указанное обследование проведено с соблюдением "Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда", утв. постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП (далее - регламент Госинспекции по недвижимости), Федерального закона от 28.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N184-ПП, постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
В соответствии с п. 1.6. регламента Госинспекции по недвижимости государственные функции осуществляются уполномоченными должностными лицами Госинспекции по недвижимости в том числе в форме плановых (рейдовых) обследований территорий без взаимодействия с их пользователями.
Согласно п. 3.3. регламента Госинспекций по недвижимости плановое (рейдовое) обследование территории без взаимодействия с их пользователями: 3.3.1. Обследование территории - визуальный осмотр территории (особо охраняемых природных территорий, земельных участков и других определенных законодательством территорий) с расположенными на ней зданиями, строениями, сооружениями без взаимодействия с их пользователями с целью выявления признаков Нарушения требований, указанных в пункте 1.5 настоящего Регламента.
Согласно п. 1.5. регламента Госинспекции по недвижимости предметом государственных функций, указанных в пункте 1.1 Регламента, является соблюдение органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, Юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы в области использования земель.
В соответствии с п. 3.3.2.1. регламента, основаниями начала выполнения административной процедуры (проведение планового (рейдового) обследования территории без взаимодействия с их пользователями) являются Правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы.
При этом, обследование территории, которое проводится в соответствии со ст. 8.3 Федерального закона от 28.12.2008 N 294-ФЗ является самостоятельным мероприятием по контролю, при проведений которого не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Таким образом,, суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку ни плановая, ни внеплановая проверка соблюдения Требований земельного законодательства, порядок проведения которых регламентирован положениями главы 2 названного закона, в отношении заявителя не проводилась, то нарушение норм Федерального закона от 28.12.2008 N 294-ФЗ не имеется.
Составленный акт фиксирует результаты проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости обследования на земельном участке в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с п.7 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за Использованием объектов недвижимости города Москвы".
Обследование земельного участка проведено с соблюдением постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП, Федерального закона от 28.12.2008 N 294-ФЗ, постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N184-ПП, постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819- ПП.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые действия ответчика являются законными и обоснованными не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявитель не доказал обстоятельства, на которых основывает свою правовую позицию.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2020 по делу N А40-9391/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Северный Терминал" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9391/2020
Истец: ООО "СЕВЕРНЫЙТЕРМИНАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71427/20
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17446/20
25.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34408/20
18.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-9391/20
24.01.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-9391/20