Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Центральной
избирательной комиссии РФ
от 28 января 2009 г. N 146/1067-5
О реализации избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями в период подготовки и проведения федеральных выборов 2007-2008 годов
Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с самостоятельной реализацией своих прав. По данным, содержащимся в федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832, "в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов: в 2004 году их насчитывалось 11,4 миллиона человек, и ежегодно признаются инвалидами около 3,5 миллиона человек, в том числе более 1 миллиона человек впервые". Учитывая, что активным избирательным правом в Российской Федерации обладают более 108 миллионов граждан, избиратели с ограниченными физическими возможностями среди них составляют достаточно большую долю (свыше 10%).
Данная категория граждан в силу известных причин испытывает затруднения в реализации своих избирательных прав, в возможности активного участия в политической жизни государства, поэтому необходимо создавать специальные или дополнительные условия, обеспечивающие их участие в выборах и референдумах. Накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в целях более полного обеспечения активного избирательного права граждан с ограниченными физическими возможностями впервые подготовила в качестве самостоятельного документа соответствующие рекомендации избирательным комиссиям. На заседании ЦИК России 11 июля 2007 года были одобрены Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации. Рекомендации содержали единообразный для всех избирательных комиссий в Российской Федерации комплекс специальных мер и нормативов, направленный на адаптацию стандартных избирательных процедур к возможностям данной категории избирателей. В частности, были разработаны предложения по вопросам организации голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями, связанным с некоторыми особенностями их информирования, специального оборудования избирательных участков для голосования трех категорий избирателей с ограниченными физическими возможностями - слепых и слабовидящих; глухих и слабослышащих, избирателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В данной записке обобщен опыт работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по реализации избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями, полученный в ходе подготовки и проведения федеральных выборов 2007-2008 годов (далее - федеральных выборов).
На основе Рекомендаций ЦИК России избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации были подготовлены и утверждены соответствующие нормативные акты (постановления, распоряжения, решения и пр.), разработаны специальные планы мероприятий по данному направлению работы, сформированы рабочие группы. Контроль за исполнением нормативных актов, как правило, возлагался на одного из членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса. Территориальными избирательными комиссиями проводилась аналогичная работа на своем уровне: в большинстве субъектов Российской Федерации были подготовлены и утверждены планы мероприятий территориальных избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями на соответствующих территориях и созданы рабочие группы.
В результате проведенной подготовительной работы 56 избирательных комиссий приняли самостоятельные нормативные акты, 30 избирательных комиссий проводили работу в соответствии с Рекомендациями ЦИК России.
В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями, находили свое отражение в постановлениях губернатора или правительства (например, в Свердловской области).
Большинство избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в работе по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями взаимодействовали с территориальными органами:
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Пенсионного фонда Российской Федерации;
Фонда социального страхования Российской Федерации;
Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов";
Общероссийской общественной организации "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых";
Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих";
Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и др.
Избирательные комиссии Костромской области, кроме названных организаций, также взаимодействовали со старостами улиц и домов, старшими по подъездам многокрартирных домов.
В отдельных случаях организаторы выборов сотрудничали с областными межведомственными комиссиями по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов, иными общественными организациями, государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания (домами-интернатами для престарелых и инвалидов), советами ветеранов предприятий, центрами милосердия, руководителями предприятий для инвалидов, специализированными образовательными и иными учреждениями.
Представители этих организаций входили в составы рабочих групп, сформированных избирательными комиссиями для организации работы с избирателями с ограниченными физическими возможностями.
В результате такого взаимодействия были определены порядок, ответственные лица и конкретные сроки представления информации о местах проживания данной категории избирателей, а также уточнены адреса их компактного проживания. На основании сведений, получаемых по запросу избирательных комиссий от соответствующих органов и организаций, составлялись списки избирателей с ограниченными физическими возможностями с учетом административного деления субъекта Российской Федерации. В большинстве случаев списки содержали необходимую информацию о данной категории избирателей: ФИО, дату рождения, адрес места жительства, номер контактного телефона, группу инвалидности или ее отсутствие, пометку о способности самостоятельного передвижения. Полученные данные направлялись в территориальные избирательные комиссии. Кроме того, по запросам территориальных избирательных комиссий районные общественные организации инвалидов представляли списки с подробной информацией об избирателях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, адресами проживания, контактными телефонами, отмечая в них возможности каждого избирателя обходиться без посторонней помощи, выезжать на улицу либо передвигаться с помощью других лиц или только по дому.
