Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Современные мировые тенденции развития вокзальных комплексов
1. Классификация вокзалов
В результате анализа зарубежного опыта проектирования и строительства вокзалов выявлены следующие основные критерии их классификации: по расположению относительно центра города и железнодорожных путей, по назначению и по способу управления.
1.1. Классификация вокзалов по расположению
Классификация вокзалов по расположению относительно центра города
По градостроительному размещению вокзалы делятся на возводимые в черте города и на периферии города.
Вокзалы, расположенные в черте города, создаются преимущественно в основных транспортных узлах города - на базе существующих или проектируемых станций метрополитена, в точках пересечения с другими видами наземного транспорта. В настоящее время за пределами города обычно возводятся вокзалы, объединяющие в себе аэровокзалы и станции скоростного рельсового транспорта.
В европейских городах главные железнодорожные вокзалы находятся преимущественно вблизи общегородского центра или в самом центре. Вокзалы, сочетающие в себе аэровокзалы и станции высокоскоростного железнодорожного транспорта, вынесены на периферию города.
Строительство железнодорожных вокзалов на окраине города, связанных с его центром другими видами транспорта, имеет свои неоспоримые преимущества:
- не так остро чувствуется дефицит земли, поэтому возможно строительство крупного вокзального комплекса;
- с помощью вокзала можно улучшить экономически неблагоприятную обстановку окраин;
- возникает возможность для предоставления услуг, нерентабельных в центре города, например, услуг по обслуживанию автомобилей, предоставлению складских помещений и т.п.;
- строительство нового вокзального комплекса может оказаться дешевле, чем реконструкция вокзала, находящегося в центре в условиях плотной застройки и часто являющегося памятником архитектуры и истории.
Классификация вокзалов по расположению относительно железнодорожных путей
Расположение вокзала относительно железнодорожных путей имеет принципиальное значение при оптимизации движения пассажиропотоков. Рассматривается как вертикальное, так и горизонтальное расположение вокзалов относительно железнодорожных путей и платформ.
По горизонтальному расположению относительно железнодорожных путей вокзалы можно классифицировать на две большие группы: тупиковые и транзитные.
Тупиковые вокзалы, в свою очередь, могут быть П-образными, Г-образными и торцевыми.
Транзитные вокзалы делятся на О-образные и продольные.
Финляндия. П-образную форму имеет вокзал в Хельсинки (Финляндия), который раскрыт в сторону тупиковых путей.
Германия. Примером О-образного вокзала является новый вокзал в Берлине.
По вертикальному расположению здания вокзала относительно железнодорожных путей можно выделить одноуровневые и многоуровневые вокзалы.
Одноуровневое расположение вокзалов в центре города свойственно вокзалам, построенным в прошлом веке и не подвергнувшимся реконструкции, или новым вокзалам, созданным на базе существующих аэропортов и располагающимся за пределами города.
Многоуровневое расположение необходимо при строительстве современных вокзалов в черте города, так как позволяет добиться значительной экономии территорий и повысить отдачу каждого квадратного метра, а также сократить расстояния, которые вынуждены преодолевать пассажиры при пересадках с одного вида транспорта на другой. В современном мире широко распространена практика активного использования подземных пространств при многоуровневом строительстве вокзалов.
Канада. В Монреале производится реконструкция городского центра, в результате которой будет создана развитая система подземных пешеходных и транспортных коммуникаций. На площади 80 га запроектирован комплекс торговых, общественных и транспортных сооружений. В комплекс входят: 2 железнодорожные линии, 3 линии метро, 3 универсальных магазина, 4 гостиницы, 5 административных зданий, 8 кинотеатров, 30 ресторанов, автостоянки на 9000 мест. По верхнему подземному уровню проходят торгово-пешеходные переходы и залы общей протяженностью 9,6 км, связанные с подземными автомобильными стоянками, станциями метрополитена и двумя центральными железнодорожными вокзалами.
Сингапур. Вокзал Dhoby Ghaut - самый глубокий подземный терминал с 5 уровнями, уходящими на 28 м под землю.
В настоящее время в большинстве развитых стран при реконструкции существующих вокзалов наблюдается тенденция: преобразовывать их в многоуровневые комплексы за счет строительства подземных этажей.
1.2. Классификация вокзалов по назначению
По назначению зарубежные вокзалы можно разделить на универсальные и специализированные.
Универсальные вокзалы появлялись до середины 20 в. на сложившихся транспортных путях и обслуживают все виды сообщений - пригородное, местное и дальнее. В настоящее время в мире идет процесс их реконструкции и приспособления под современные потребности железнодорожного транспорта.
Специализированные вокзалы появились преимущественно во второй половине 20 в. и обслуживают один из видов сообщений: пригородный или дальний. В настоящее время в основном развитие получают два подтипа этих узлов:
- вокзалы пригородного сообщения, являющиеся составной частью системы транспортного обслуживания городов и ближайших пригородов;
- вокзалы дальнего следования - станции высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В мировой практике вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей имеют сходство с аэропортами по способу организации работы с пассажирами:
- ограничение доступа на платформы;
- регистрация пассажиров и доставка багажа;
- организация досуга во время ожидания поезда для пассажиров и т.д.
Пригородные вокзалы функционируют и продолжают активно развиваться, так как развиваются города и интенсифицируются повседневные сообщения с поселениями, входящими в их агломерации.
Польша. В Варшаве в состав железнодорожного диаметра "Восток - Запад" входят 3 вокзала - Восточный, Центральный и Западный - и 4 станции-платформы для местных поездов (аналогов российских пригородных электропоездов). И если в центре города обслуживание разных классов пассажиров территориально разделено на два узла (Варшаву Центральную и "Сьрудместье"), то на остальных станциях диаметра, где были созданы "универсальные" остановочные пункты, в основе объемно-планировочного решения этих объектов четко прослеживается принцип разделения транзитного и местного движения. На Восточном вокзале были организованы отдельные платформы для транзитных и местных поездов, построены 3 тоннеля для одностороннего движения на платформах. Промежуточные станции-платформы ("Охота", "Сьрудместье", "Повисле", "Стадион") расположены на расстоянии 1100 - 1800 м друг от друга. Эти станции-платформы устроены в открытых выемках или тоннелях и удалены от остановок наземного городского транспорта не более чем на 100 м.
