г. Вологда |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А13-1293/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 августа 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСГАРАНТ" Гилязетдиновой Т.Е. по доверенности от 10.01.2020, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Шиловой А.Ю. по доверенности от 15.01.2020, от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Якуниной Д.Ю. по доверенности от 14.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСГАРАНТ" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2020 года по делу N А13-1293/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТРАНСГАРАНТ" (ОГРН 1177627025531, ИНН 7606114320; адрес: 150030, Ярославская область, город Ярославль, проспект Фрунзе, дом 2, квартира 127; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 1; далее - МИФНС N 11, инспекция) о признании незаконным решения от 31.07.2019 N 11425А об отказе в государственной регистрации, к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (ОГРН 1043500240002, ИНН 3525145001; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 1; далее - управление) о признании незаконным решения от 31.10.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (ОГРН 1047600431966, ИНН 7607021043; адрес: 150006, Ярославская область, город Ярославль, улица Корабельная, дом 1, строение 9; далее - МИФНС N 7), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (ОГРН 1047600432000, ИНН 7604016101; адрес: 150000, Ярославская область, город Ярославль, улица Свободы, дом 46; далее - МИФНС N 5).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что МИФНС N 11 нарушены положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), поскольку регистрирующий орган уполномочен проверять только достоверность сведений, которые включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а государственная регистрация не может быть осуществлена только в случае недостоверности указанных сведений. Считает, что обжалуемое решение противоречит практике применения правовых норм, определенной пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
МИФНС N 11 и управление в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества, инспекции и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществом в МИФНС N 11 представлено заявление от 24.07.2019 N 11425А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N 13001 относительно нового адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа заявителя: 160009, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 87, офис 204.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией принято решение от 31.07.2019 N 11425А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на основании подпунктов "р" и "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Управление, рассмотрев поданную обществом жалобу на названное решение инспекции, приняло решение от 31.10.2019 об оставлении жалобы без удовлетворения, установив при этом отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации по подпункту "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, а также обоснованность применения инспекцией подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Юридическое лицо несет риск отсутствия своего органа или представителя по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган представляются:
подписанное заявителем заявление по форме Р13001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств";
решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае:
при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Закона (подпункт "р");
представления документов, содержащих недостоверные сведения (подпункт "ч").
В рассматриваемом случае в качестве документа, подтверждающего право пользования юридического лица в отношении объекта недвижимости по новому адресу общества, в регистрирующий орган представлена копия договора аренды нежилого помещения от 18.02.2019, в разделе 10 "Реквизиты сторон" которого в качестве юридического адреса арендатора (общества) указан адрес: 150030, г. Ярославль, пр-кт Фрунзе, д.2, кв.127.
Вместе с тем указанный в договоре аренды адрес арендатора согласно данным ЕГРЮЛ является недостоверным, соответствующая запись внесена МИФНС N 7 за ГРН 2197627044096 от 15.01.2019, то есть ранее заключения вышеназванного договора аренды.
На момент представления документов в регистрирующий орган недостоверность сведений в отношении общества, содержащихся в ЕГРЮЛ, не была устранена, запись о недостоверности адреса места нахождения общества не признана недействительной в установленном Законом порядке. Обществом недостоверность отраженных в ЕГРЮЛ сведений о своем юридическом адресе не оспаривается.
Доводы заявителя о том, что регистрирующий орган уполномочен проверять только достоверность сведений, которые включаются в ЕГРЮЛ, использование в документах сведений о прежнем месте нахождения общества, который был признан недостоверным, не может служить основанием для отказа в регистрации изменения адреса общества, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 17 Закона N 129-ФЗ документ, подтверждающий наличие у юридического лица права пользования в отношении объекта недвижимости, является обязательным документом для данного вида государственной регистрации.
Указанный документ в соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ приобщается регистрирующим органом к ЕГРЮЛ и составляет его часть на бумажном носителе.
Вопреки доводам подателя жалобы, ссылка на пункт 23 постановления N 23 позицию общества не подтверждает.
Кроме того, норма подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вступила в силу позднее принятия указанного постановления.
Таким образом, с учетом того, что в представленном обществом на государственную регистрацию договоре аренды нежилого помещения от 18.02.2019 содержались недостоверные сведения в отношении адреса места нахождения общества, а указанный документ при заявленном виде государственной регистрации является обязательным, инспекция правомерно отказала обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по подпункту "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Возражений относительно вывода суда первой инстанции о неправомерном указании инспекцией в качестве основания для принятия оспариваемого решения подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ апелляционная жалоба не содержит. Оснований для иной оценки соответствующих обстоятельств апелляционный суд не усматривает.
Самостоятельных доводов в отношении признания недействительным решения управления подателем жалобы не приведено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал требования общества не подлежащими удовлетворению.
Несогласие общества с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2020 года по делу N А13-1293/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСГАРАНТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1293/2020
Истец: ООО "ТРАНСГАРАНТ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 11 по Вологодской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Ярославской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области