В ходе сбора статистических данных и уточнения местонахождения избирателей с ограниченными физическими возможностями у многих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации возникали следующие проблемы:
отказы в представлении запрашиваемых сведений - на основании статьи 9 Федерального закона "О персональных данных", в соответствии с которой обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных;
отсутствие единой базы данных указанной категории избирателей, проживающих на территории района, округа, поселения. Соответствующие органы и организации, как правило, ведут учет граждан с ограниченными физическими возможностями в соответствии со степенью утраты их трудоспособности (группы инвалидности), не разделяя их на отдельные группы по виду заболевания. В отделениях общероссийских общественных организаций инвалидов учет проводится по видам заболеваний, но членство в этих организациях добровольное, и сеть территориальных подразделений развита недостаточно. Кроме того, учитывая сложность оформления группы инвалидности, многие избиратели, фактически ими являющиеся, не имеют группы инвалидности и вообще не состоят на учете. Таких избирателей с ограниченными физическими возможностями члены избирательных комиссий устанавливали только в процессе работы с каждым избирателем;
несоответствие фактического места жительства многих избирателей с ограниченными физическими возможностями их регистрации по месту жительства в пределах территории Российской Федерации. В таких случаях сведения уточнялись членами избирательных комиссий во взаимодействии с главами муниципальных образований.
В целом для обеспечения избирательных прав российских граждан с ограниченными физическими возможностями избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными и участковыми избирательными комиссиями во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов проводились следующие мероприятия:
выбор избирателями с ограниченными физическими возможностями удобного способа голосования (в помещении для голосования либо на дому);
определение форм необходимой помощи при голосовании (сурдоперевод, азбука Брайля, увеличительные стекла, лупы, пандусы и пр.);
обучение членов избирательных комиссий по программам, посвященным организации работы с различными категориями избирателей с ограниченными физическими возможностями;
направление писем в территориальные избирательные комиссии о возможности привлечения органов социального обеспечения и общественных организаций инвалидов к распространению информационных материалов среди соответствующих категорий избирателей;
направление писем главам местных администраций с предложением обеспечить условия для максимального доступа в помещения для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями (предоставлять помещения для голосования, размещенные на первых этажах зданий, обеспечивать удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и пр.);
решение вопросов об установке приспособлений (перил, настилов, пандусов и т.д.) в случае, если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не предусматривал специальных приспособлений для входа избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
обеспечение избирательных участков и помещений для голосования достаточным освещением, оснащение кабин для тайного голосования увеличительными стеклами (лупами), стульями;
подготовка на основании письменных заявлений избирателей с ограниченными физическими возможностями списка желающих проголосовать вне помещения для голосования;
проведение разъяснительной работы среди избирателей с ограниченными физическими возможностями по порядку получения открепительных удостоверений;
организация дежурства представителей медицинских и социальных служб, сурдопереводчиков на избирательных участках в день голосования, при необходимости - решение вопросов предоставления специального транспорта для доставки избирателей на участок (например, автомобилей с подъемником);
осуществление контроля за организацией и проведением голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями в день голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, на дому;
доведение итогов голосования избирательными комиссиями до избирателей с ограниченными физическими возможностями через соответствующие общественные организации.
Большое значение в процессе создания условий для вовлечения в избирательный процесс избирателей с ограниченными физическими возможностями, безусловно, имела информационно-просветительская работа, повышение правовой культуры этой категории избирателей, особенно голосующих впервые.