В мире наблюдается тенденция смены традиционных вокзалов на многофункциональные терминалы. Пассажирский терминал можно определить как комплекс, объединяющий станции международного и междугородного транспорта, городского пассажирского транспорта, паркинги, выполняющий общественно-деловые функции и имеющий пересечение платформ в нескольких уровнях. Комплекс соединяет все эти функции в одном объеме и предусматривает наличие дополнительных объектов, не связанных напрямую с обслуживанием пассажиров.
Одной из главных задач создания пассажирских терминалов является экономия времени для пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой и приобретении разных видов товаров и услуг.
Германия. Один из самых известных терминалов в мире является недавно открывшийся в Берлине главный вокзал. Здесь на нескольких уровнях пересекаются платформы двух линий скоростных поездов, нескольких линий пригородной железной дороги и метро. Посадочные платформы связаны между собой системой лифтов, эскалаторов и пандусов. Терминал также включает в себя магазины, гостиницу и офисные помещения, сдаваемые в аренду.
Южная Корея. В Сеуле транспортный терминал объединяет аэропорт, 2 скоростные и 2 обычные железнодорожные линии, автовокзал, стоянку такси, а также паркинг на 5000 мест.
США. В Кэмбридже на терминале осуществляется пересадка пассажиров с конечной станции метрополитена на междугородные автобусные маршруты. Помимо этого, предусмотрен четырехуровневый паркинг.
Китай. Терминал в Пекине объединяет аэропорт, 2 автострады и паркинг, а также станцию скоростной железной дороги, которая связывает его с центром города.
Терминалы подразделяются на городские, междугородные и международные. Таким образом, пассажирские терминалы координируют системы транспортных коридоров и обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях.
Городские пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров с одного вида городского пассажирского транспорта на другой, как правило, располагаются в основных транспортных узлах города на базе станций метрополитена и имеют многоуровневое построение с вертикальным распределением функциональных зон. Этот тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне города. Междугородные терминалы чаще всего возникают в черте города на базе реконструируемых вокзалов. Преимущественно они имеют вертикальное взаиморасположение функциональных зон. Этот тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне страны.
Терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров международных и междугородных направлений, обычно расположены за пределами города и имеют преимущественно горизонтальное расположение функциональных зон. Этот тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне нескольких стран.
1.3. Классификация вокзалов по способу управления
Железнодорожные вокзалы по способу управления можно разделить на: управляемые частной компанией, управляемые государством и со смешанным типом управления.
Великобритания. Железные дороги состоят из двух элементов: Network Rail - национальная железнодорожная сеть (пути, сигнальная система, мосты, туннели, станции и депо); компании-перевозчики, поезда которых перемещаются по сети. Станции принадлежат Network Rail и большинство их сдается в аренду компаниям-перевозчикам, которые и являются основными пользователями этих станций. Однако Network Rail самостоятельно управляет крупными пассажирскими терминалами, такими как Эдинбург Вейвли, Лондон Ватерлоо и Лондон Кинг Кросс. Лицензии, выдаваемые на управление станциями, содержат детальное описание требований. Государство осуществляет контроль за железнодорожной отраслью посредством Департамента по транспорту и Пассажирской транспортной администрации.
Наметилась общемировая тенденция к увеличению доли частных операторов вокзальных комплексов.
Китай. До недавнего времени финансовые вложения в железнодорожную инфраструктуру были монополизированы центральными и местными властями, однако в 2005 г. появилась возможность частного инвестирования.
В европейских и азиатских странах наметилась тенденция интернационализации управления вокзалами.
Италия. Компания GrandiStazioni (GS), оператор железной дороги Италии, реконструирует главный вокзал в Праге. После завершения реконструкции, которая проводится за счет GS, итальянский оператор будет управлять вокзалом в Праге на протяжении 30 лет.
Сирия. Генеральная организация Хиджазской железной дороги Сирии подписала с саудовской группой компаний "Ал Салам" контракт на 70 млн долл. США на реконструкцию Хиджазского железнодорожного вокзала в Дамаске (торговый центр на территории вокзала, 4-звездочная гостиница рядом с вокзалом). Для выполнения контракта была создана совместная сирийско-саудовская компания. По завершении реконструкции "Ал Салам" получит концессию на управление вокзалом на 25 лет.
Великобритания. Консорциум, состоящий из Mass Transit Railway (MTR) - Гонк Конг и Laing Rail - Великобритания (преобразованный в LOROL), выиграл франшизу на предоставление наземных железнодорожных услуг для пассажиров Великобритании.
2. Роль и функции вокзальных комплексов в городе
По мере развития городов наблюдается постоянное увеличение значимости вокзалов в жизни города и количества функций, выполняемых ими. Эволюция вокзалов складывалась под влиянием ряда технических, социальных и экономических факторов.
В начале XVIII в. первые вокзалы представляли собой небольшие по размерам здания, которые служили, прежде всего, увеселительными заведениями для знатной публики.
Во второй половине XIX века, с ростом пассажиропотоков здания вокзалов разрослись и приобрели характер общественных учреждений наряду с административными или религиозными учреждениями.
В начале XX в. по мере развития автомобильного и воздушного транспорта началось параллельное развитие авто- и аэровокзалов. Это повлекло за собой появление объединенных вокзалов - единых вокзалов для разных видов транспорта.
