Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф08-9029/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 августа 2020 г. |
дело N А32-11891/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр": представитель Карелин А.Ю., по доверенности от 19.08.2020,
от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края: представитель Петросян Р.Л., по доверенности от 02.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2020 по делу N А32-11891/2020 по заявлению государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" к заинтересованному лицу департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края; заместителю руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищук Е. В. об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" (далее - заявитель, учреждение) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к заместителю руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Е.В. Пищук, к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20-007/Ю/2 от 05.03.2020 и прекращении производства по административному делу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2020 признано незаконным и отменено постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20-007/Ю/2 от 05.03.2020; в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу в арбитражном суде прекращено.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводом суда первой инстанции о том, что требование о представлении в министерство природных ресурсов отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии.
Учреждение с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, заместитель руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищук Е. В. явку не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2019 году учреждением приобретались лесопожарная техника и оборудование за счет субсидий, предоставленных в рамках подпрограммы "Леса Кубани" государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1057 (далее - Подпрограмма).
Подпрограммой предусмотрено предоставление в 2019 году субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах из средств краевого бюджета в размере 7 614,0 тыс. рублей (результат реализации мероприятия - приобретение беспилотных авиационных комплексов самолетного типа - 1 шт., квадрокоптера вертолетного типа - 2 шт., автомобиля - 1 шт.).
Министерством природных ресурсов Краснодарского края и ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" заключено соглашение N 2 от 17.04.2019 г. "О порядке и условиях предоставления субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр", подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах" (далее - Соглашение N 2) - в рамках реализации пункта 1.3 Подпрограммы.
Средства субсидии перечислены Учреждению платежными поручениями от 5 июля 2019 г. N 38988, от 22 августа 2019 г. N 326386, от 9 сентября 2019 г. N 436544, от 22 ноября 2019 г. N 927099, от 25 декабря 2019 г. N 236743.
В ходе проведения проверки административным органом был выявлен факт не соблюдения учреждением требований пункта 5.3 Порядка N 740, пункта 2.3.4 вышеуказанного соглашения N 2 в части невыполнения условий предоставления субсидии, а именно не представлен отчет об использовании полученной субсидии за очередной финансовый 2019 год).
Уведомлением от 13.02.2020 Учреждение уведомлено о явке 18.02.2020 к 15 час. 30 мин. в Департамент для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
18.02.2020, рассмотрев материалы проверки, должностное лицо Департамента, усмотрев в действиях ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" наличие признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, составило протокол об административном правонарушении N 20-007/ЮЛ/2. Протокол составлен в присутствии законного представителя Учреждения - Карелина А.Ю.
Копия протокола об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, вручена указанному представителю 18.02.2020, о чем в протоколе имеется соответствующая отметка.
Определением Департамента от 21.02.2020 рассмотрение административного дела назначено на 03.03.2020 в 11 час. 00 мин. Копия определения направлена в адрес Учреждения заказным письмом.
На основании протокола и собранных материалов, постановлением от 05.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20-007/Ю/2, ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 152 280 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол об административном правонарушении в силу части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ объективная сторона состава правонарушения заключается в нарушении лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 данной статьи субсидии предоставляются, в том числе: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как устанавливает пункт 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, цели, условия и порядок предоставления субсидий определяются, в том числе, нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.
В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Приказом Министерства от 5 апреля 2019 г. N 740 утвержден порядок определения объема и условий предоставления субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах (далее - Порядок N 740).
Пунктом 3 Порядка N 740 установлены условия предоставления субсидий, к которым относится в частности: целевое направление использования бюджетных средств; осуществление Учреждением в соответствии с учредительными документами мероприятий по охране лесов от пожаров; отсутствие у Учреждения просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Краснодарским краем.
Согласно пункту 5.3 Порядка N 740 Учреждение представляет отчеты Министерству о результатах использования субсидий в сроки и по формам, предусмотренным в договоре (соглашении) с Министерством.
Согласно пункту 2.3.4 Соглашения N 2 Учреждение, обязуется представлять отчеты об использовании полученной субсидии по форме, установленной Соглашением N 2 ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а отчет за текущий финансовый год - не позднее 10 января очередного финансового года с приложением надлежащим образом оформленных подтверждающих документов.
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения N 2 Учреждение несет ответственность за невыполнение целей и условий данного соглашения, в том числе за нецелевое использование средств субсидии, несвоевременность представления отчетов, недостоверность сведений, представляемых в отчетах об использовании субсидии, предоставленной Учреждению в 2019 году.
Из буквального толкования пункта 5.3 Порядка и пункта 2.3.4 Соглашения следует, что требование о представлении в министерство природных ресурсов отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, это требование непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств.
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением.
Таким образом, в указанном случае требование о представлении в министерство природных ресурсов отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Нарушение же условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение.
Таким образом, учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суд пришел к выводу о том, что в действиях ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" отсутствует состав указанного правонарушения.
Учитывая указанное, суд первой инстанции посчитал, что департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события правонарушения, вменяемого Учреждению.
Отсутствие события и состава вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу в арбитражном суде обоснованно прекращено, поскольку рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2020 по делу N А32-11891/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11891/2020
Истец: ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр", государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, Заместитель руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищук Е. В., Заместитель руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Пищик Е.В.