Для информирования избирателей с ограниченными физическими возможностями избирательные комиссии субъектов Российской Федерации во взаимодействии с соответствующими органами и организациями проводили следующие основные мероприятия:
доведение до избирателей с ограниченными физическими возможностями информации об их избирательных правах и возможных способах голосования (по открепительным удостоверениям, вне помещения для голосования, с помощью других лиц и так далее) посредством публикации в СМИ, трансляции на теле- и радиоканалах, встреч, работы "горячей линии", интернет-сайтов, а также обучение социальных работников информированию избирателей с ограниченными физическими возможностями по вопросам выборов и т.д.;
тиражирование поступивших из ЦИК России материалов о политических партиях, участвующих в выборах, зарегистрированных кандидатах, а также их предвыборных программах для слепых и слабовидящих избирателей с использованием крупного шрифта и азбуки Брайля;
подготовка и распространение среди слепых и слабовидящих избирателей информационных материалов в аудиоформате (аудиокассеты, компакт-диски) о ходе избирательной кампании, политических партиях, участвующих в выборах, кандидатах, процедуре голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня и пр.;
адресная рассылка, обход избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата по месту их фактического проживания с целью вручения им приглашений на выборы и информационных материалов;
контроль за размещением на избирательных участках информационных материалов, выполненных крупным шрифтом и с использованием азбуки Брайля, о политических партиях, участвующих в выборах, о порядке заполнения избирательных бюллетеней и пр. - для слепых и слабовидящих избирателей;
размещение в больницах, органах социальной защиты населения, предприятиях и специализированных учреждениях для граждан с ограниченными физическими возможностями информации об особенностях обеспечения их избирательных прав, телефонах территориальных и участковых избирательных комиссий, телефонах "горячих линий" связи с избирателями, а также оборудование соответствующих стендов, "уголков избирателей".
Помимо этого некоторые избирательные комиссии использовали и иные формы работы. Так, Избирательной комиссией Ленинградской области была разработана и утверждена Программа информационно-разъяснительной деятельности комиссии в период подготовки и проведения федеральных выборов, составной частью которой стала специализированная работа по информированию избирателей с ограниченными физическими возможностями. В рамках этой программы накануне дня голосования в региональной газете "Вести", а также в районных периодических печатных изданиях Ленинградской области была опубликована подготовленная Избирательной комиссией Ленинградской области "Памятка избирателям" о порядке голосования различных категорий избирателей на выборах. Такие материалы транслировались в эфире Ленинградской областной телекомпании и по радио "Гардарика".
Избирательная комиссия Нижегородской области в ходе работы по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями активно взаимодействовала с периодическими печатными изданиями "Голос ветерана", "Здравствуйте, люди!", телекомпанией "Волга" и телеканалом ННТВ, выпускающим программу "Телевидение глухих". В результате сотрудничества было подготовлено и опубликовано пять статьей по вопросам голосования данной категории избирателей, ряд телевизионных сюжетов, вышедших на телеканалах "Волга" (программа "Послесловие") и "ННТВ" (программа "Телевидение глухих"), транслировался видеоролик с обращением представителя общественной организации защиты прав граждан с инвалидностью "Инватур", сопровождавшийся бегущей строкой. В общей сложности было подготовлено 70000 материалов, содержавших информацию о голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе 20000 - для избирателей с ослабленным зрением и незрячих.
В Москве в период подготовки к выборам на страницах распространяемых бесплатно районных газет и на окружных каналах кабельного телевидения председатели всех территориальных избирательных комиссий города выступили с разъяснениями основных вопросов организации голосования и местонахождения специально оборудованных избирательных участков для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями.
Избирательная комиссия Пензенской области изготовила информационные листы - рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями и распространила их через общественные организации инвалидов.