Во второй половине XX в. в развитии европейской и североамериканской железнодорожной транспортной инфраструктуры наметилось усиление роли пригородных железнодорожных сообщений, вызванное как активным территориальным ростом крупнейших городов, так и интенсификацией повседневных сообщений с поселениями, входящими в их агломерации. В 1950-х гг. с ростом скорости передвижения, появлением новых требований к более быстрым пересадкам и повышению качества и разнообразия обслуживания появились новые виды вокзалов, на базе которых в 1980-х гг. сформировались крупные многофункциональные транспортно-общественные узлы. В большинстве случаев в общественные центры превращались пересадочные узлы метрополитена и железной дороги. Насыщение транспортными и общественными функциями близлежащих зон транспортно-пересадочных узлов в радиусе массовой пешеходной доступности вокзалов, станций, остановочных пунктов приводит к образованию многофункциональных пространственно развитых общественно-транспортных центров или узлов.
В XXI в. тенденцией развития крупного города становится строительство пассажирских терминалов - унифицированных, компактных, учитывающих все современные тенденции транспортных объектов, имеющих достоинства объединенных вокзалов и транспортно-общественных узлов. Свой отпечаток на современное проектирование терминалов также накладывает появление высокоскоростных поездов (например, появляется необходимость в расширении платформ и т.п.).
Образование вокзальных комплексов или терминалов, их число и состав на территории крупного города во многом обусловлены:
- экономическим потенциалом города;
- географическим положением и ролью в системе расселения;
- культурно-историческим развитием;
- функционально-планировочной организацией соответствующих территорий.
Главными задачами вокзального комплекса в современном мире являются: усовершенствование инфраструктуры города, улучшение транспортной доступности, сокращение конфликта между транспортом и городской средой, повышение качества жизни городского населения. Транспортные системы крупных городов представляют собой сложную инфраструктуру, включающую отдельные подсистемы, как правило, нескольких видов внешнего транспорта, взаимодействующих с городским общественным и индивидуальным транспортом в организации массовых пассажирских и грузовых перевозок. Поэтому вокзальный комплекс выполняет также функции пересадочного узла между различными видами городского транспорта.
Железнодорожные вокзалы несут информационную функцию для города. На территории вокзала можно получить разнообразную справочную информацию.
Вокзалы несут презентационную, имиджевую функцию для города. Часто первое знакомство приезжего с городом происходит именно на вокзале, куда прибывает человек из другого города или страны. От уровня гостеприимства на вокзале у приезжих, в т.ч. иностранных пассажиров, складывается впечатление не только о железной дороге, городе, но и о стране в целом. Особенно это относится к вокзалам международного значения.
Экономическая функция вокзального комплекса заключается в росте доходов города путем привлечения недоступной рабочей силы. Крупные города обычно являются административными центрами областного и регионального уровней, активно взаимодействующими с ближайшими населенными пунктами. Сосредоточение в таких городах рабочих мест, а также центров культуры, научно-технического и общественного прогресса, развитой системы обслуживания привлекает население ближайших пригородов и регионов. В результате правильно расположенного и спроектированного вокзального центра в город может поступать более качественная и дешевая рабочая сила.
Правильно спроектированный вокзальный комплекс приводит к экономии и рациональному использование городских земель, повышению экономической отдачи каждого квадратного метра его территории, сокращению времени пересадки пассажиров и передачи грузов, экономит энергию и бережно относится к окружающей среде.
Вокзальные комплексы несут также культурную и историческую функцию. Помимо включения в вокзальный комплекс культурно-развлекательных зон обслуживания пассажиров и населения города, непосредственно на территории вокзала могут проводиться городские праздники, вокзалы могут стать местом проведения выставок музейных экспонатов и современных объектов искусства, площадкой для проведения концертов и т.п. Все это улучшает эмоциональный фон у городского населения и уровень его культуры. Кроме того, здание вокзала само по себе зачастую является произведением искусства и памятником архитектуры.
3. Архитектурные и дизайнерские решения вокзальных комплексов
Особенности дизайна вокзалов и прилегающих платформ видоизменялись на протяжении многих лет в зависимости от требований окружающей среды и влияния новых технологий.
Основными факторами изменения дизайна вокзальных комплексов стали: увеличение пассажиропотока, необходимость объединения нескольких видов транспорта, например метро, изменение технологий и скоростей движения.
При разработке объемно-планировочного решения используются элементы существующего природного и городского окружения вплоть до включения в принятую архитектурную композицию исторических памятников или их фрагментов. Гармоничное сочетание современного и старинного дизайна при профессиональном подходе может способствовать усилению художественно-эстетической выразительности архитектуры.
Италия. Здание вокзала Термини в Риме имеет в составе комплекса гостиницу, административное помещение и ресторан, расположенные вблизи развалин древней крепостной стены, которую включили в композицию вокзала. Она придает особый эффект современному зданию и сохраняет историческое наследие.
В современной мировой архитектуре вокзалов можно отметить выраженное стремление к воздушным, светлым пространствам, поражающим и восхищающим посетителей, что обеспечивается применением новых технологий металлоконструкций и остекления. Яркими примерами новой архитектуры могут служить центральный вокзал в Берлине и новый вокзал в Шанхае.
Финляндия. Примером стиля "национального романтизма" служит вокзал в Хельсинки. Колорит здания определен красным гранитом и медью, центральный фасад состоит из полукруглых арок с огромными статуями - скульптурными аллегориями. Целью национального стиля стало противопоставление рациональной организации вокзала тяжелым формам классицизма.
Наметилась тенденция применения при проектировании "модульного дизайна", основанного на использовании повторяющихся элементов в конструкции здания.
Япония. Крыша терминала Кансай в заливе Осака состоит из 90 000 панелей из нержавеющей стали одинакового размера. Это позволило снизить издержки и упростить соединение частей панелей между собой.
При проектировании учитываются природно-экологические условия региона строительства (климат, роза ветров, рельеф, гидрогеологические и сейсмические характеристики, сложившееся озеленение и т.п.).
Например, в условиях сурового климата в северных странах, где наблюдаются низкие среднегодовые температуры и постоянные ветра, требуются формирование замкнутой застройки, объединение отдельных блоков в единые объемно-пространственные структуры.