В состав рабочей группы по обеспечению избирательных прав данной категории граждан, сформированной Избирательной комиссией Тверской области, вошел редактор газеты "Так живем" - специального информационно-адаптационного издания для социально незащищенных слоев населения, которое распространяется через территориальные органы социальной защиты населения. Через эту газету информация (телефоны "горячей линии", порядок голосования по открепительным удостоверениям, голосования на дому, список избирательных комиссий с адресами и телефонами) целенаправленно доводилась до избирателей с ограниченными физическими возможностями. В частности, тираж газеты с разъяснением порядка голосования и заполнения избирательного бюллетеня на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва составил 50000 экземпляров. С целью информирования слепых и слабовидящих избирателей Избирательная комиссия Тверской области совместно с Тверской специализированной библиотекой для слепых им. М.И. Суворова обеспечили указанную категорию избирателей информационными материалами о реализации избирательных прав этой категории граждан с использованием азбуки Брайля, а также компакт-дисками и аудиокассетами с записью информационно-разъяснительных материалов по избирательной тематике (адресная рассылка).
Избирательная комиссия Ярославской области совместно с государственным учреждением культуры "Ярославская областная библиотека для слепых" изготовила крупным шрифтом информационно-разъяснительные материалы "Гражданин ХХ? века", две "говорящие" книги "Скоро выборы" и "Избиратель, сделай свой выбор".
Избирательная комиссия Новгородской области проводила для читателей областной специальной библиотеки для слабовидящих и незрячих "Веда" информационные встречи по вопросам организации и проведения выборов.
В Ростовской области активное участие в информировании слепых и слабовидящих избирателей приняла областная библиотека общероссийской общественной организации "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" и ее филиалы в городах и районах.
Избирательная комиссия Ростовской области, помимо традиционных форм, использовала в своей работе новые информационные технологии. В 2007 году специально для слепых и слабовидящих избирателей на сайте "ikro.ru" был создан отдельный информационный ресурс, заслуживший высокую оценку данной категории избирателей.
В ряде субъектов Российской Федерации членами избирательных комиссий при содействии сотрудников органов социальной защиты были проведены индивидуальные встречи и беседы с каждым избирателем с ограниченными физическими возможностями с целью их информирования. Например, в Ивнянском районе Белгородской области общественной организацией инвалидов совместно с территориальной избирательной комиссией и отделом по делам молодежи администрации района была проведена акция "Шаг навстречу", посвященная вопросам участия молодых избирателей с ограниченными физическими возможностями в голосовании. Подобные мероприятия по рекомендации Избирательной комиссии Белгородской области были проведены и в других районах области.
В период подготовки к федеральным выборам Избирательной комиссией Иркутской области было проведено совещание с сурдопереводчиками регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" по вопросам обеспечения избирательных прав глухих и слабослышащих избирателей. В результате сурдопереводчики были привлечены для работы на ряде избирательных участков области.
В Мурманске каждому избирателю, находящемуся на обслуживании в комплексном центре социального обслуживания населения, было передано письмо, содержащее полную информацию о проводимых выборах и способах голосования (на специально оборудованном избирательном участке или на дому), к которому был приложен бланк заявления о желании проголосовать вне помещения для голосования. Избиратели с ограниченными физическими возможностями самостоятельно заполняли бланки заявлений и через работников центра социального обслуживания либо через родственников передавали их в Мурманскую территориальную избирательную комиссию. Аналогичные бланки были переданы в общественные организации инвалидов. Кольская территориальная избирательная комиссия Мурманской области разработала форму и напечатала бланки приглашений на выборы для каждого избирателя данной категории, зарегистрированного в районе.
Практика подтвердила и эффективность работы с гражданами с ограниченными физическими возможностями в ходе деятельности "горячей линии" связи с избирателями, проведенной избирательными комиссиями Ставропольского и Хабаровского краев, Амурской, Костромской, Ростовской, Тюменской и других областей совместно с территориальными избирательными комиссиями. Данная форма работы была воспринята не только как способ получения необходимой информации и квалифицированной юридической помощи по вопросам, возникающим в ходе избирательной кампании, но и как шаг для избирателей с ограниченными физическими возможностями на пути решения их проблем, повышающий уровень их социализации. Следствием успешной работы с избирателями данной категории в ходе деятельности "горячей линии" стал рост электоральной активности и доверия к избирательной системе в целом.
В 16 субъектах Российской Федерации создавались специальные избирательные участки для избирателей с ограниченными физическими возможностями в местах их компактного проживания (республики Адыгея, Алтай, Коми, Марий Эл, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский и Ставропольский края, Белгородская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Тверская, Челябинская, Ярославская области, город Санкт-Петербург).
Например, в Республике Марий Эл было создано семь избирательных участков для данной категории избирателей. В Белгороде был оборудован специальный избирательный участок для голосования слепых и слабовидящих избирателей в здании общероссийской общественной организации "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", а в Шебекинском доме-интернате - для избирателей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В помещении Комплексного центра социальной защиты населения Калязинского района Тверской области также впервые был образован специальный избирательный участок.
В итоге проведенной в ходе федеральных избирательных кампаний работы впервые были созданы специальные избирательные участки для избирателей с ограниченными физическими возможностями в местах их компактного проживания, и граждане Российской Федерации указанной категории весьма положительно восприняли это новшество.
В большинстве регионов специальные избирательные участки для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями не оборудовались. Предварительно проведенная индивидуальная работа с данной категорией избирателей показала, что большинство из них изъявили желание проголосовать вне помещения избирательного участка, на дому по целому ряду причин. Основные причины были связаны с состоянием здоровья и с трудностью, а порой и с невозможностью добраться до избирательного участка без посторонней помощи, отсутствием лифтов и специальных приспособлений в домах, специального автотранспорта.
Сложности в организации голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями создавало и то обстоятельство, что они зачастую были зарегистрированы по месту жительства по одному адресу, но фактически проживали по другому в силу того, что им постоянно необходимы помощь и уход. Опыт показывает, что для данной категории избирателей удобным способом голосования является голосование с помощью открепительных удостоверений. В данном случае акцент в работе организаторов выборов был сделан на проведении разъяснительной работы по порядку получения открепительного удостоверения и совместно с органами социальной защиты оказывалось содействие в его получении (например, предоставлялся автотранспорт в пределах района для получения открепительного удостоверения, так называемое социальное такси).
Вместе с тем можно отметить, что в целом в период федеральных избирательных кампаний избирательными комиссиями во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по возможности создавались необходимые условия для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями непосредственно в помещениях для голосования на избирательных участках. Подъезды к ним оборудовались специальными приспособлениями - перилами, настилами, рельсами, пандусами. Помещения для голосования для максимального удобства данной категории избирателей были оборудованы с учетом соответствующих технических требований и нормативов технологического оборудования для участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением ЦИК России. С этой же целью была организована помощь при входе и выходе из зданий избирательных участков, в необходимых случаях обеспечивалось сопровождение избирателя с ограниченными физическими возможностями от входа в помещение избирательного участка до кабины для тайного голосования. В день голосования на ряде избирательных участков, где предполагалось участие в голосовании значительного количества избирателей с ограниченными физическими возможностями, организовывалось дежурство представителей общественных организаций инвалидов, медицинского персонала, социальных работников и сурдопереводчиков.
Учитывая опыт работы, полученный в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, при формировании участковых избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации во многих регионах на отдельных избирательных участках для обеспечения голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями было увеличено число членов участковых избирательных комиссий. Для организации голосования данной категории избирателей вне помещения для голосования в муниципальных образованиях каждая участковая избирательная комиссия была обеспечена достаточным количеством автотранспорта. Например, в Липецкой, Магаданской областях, в городе Москве и других субъектах Российской Федерации для доставки избирателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, желающих проголосовать на избирательных участках, были выделены специальные автомобили, оборудованные подъемниками.
Совместными усилиями Избирательной комиссии Московской области, территориальных избирательных комиссий и органов местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает более 500 тысяч инвалидов, были созданы условия для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями на 46 избирательных участках в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на 54 избирательных участках - в ходе выборов Президента Российской Федерации. В результате проведенной работы на выборах Президента Российской Федерации на избирательных участках проголосовало на 20 процентов больше избирателей с ограниченными физическими возможностями, чем на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.