В условиях жаркого климата южных стран, когда летом температура поднимается выше 20°С, характерны замкнутые внутренние дворики, затененные переходы и навесы.
Япония. Для этой страны характерен учет при строительстве сейсмологических характеристик района строительства. Например, пятиуровневый терминал Кансай, построенный на искусственно созданном острове с пятикилометровым транспортным мостом, сохраняет горизонтальный уровень, несмотря на прогнозируемое оседание почвы до 11 м (благодаря регулированию компьютером высоты подпорных колонн через гидравлические механизмы), а применение компенсационных гибких соединений между каркасом и покрытием крыши сглаживает сейсмологические и температурные колебания.
Обычно при проектировании вокзала и дополнительных общественных зон учитывается изменение градостроительной ситуации района строительства, инфраструктуры, демографических и социологических характеристик.
При большом количестве пересекающихся видов транспорта в зоне вокзалов терминалы строятся многоуровневыми.
Наземная часть включает различные объекты, имеющие общие инженерные сети и коммуникации. Активно используется подземное пространство для размещения объектов функционального назначения (багажное отделение, камера хранения, туалеты, курительные комнаты и др.) и дополнительных услуг (торговые точки, кинотеатры и т.п.) Подземное пространство используется обычно до глубины 20-30 м, в отдельных случаях - до 70 м от поверхности земли (например, на участке RER (подземных электричек) в центре Парижа во Франции).
Показателен опыт, накопленный в ряде зарубежных городов: Лондоне, Париже, Монреале, Хельсинки, Лос-Анджелесе, где в вокзальных комплексах активно используется подземное пространство.
Япония. Исследования показали, что происходит и будет продолжаться рост спроса на услуги вокзала людьми старшего поколения. Эти прогнозы были сделаны на основе официальной статистики, изучения истории поездок пассажиров и того факта, что все больше японцев трудоспособного возраста предпочитает работать дома.
Также необходимо учитывать адаптацию зданий и сооружений центра к изменяющимся условиям (применение большепролетных конструкций, независимой системы коммуникаций и т.д.), позволяющую рассматривать вокзальный комплекс как открытую и гибкую структуру, способную развиваться во всех направлениях, которые на сегодняшний день заключаются в трансформации вокзального комплекса в многоуровневый полифункциональный центр.
Португалия. В Лиссабоне торговый центр "Васко да Гама" является частью многоуровневого транспортного узла, объединяющего железнодорожный вокзал, автовокзал и выставочный центр.
Украина. Дарницкий вокзал в Киеве госкомпания "Укр-зализныця" планирует трансформировать в торговый центр с выходом на перрон.
Чехия. В Праге центральный вокзал планируется реконструировать в терминал с высокой пропускной способностью в сочетании с торгово-развлекательным центром.
Реконструкция и развитие вокзальных комплексов обычно проходит по вертикали или по горизонтали и предполагает:
- строительство дополнительных отдельно стоящих объектов;
- пристройку к существующим зданиям, сооружениям;
- пристройку с наземными, подземными переходами, галереями, подземными вестибюлями и т.п.;
- надстройку существующих зданий вокзала;
- постройку подземных этажей;
- удлинение платформ и т.п.
Проекты реконструируемых вокзальных комплексов при расширении и реконструкции должны добиваться органичного включения нового строящегося или пристраиваемого объема в существующую композицию при сохранении целостности общего решения. Реконструкция вокзалов проводится с целью повышения удобства для пассажиров и улучшение эксплуатационных свойств вокзала.
В настоящее время в целях реконструкции транспортного узла, как правило, не перестраивается старое здание вокзала, а строится новое в непосредственной близости, в которое переносятся все функции, связанные с пассажиропотоками.
При проектировании центров возможно использование разнообразных объемно-планировочных композиций. Например, это могут быть замкнутые и раскрытые площади; сложные системы взаимосвязанных открытых пространств, перетекающих друг в друга; улицы, целые кварталы, увязанные с условиями места строительства, такими как: перепады рельефа, гидрообъекты, зеленые насаждения и т.п.
Архитектура вокзального комплекса зависит от объемно-планировочного решения, которое определяется взаимным расположением функциональных зон. Выявлены следующие варианты:
- обособленные зоны, расположенные на одной территории;
Грузия. В Тбилиси железнодорожный вокзал (здание с конкорсом над путями) и привокзальные площади, расположенные по обе стороны путей, включены в общий ансамбль городской застройки с жилыми домами, административными зданиями и гостиницами. Все здания расположены обособленно, к ним предусмотрен подъезд автотранспорта с использованием подземного пространства, на котором размещена автостоянка.
- несколько отдельных зон, объединенных сетями коммуникаций;
- комплексное объединение зон в одном объеме.
Бельгия. В Брюсселе в здание автовокзала включены почтамт, торговый пассаж.
Ирландия. В Дублине в одном здании объединены автовокзал и административный корпус страховых обществ.
Последний вариант наиболее популярен в современном проектировании вокзалов, так как имеет ряд преимуществ.
Например, при комплексном объединении зон в одном объеме происходят экономия участков строительства и зон внутри здания вокзала (общие залы, фойе, переходы и т.п.), а также экономия на совместном использовании непрофильных услуг и помещений (обычно это питание, склады, инженерное обслуживание, транспортное обслуживание и т.п.). Появляется возможность для гармоничной композиции вокзального комплекса. Одним из недостатков этого варианта, который необходимо учитывать при проектировании, является различный режим работы компаний, входящих в вокзальный комплекс.
Функциональные зоны вокзального комплекса могут быть по-разному расположены относительно улиц, площадей и других прилегающих территорий вокзала:
- очаговое расположение (вокруг центральной площади или здания вокзала);
Белоруссия. Проект комплекса площади вокзала в Минске включает в себя железнодорожный вокзал, станцию метро, подземные стоянки, жилые дома, административные здания.