В ходе федеральных избирательных кампаний на территории Волгоградской области на 623 избирательных участках из 1682 были созданы специальные условия для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. Вследствие этого около 4,5 тысячи избирателей данной категории предпочли проголосовать на избирательных участках.
Помимо учета Рекомендаций ЦИК России, отдельные избирательные комиссии субъектов Российской Федерации предприняли собственные меры для обеспечения голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. Например, в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка N 615 города Иркутска назначался членом комиссии с правом решающего голоса сурдопереводчик, так как на территории данного избирательного участка проживает значительное количество глухих и слабослышащих избирателей. В Республике Саха (Якутия) в состав участковых избирательных комиссий включались работники больниц, домов престарелых и инвалидов, а также социальные работники, которые помогали организовывать голосование на избирательных участках и вне помещения для голосования. В Брянске работники домов культуры общероссийской общественной организации "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" и общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", специализированных предприятий для инвалидов направили своих представителей для работы в участковых избирательных комиссиях, на участках, где голосовала основная часть избирателей с ограниченными физическими возможностями по зрению и слуху. А в Камчатском крае данное направление работы координировал председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов А.Н. Пирогов, являющийся членом Избирательной комиссии Камчатского края с правом решающего голоса.
На большинстве избирательных участков в помощь избирателям данной категории использовались информационные и методические материалы, изготовленные ЦИК России. Потребности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в методических материалах по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями были в достаточной мере удовлетворены за счет материалов, подготовленных ЦИК России. Но в некоторые отдаленные субъекты Российской Федерации такие материалы поступали несвоевременно. Были случаи, когда материалов оказалось недостаточно и они тиражировались. Так, например, избирательные комиссии в Республике Хакасия, Новгородской и Тверской областях и других субъектах Российской Федерации самостоятельно подготовили материалы с использованием азбуки Брайля и крупного шрифта.
Для слепых и слабовидящих избирателей на информационных стендах размещалась информация о политических партиях, участвующих в выборах, о зарегистрированных кандидатах, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, напечатанная крупным шрифтом или с использованием азбуки Брайля. В кабинах для тайного голосования находились увеличительные стекла (лупы).
Ряд избирательных комиссий использовали самостоятельно изготовленные материалы в помощь гражданам указанной категории. Так, результатом взаимодействия Избирательной комиссии Тверской области и Тверской областной общественной организации "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" стала разработка макетов трафарета избирательного бюллетеня для голосования тотально слепых избирателей. Впервые на федеральных выборах для удобства и самостоятельного заполнения бюллетеня слепыми и слабовидящими избирателями были изготовлены 740 трафаретов, которые затем передавались в те участковые избирательные комиссии, где компактно голосовали избиратели с ограниченными физическими возможностями по зрению.
В Боровском районе Калужской области, в городском поселении "Город Ермолино", где компактно проживают 360 избирателей данной категории (в том числе 189 слабовидящих и слепых избирателей) и расположено специальное предприятие - учебно-производственный комбинат Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых, для голосования были также изготовлены трафареты избирательных бюллетеней (с использованием азбуки Брайля), в результате чего почти 70 процентов указанных избирателей проголосовало непосредственно на избирательном участке. Трафареты также самостоятельно изготавливались и распространялись среди слепых и слабовидящих избирательными комиссиями Республики Хакасия, Пермского края и Тюменской области. Избирательной комиссией Самарской области были подготовлены и использовались трафаретные линейки.
Следствием проведенной работы стало отсутствие в большинстве избирательных комиссий субъектов Российской Федерации жалоб граждан с ограниченными физическими возможностями на нарушения их избирательных прав. Вместе с тем обращения и жалобы были зафиксированы в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва в Карачаево-Черкесской Республике (одно обращение), в Новгородской области (одно обращение) и в Ставропольском крае (три обращения). В Республике Татарстан имели место отдельные обращения избирателей о несвоевременном выполнении участковыми избирательными комиссиями некоторых заявок по голосованию на дому.