США. Комплекс вокзала Юнион-Стейшн в Сент-Луисе включает в себя железнодорожный вокзал, зоны отдыха, торговую зону, аттракционы, бары, игровые автоматы, водные аттракционы.
- линейное расположение (вдоль крытой улицы, имеющей иногда непрямолинейные очертания);
Канада. В Торонто Итон-центр объединяет три станции метрополитена, подземную и наземную автостоянки, универсальные магазины, комплекс кинотеатров, религиозный центр, офисный комплекс, жилые здания, совмещенные с гостиницей.
- плоскостно-сетевое расположение (на общей, нередко перфорированной платформе);
Франция. В Париже квартал Дефанс, зона "А" включает в себя станцию метрополитена, станцию железной дороги, автовокзал, наземные и подземные автостоянки, административные комплексы, выставки, магазины и др.
- пространственное расположение в ячейках трехмерной пространственной решетки, образуемой коммуникациями.
Канада. В Калгари - это деловой квартал-терминал.
США. В Нью-Йорке - многоуровневые системы Сити-корп-сентр. В Филадельфии - Маркет-Стрит Ист, соединившая станцию метрополитена, станцию железной дороги, подземные и наземные автостоянки, торговые и офисные комплексы.
Непосредственной частью архитектурного решения вокзальных комплексов является конструкционное решение малых архитектурных форм, элементов оформления и благоустройства. Большое значение имеют детальная проработка архитектурной концепции, благоустройство, оборудование площадок различного назначения, озеленение, малые архитектурные формы, водоемы, фонтаны и т.п.
При конструировании малых архитектурных форм, элементов оформления и благоустройства обычно предусматриваются:
- разработка единой модульной основы элементов, что должно стать предпосылкой их индустриального изготовления;
- использование стандартных несущих конструкций при условии их разнообразного наполнения;
- ориентация на возможности городских производственных предприятий и организаций и использование производимых в данном регионе строительных и отделочных материалов.
В развивающихся странах с динамически растущими экономикой и населением процесс формирования транспортных центров происходит особенно быстро. При этом формирование железнодорожных вокзалов происходит стихийно, без надлежащей архитектурно-планировочной организации пространства, учета общей градостроительной ситуации, организации пешеходных путей, благоустройства, озеленения и др. Обычной основой для развития вокзала становятся объекты торговли: рынки, ярмарки, магазины.
При проектировании вокзала традиционно принимаются во внимание две точки обзора здания вокзала пассажиром - при прибытии и при отправлении поезда.
Часто дизайн вокзала является градостроительным ядром и стилистической доминантой для развития города вокруг него.
Также в мире используются современные стили архитектуры железнодорожных вокзалов, такие как техницизм, хай-тек, техноэкспрессионизм. Такие здания активно строятся в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Китае, Южной Корее.
Часто архитектура железнодорожных вокзалов подражает архитектуре аэропортов и это не случайно.
Франция. Знаменитый, ставший мировым архитектурным шедевром, железнодорожный вокзал Лион-Сатола при аэропорте в Лионе, возведенный с применением высокотехнологичного металла, имеет форму взлетающей птицы. Это перекликается с мотивами многих аэропортов мира, таких как аэропорт Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, аэровокзала в Вашингтоне, имеющих динамичные формы и ассоциации с взмывающей вверх птицей или самолетом.
Швейцария. Широко известен железнодорожный сигнальный блок в Базеле, который расположен между железнодорожными путями и представляет собой параллелепипед высотой в шесть этажей. Внешние стены отделаны частыми медными полосами, которые скрывают членение здания на этажи и "растворяют" здание в окружающем пространстве.
В мире внимание уделяется не только внешней архитектуре зданий, но и внутреннему дизайну, призванному сделать пребывание на вокзале более эмоциональным.
Сингапур. В дизайне внутреннего пространства вокзалов используются работы известных художников, таким образом они выступают как место проведения художественных выставок.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Обязательные услуги, предоставляемые вокзальными комплексами
Предоставление информации
Информационная система для пассажиров
Одна из наиболее часто предъявляемых пассажирами к работе вокзала жалоб - недостаток своевременной и точной информации. Информационная система должна надежно информировать пассажиров относительно расписания поездов, времени прибытия и отбытия, задержек, отмен и др. Персонал вокзала должен иметь доступ к последней информации, уметь ее правильно воспринимать, интерпретировать и использовать, а также корректно передавать пассажирам, особенно в случае отмены или задержки поезда.
Информацию, предоставляемую на территории вокзала, условно можно разделить на два типа: постоянную и переменную.
Постоянная информация - это информация, которая меняется несколько раз в год или реже (например, информация относительно предоставляемых услуг, платы, правил проезда). Такого рода информация может быть отражена на бумажном или ином более долговечном носителе, например, на постере или пластиковой табличке. Это также может быть временная информация, которая появляется на непродолжительный период.
Переменная информация - это информация, которая меняется ежедневно, ежеминутно или через другой непродолжительный период времени. Такого рода информацию рационально отражать на электронном или механическом табло (оба этих вида распространены в мире). Информационные дисплеи, расположенные в публичных зонах, должны легко визуально восприниматься из любой точки и в любых погодных условиях (например, некоторые электронные дисплеи плохо читаются в солнечную погоду). Информация на них должна вовремя обновляться и содержать корректные данные.
Стандартная переменная информация, которая предоставляется пассажиру:
- время;
- дата и день недели;
- пункт назначения и ожидаемое время отбытия и прибытия поезда;
- станции, которые проходит поезд;
- станции, на которых останавливается поезд;
- платформа и путь, с которого отправляется поезд;
- место машины, если путешествие проходит с резервированием места.
Стандартная постоянная информация, которая предоставляется пассажиру:
- карта вокзала;
- указатели расположения объектов на территории вокзала;
- номера пути, название вокзала и т.д.;
- расписание пригородных электричек;
- расписание других наземных видов транспорта, с которыми пересекается железная дорога в рамках вокзала;
- телефоны экстренных служб, такси и др.;
- карта города.