Проверки, проведенные по данным обращениям, показали, что имелись объективные причины, затруднявшие работу членов участковых комиссий, - автомобильные пробки, недоступность жилых помещений, железные двери, неисправные кодовые замки и т.д. Избирательными комиссиями принимались оперативные меры по устранению нарушений, а заявителям были даны исчерпывающие ответы, при необходимости принесены извинения и приняты все меры по недопущению указанных случаев в будущем.
Анализ сведений о количестве избирателей с ограниченными физическими возможностями, принявших участие в федеральных избирательных кампаниях, позволяет сделать следующие выводы. Проявленное в ходе подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний особое внимание к данной категории российских граждан было воспринято ими с благодарностью и расценено как выполнение главной задачи системы избирательных комиссий - обеспечение реализации избирательных прав всех категорий российских граждан.
Дополнительным подтверждением этому стало направленное в адрес Председателя ЦИК России В.Е. Чурова письмо депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, председателя Всероссийского общества инвалидов А.В. Ломакина-Румянцева, в котором от имени более двух миллионов избирателей с ограниченными физическими возможностями он выразил "глубокую благодарность ЦИК России за внимание к проблеме обеспечения активного избирательного права" данной категории российских граждан.
В целом на федеральных выборах в 2007-2008 годах проголосовало большее количество избирателей с ограниченными физическими возможностями, чем на выборах того же уровня в 2003-2004 годах. О наметившейся положительной динамике пока можно говорить лишь как о тенденции, поскольку в ходе федеральных выборов 2003-2004 годов статистика голосования граждан с ограниченными физическими возможностями как отдельной категории избирателей фиксировалась лишь в отдельных субъектах Российской Федерации. Например, на федеральных выборах 2007-2008 годов в Республике Дагестан на избирательных участках и вне помещений для голосования, на дому проголосовали более 8700 избирателей данной категории. На федеральных выборах 2003-2004 годов участие в голосовании приняли около 4 тысяч граждан с ограниченными физическими возможностями.
Кроме этого, в большинстве субъектов Российской Федерации на выборах Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года проголосовало еще большее количество избирателей с ограниченными физическими возможностями, чем на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007 года.
Например, в Астраханской области на выборах Президента Российской Федерации проголосовали 1264 избирателя с ограниченными физическими возможностями, на выборах депутатов Государственной Думы - 102 избирателя данной категории. В Тульской области эти показатели составили 18971 и 473 избирателя с ограниченными физическими возможностями соответственно.
Анализ показывает, что наибольшее количество избирателей с ограниченными физическими возможностями, как правило, предпочитали голосовать вне помещения для голосования, на дому.
Так, в Республике Карелия на выборах Президента Российской Федерации на избирательных участках проголосовали 5872 избирателя с ограниченными физическими возможностями, вне помещений для голосования, на дому - более 16000. В Московской области на выборах Президента Российской Федерации на специально оборудованных избирательных участках проголосовали более 2000 избирателей с ограниченными физическими возможностями, вне помещений для голосования, на дому - более 7500.
В Республике Коми на выборах Президента Российской Федерации вне помещений для голосования, на дому проголосовали более 33000 избирателей данной категории, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва - около 31000. В Кировской области в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва вне помещений для голосования, на дому проголосовали 32544 избирателя с ограниченными физическими возможностями, на выборах Президента Российской Федерации - 32725.
Работа ЦИК России и системы избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав российских граждан с ограниченными физическими возможностями дала дополнительные положительные результаты, так как во многих регионах органы государственной власти и местного самоуправления были вынуждены обратиться к общим вопросам улучшения их жизнеобеспечения. Этому способствовало создание межведомственных рабочих групп. Например, в Избирательную комиссию Калининградской области поступило около 900 заявлений и обращений избирателей данной категории об оказании им материальной помощи, в том числе - в ремонте жилья, подвозке топлива, приобретении медикаментов. Рабочая группа направляла копии указанных обращений главам муниципальных образований и в территориальные органы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (департамента социальной защиты) для решения вопросов. В Калужской области в период федеральных выборов также решались не только вопросы, непосредственно связанные с организацией голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями, но и оказывалась иная помощь, в том числе - в приобретении инвалидных колясок, слуховых аппаратов. При поддержке губернатора области и администрации муниципального образования Боровской район Избирательная комиссия Калужской области передала филиалу Калужской областной библиотеки для слепых им. А.Н. Островского компьютер и специальный принтер.