Современным принципом предоставления информации на вокзале становится "принцип 24/7" - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Информация предоставляется не только в виде текстов на разных языках, но и в виде графических символов, которые во всем мире пытаются привести к единому стандарту.
Особые требования, тем более в городах - финансовых центрах и странах, популярных у туристов, предъявляются к информации, предоставляемой на въезде в город. Данная информация дает всеобъемлющее представление о городе, его значении в культурной, социальной и политической жизни страны.
Кроме стандартных средств предоставления информации, в последнее время получили распространение аудиовизуальные средства: видеоролики о городе, музыка, аудиотексты и т.п.
Современная жизнь вокзала невозможна без разнообразных форм рекламы, которая дает дополнительную прибыль на поддержание и развитие вокзала. Однако основной принцип, которого в мировой практике придерживаются в обеспечении информации на вокзале, - это вторичность любой информации, кроме той, которая обеспечивает обязательные функции вокзала. Поэтому к рекламе предъявляются дополнительные требования: она не должна отвлекать пассажиров от основной информации и снижать уровень безопасности.
Кроме информации, предоставляемой пассажирам на разных носителях, современные вокзалы проектируются по принципу предоставления максимальной возможности коммуникации между людьми внутри вокзала и каждого пассажира с внешним миром. Чтобы обеспечить этот принцип, принимаются следующие меры: интегрирование в здание точек связи - телефоны-автоматы, доступ в Интернет; предусматриваются зоны коммуникаций между людьми - места встреч, конференц-залы; обеспечивается мобильная связь на подземных этажах и т.д.
Кроме обеспечения информации, связанной непосредственно с предоставлением услуг по перевозке, современные вокзалы стремятся обеспечить своих клиентов доступом к информации, которая необходима пассажирам во время пути или во время ожидания отправления поезда для работы или развлечения, например, посредством доступа в Интернет.
США. Железнодорожно-пассажирская компания "Amtrak" приняла решение: начать пилотный проект по внедрению беспроводных интернет-подключений Wi-Fi на своих шести вокзалах, расположенных на северо-востоке страны. Цель проекта - привлечь на железные дороги больше пассажиров, путешествующих бизнес-классом.
Кроме того, вокзальный комплекс может быть местом размещения социальной рекламы и социальных акций.
Великобритания. Персонал Arriva Trains Wales организовал на станции Pencoed около города Bridgend выставку работ школьников, посвященных здоровому образу жизни, отказу от наркотиков и алкоголя. Этот опыт начал активно перениматься другими вокзалами страны.
Данная тенденция указывает на рост социальной и экологической ответственности, которые возлагают на себя современные вокзальные комплексы.
Обеспечение безопасности
Существуют две концепции обеспечения безопасности пассажиров на территории вокзала и прилегающих территориях.
Старая концепция, которая до недавнего времени была характерна для большинства стран мира, подразумевает, что пассажиры (и другое население, находящееся на территории вокзала) должны сами обеспечивать свою безопасность. Эта концепция не требует специального отделения пассажиров от поездов и других источников опасности на территории вокзала и прилегающих площадях. Пассажиры сами следят за проходящими поездами, когда пересекают пути, и заботятся о том чтобы не потерять багаж, детей, машину или другие свои вещи, которые могут быть украдены, повреждены поездом или другими пассажирами. Дизайн вокзалов отражает эту концепцию - платформы часто не подняты достаточно высоко относительно путей или вообще отсутствуют, поэтому пассажиры должны забираться в поезд с помощью персонала поезда или по специальным приспособлениям. Пассажиры имеют возможность беспрепятственно пересекать пути. Данная концепция характерна сегодня для медленно развивающихся стран или для окраин более развитых стран с низкой интенсивностью движения.
Другая концепция подразумевает, что заботу о безопасности пассажиров берет на себя администрация вокзала. Она характерна для развитых стран и постепенно принимается за стандарт во всем мире.
Великобритания. В этой стране железнодорожные пути всегда были отделены от пассажиров. Платформы строились с таким расчетом, чтобы пассажиры могли попасть в вагон одним среднего размера шагом без помощи персонала поезда или других приспособлений, что позволяет также убыстрить посадку и высадку людей. Для пересечения путей предусматриваются преимущественно подземные переходы.
Современная концепция безопасности на территории вокзала заключается в предоставлении пассажирам максимальной безопасности и предполагает построение детальной системы безопасности вокзального комплекса, которая интегрирована с информационной системой.
При выстраивании системы безопасности на вокзале, которая заключается в сохранении материальных ценностей, жизни и здоровья человека, и работы риск-менеджмента обычно учитываются следующие чрезвычайные ситуации:
1) чрезвычайные ситуации природного характера:
- стихийные бедствия геологического характера (землетрясения, сели);
- стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, смерчи, снежные бури, грозы, молнии);
- стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, заторы на реках, нагоны, цунами);
- природные пожары (лесные, торфяные, степные);
- массовые заболевания;
2) Чрезвычайные ситуации военного характера:
- террористические акты;
- военные действия;
3) техногенные происшествия, аварии, техногенные катастрофы (разрушение сооружений или технических устройств, взрыв, выброс опасных веществ в среду и т.д.);
4) последствия антисоциального поведения людей.
Аргентина. В 2007 г. в Буэнос-Айресе недовольные отменой поездов (в связи с ремонтом путей) пассажиры разбили и подожгли кассы, билетные автоматы на центральном вокзале. В итоге на станции возник пожар. Это уже не первый подобный случай в Аргентине. Задержки поездов время от времени оборачиваются на вокзалах беспорядками и поджогами.
С целью недопущения чрезвычайных происшествий или минимизации их последствий в мировой практике предполагается соблюдение следующих требований:
1) дизайн внутреннего пространства вокзала и прилегающей территории, не создающий условий для преступной деятельности (адекватное освещение, отсутствие ограниченных уединенных пространств, пространство без барьеров и т.п.) и обеспечивающий беспрепятственную эвакуацию;
2) системы наблюдения, которые обычно состоят из управляемых камер безопасности, фиксирующих происходящее по всему вокзалу и направляющих данные в контрольный центр, оснащенный соответствующей аналитической программой, с помощью которой диспетчер отслеживает обстановку на вокзале и, в случае необходимости, сообщает оперативным работникам о внештатной ситуации.
На вокзалах Европы имеет место тенденция к увеличению числа камер и повышению их технических характеристик (скорость поворота, многократное приближение);
3) наличие профессионального штата милиционеров, пожарных и врачей, владеющих должной квалификацией и современными навыками оказания помощи, а также прошедших тренинги на подотчетной территории.
Например, для врачей в случае аварии или террористического акта в крупном городе принципиальным является навык работы в замкнутом пространстве и владение технологией преодоления "эффекта сдавления" (разработанной в Японии), который развивается при извлечении человека из-под придавившего его предмета и без соответствующего лечения приводит к смерти;
4) системы связи пассажиров с персоналом безопасности вокзала через специализированные точки экстренной помощи и т.п.;
5) противопожарные системы;
6) дополнительные системы безопасности - служебные собаки, роботы безопасности и т.п.;
7) помещение вокзала и помещения, расположенные под ним под землей, могут быть использованы в качестве убежища с системами автономного жизнеобеспечения в случае химической или ядерной атаки;
Израиль. В Иерусалиме начато строительство масштабного противоядерного бомбоубежища, расположенного на глубине 80 м под Дворцом наций и представляющего собой подземный терминал нового железнодорожного вокзала.
8) аварийное освещение и аварийные выходы;
9) молниезащита;
10) на зданиях вокзалов, проектируемых в районах расположения аэродромов и воздушных трасс, предусматривают установку заградительных огней (согласно действующим правилам маркировки) и свето-ограждений высотных препятствий;
11) правильное проектирование входов-выходов и т.д.
Точки входа и выхода из вокзала являются местами повышенной опасности для пассажиров, максимального неудобства при передвижении по вокзалу, получения травм и совершения краж. Ситуация ухудшается на вокзалах стран с холодным климатом, так как для поддержания температурного режима на вокзале необходимо наличие небольших входов и выходов с дверьми.
Выходы и входы здания вокзала должны быть спроектированы таким образом, чтобы беспрепятственно пропускать расчетное количество пассажиров в нормальных и экстренных условиях. Во многих странах требования к специальным запасным (эвакуационным) выходам являются частью законодательства по безопасности или стандартами, установленными для вокзалов.
США. Свод законов NFPA 130 (стандарты США для транзитной отрасли) определяет нормы потоков через выходы и типы выходов для переходов, лестниц и эскалаторов.
Проектирование количества входов и выходов опирается не только на нормативы. На современных вокзалах входы и выходы учитывают реальные и прогнозные потоки пассажиров, удовлетворяют показателям оптимального доступа к разным путям. Однако должна приниматься во внимание и стоимостная эффективность каждого входа-выхода.
Особое внимание при проектировании входов и выходов уделяется тому, в какую сторону, насколько легко и быстро открываются двери.
Франция. В 1918 г. в парижском метро в результате паники около станции Боливар во время воздушного налета на город в давке погибли 66 чел., пытаясь попасть в метро для укрытия. Причиной, по которой произошла давка, стал ряд дверей, которые открывались только наружу. В обычной ситуации этого достаточно для обеспечения безопасности, но не в чрезвычайной ситуации, когда большая группа людей пытается в одно и то же время попасть внутрь. После этого инцидента во Франции было введено правило, по которому двери на станциях и вокзалах должны открываться в обе стороны.
Сегодня данная проблема не потеряла актуальность в связи с участившимися террористическими актами и случаями хулиганства, которые могут вызвать у людей панику и, как следствие, давку при входе в вокзал, который люди психологически воспринимают как убежище. Однако при проектировании двери, открывающейся в обе стороны, необходимо снабдить ее приводным механизмом, предотвращающим нанесение травмы пассажиру, входящему вслед за другим пассажиром, при инерционном распахивании двери в обратную сторону.
Кроме того, обязательно предусматриваются аварийные выходы и выходы для обслуживающего персонала вокзала.
6. Дополнительные услуги, предоставляемые вокзальными комплексами
Виды услуг
Во всем мире на территории вокзала и прилегающих площадях предоставляются дополнительные услуги торгового, развлекательного, информационного характера. Они позволяют вокзальному комплексу получить дополнительную прибыль для стабильного функционирования и дальнейшего развития.
Пассажирский вокзал генерирует значительные потоки потенциальных покупателей с разным уровнем платежеспособности. Например, бизнесмены, которые пользуются скоростными поездами, чтобы добраться до другого города или до аэропорта, обладают высокой покупательной способностью; студенты и пенсионеры, пользующиеся пригородными электричками, - более низкой. Однако на вокзале могут существовать услуги, удовлетворяющие потребности и рассчитанные на платежеспособность разных категорий пассажиров. Кроме того, потребителями дополнительных услуг вокзального комплекса выступают не только пассажиры, но и городское население, проживающее или работающее рядом с вокзалом.
Для пассажиров наличие дополнительных услуг, которыми они могут пользоваться в ожидании отправления транспорта (продолжительностью от часа до суток), является удобным и добавляет стоимость к непосредственным услугам, предоставляемым вокзалом, так как это позволяет пассажирам рационально тратить время ожидания и сокращает издержки на поиск и приобретение товаров и услуг.
Кроме концентрации услуг в одном месте, современная тенденция развития вокзалов предусматривает разработку единых стандартов качества предоставления услуг на вокзалах той или иной страны, позволяющих пассажирам получить единый стандарт обслуживания на любом вокзале в пределах страны.