Помимо этого, работниками региональных подразделений Федеральной миграционной службы в целях оказания содействия избирательным комиссиям в реализации избирательных прав указанной категории граждан избирателям с ограниченными физическими возможностями доставлялись и выдавались паспорта гражданина Российской Федерации.
Большинство избирательных комиссий субъектов Российской Федерации выразили уверенность в том, что работу по обеспечению избирательных прав избирателей указанной категории необходимо проводить не только накануне федеральных выборов, но и в межвыборный период и заниматься ею более системно, планово, изучая и распространяя наиболее эффективные формы этой деятельности.
Организаторы выборов считают целесообразным в целях содействия реализации избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями постоянно взаимодействовать с региональными подразделениями общероссийских общественных организаций инвалидов.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации также внесли ряд конкретных предложений, направленных на совершенствование этой деятельности, в том числе:
для уточнения информации о количестве избирателей с ограниченными физическими возможностями, включенных в списки избирателей на соответствующей территории (в районе, городе, поселении), организовать работу избирательных комиссий во взаимодействии с органами местного самоуправления при содействии территориальных органов социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, а также общественных организаций инвалидов;
в целях улучшения информирования указанной категории избирателей разработать в ЦИК России образцы типовых приглашений для участия в выборах различных категорий избирателей с ограниченными физическими возможностями;
во взаимодействии со средствами массовой информации предусматривать специальные меры по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями, в том числе для информационного обеспечения слепых и слабовидящих избирателей - возможности сети радиовещания, а также публикацию материалов с использованием крупного шрифта, для информационного обеспечения глухих и слабослышащих избирателей в период избирательных кампаний при подготовке к выходу в эфир различных тематических передач, информационных выпусков о ходе подготовки и проведения выборов - изготовление информационных видеороликов с использованием сурдоперевода или субтитров;
рекомендовать политическим партиям, участвующим в выборах, изготавливать агитационные материалы для слепых и слабовидящих избирателей в аудиоформате, с использованием крупного шрифта, а для глухих или слабослышащих избирателей - агитационные материалы, видеоролики с субтитрами или сурдопереводом;
распространять специальные выпуски информационно-разъяснительных материалов среди соответствующих категорий граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями на основе постоянного взаимодействия с общественными организациями инвалидов. Для этого предложено увеличить количество информационных материалов, направляемых ЦИК России в субъекты Российской Федерации, с учетом размещения их в территориальных подразделениях общественных организаций инвалидов;
использовать опыт Избирательной комиссии Ростовской области по созданию специализированных сайтов для избирателей указанной категории (сайт для слепых и слабовидящих).
По мнению представителей общероссийской общественной организации "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени Общество Слепых", наряду с информационно-разъяснительными материалами, изготовленными с использованием азбуки Брайля, также необходимо выпускать соответствующие материалы в виде аудиозаписи, поскольку не все граждане указанной категории владеют азбукой Брайля.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации предложили ЦИК России в ходе подготовки к федеральным выборам рассмотреть вопрос об изготовлении в централизованном порядке трафаретов бюллетеней для голосования слепых и слабовидящих избирателей.
Для обучения членов избирательных комиссий целесообразно включить в программу учебного курса "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации" для организаторов выборов раздел, посвященный особенностям работы с избирателями с ограниченными физическими возможностями.
Многие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации предлагают ЦИК России предусмотреть дополнительное финансирование для их более полного информационного, методического и материально-технического обеспечения в целях реализации избирательных прав данной категории избирателей.
Кроме того, большинством избирательных комиссий субъектов Российской Федерации было высказано предложение ЦИК России издать отдельной брошюрой обобщенную практику обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации в период подготовки и проведения федеральных выборов 2007-2008 годов в целях ее изучения и распространения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 января 2009 г. N 146/1067-5 "О работе избирательных комиссий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.