Список бизнесов и сервисов, возникающих обычно вокруг железнодорожных вокзалов:
1) супермаркеты, магазины, киоски;
2) предприятия быстрого питания/рестораны/бары;
3) кинотеатры и развлекательные центры;
4) бытовые услуги (ремонт обуви и одежды, ритуальные услуги);
5) бизнес-центры;
6) отели;
7) спортивные клубы и салоны красоты;
8) аренда автомобилей;
9) аренда жилья;
10) туристические агентства;
11) логистический бизнес;
12) информационные и финансовые услуги;
13) клининговый бизнес;
14) реклама и полиграфия;
15) консалтинг в области строительства и содержания зданий и т.п.
За время строительства и реконструкции вокзалов менеджментом приобретается уникальная компетенция по разработке и применению инновационных подходов к строительству, таких как, например, единовременное строительство крупного объекта двумя строительными бригадами с двух сторон сразу навстречу друг другу. Приобретенные компетенции могут быть преобразованы в новые бизнесы и приносить прибыль.
Наиболее частыми дополнительными бизнесами, представленными на вокзалах всего мира, являются предприятия быстрого питания, рестораны и бары, супермаркеты, магазины и киоски, бытовые услуги, развлекательные центры.
Данные бизнесы могут входить в группу компаний, принадлежащих вокзалу, или предоставляться на основе договора аренды.
Япония. В компанию "Tobu Railway Co., Ltd." входят 103 дочерние компании и 13 филиалов: 44 - транспортных, 29 - развлекательных, 6 - недвижимости, 21 - розничных продаж, 23 - другие (строительство, инженерные услуги и т.д.). Основными держателями акций таких компаний являются банки и другие финансовые институты.
Мировой тенденцией является увеличение доли дополнительных услуг, предоставляемых вокзалом. Обычно реконструкция и расширение существующих вокзалов включают в себя создание на территории вокзала торгово-развлекательного центра.
7. Взаимодействие вокзального комплекса с окружающей средой
Современной мировой концепцией развития вокзалов стали их интеграция в окружающую среду и дружественное взаимодействие с ней. Осуществление этой концепции происходит через экономное использование энергии, возобновляемых и новых источников энергии, а также через управление использованием энергии на вокзале.
Использование современных технологий для экономии энергии подразумевает:
- мониторинг современных технологий и выбор из них тех, которые могут использоваться на том или ином вокзале для экономии энергии;
- проверку путем моделирования эффекта от внедрения новых технологий;
- проверку эффекта от внедрения защитных тепловых барьеров, изоляции, конденсаторов и т.п.
Использование возобновляемых и новых источников энергии подразумевает:
- проверку возможности использования возобновляемых и новых источников по выработке энергии;
- использование дождевой и сточной воды, разницы температур между помещением вокзала и окружающей средой, силы ветра, солнечной энергии, покрытия пола, генерирующего энергию.
Управление использования энергии на вокзале подразумевает:
- мотивированность управляющих на повышение эффективности использования эскалаторов, движущихся пандусов и других объектов повышенного электропотребления;
- соблюдение эффективного температурного режима, соответствующего характеристикам вокзала и температуре окружающей среды.
Кроме того, в мировой практике принято:
- использование энергоэффективных технологий при строительстве зданий вокзала;
- наличие в пределах вокзала станций по первичной переработке мусора, на которых он сортируется по видам и прессуется для дальнейшей транспортировки на мусороперерабатывающие заводы;
- озеленение крыш и близлежащих территорий для компенсации вреда, причиняемого окружающей среде работой вокзалов, улучшения качества воздуха и визуальной среды;
- использование в магазинах вокзала пакетов из бумаги и картона вместо пластиковых;
- проведение разъяснительной кампании по охране окружающей среды и экономии ресурсов среди пассажиров (в т.ч. среди детей) и персонала вокзала посредством бесплатных развлекательно-информационных буклетов и других источников информации;
- проведение общественных акций по улучшению окружающей среды (например, посадка деревьев);
- использование экологически безопасных средств для уборки территорий с небольшим количество воды;
- использование переработанных пищевых отходов предприятий питания вокзала в качестве корма для животных или биотоплива;
- переработка использованных билетов, журналов и газет в туалетную бумагу и бумагу для офиса, применяемых тут же на территории вокзального комплекса;
- изготовление униформы для персонала из переработанного мусора;
- сохранение при строительстве существующих деревьев и посадка новых:
- открытие при вокзале пунктов проката велосипедов;
- грамотная утилизация люминесцентных ламп и т.д.
Япония - лидер в использовании технологий по охране окружающей среды в рамках железной дороги и вокзалов. В результате разработки и применения технологий по охране окружающей среды, экономии природных ресурсов, переработки и утилизации отходов в стране активно развивается экобизнес, продукция которого занимает лидирующие позиции в мире.
8. Оценка эффективности функционирования вокзального комплекса
Оценку эффективности функционирования вокзальных комплексов можно разделить на внутреннюю и внешнюю составляющие.
В мировой практике для оценки внутренней эффективности работы вокзала обычно применяются следующие показатели.
Показатели надежности:
- сервисов;
- эскалаторов и лифтов;
- дверей.
Показатели удовлетворенности пассажиров:
- загруженность территорий людьми, скопление людей в "узких местах", "пробки";
- вывод данных на электронные табло (время вывода и точность информации);
- чистота территории;
- время ожидания у кассы;
- исполнительность персонала.
Показатели безопасности:
- количество совершенных преступлений на территории вокзала;
- количество пожаров и возгораний;
- количество несчастных случаев среди пассажиров и персонала за отчетный период;
- количество чрезвычайных происшествий техногенного характера.
Показатели персонала:
- количество персонала;
- количество дней отсутствия на рабочем месте по больничному на одного работника;
- доля работников женского пола;
- доля работников с ограниченными возможностями;
- производительность труда и т.д.
Финансовые показатели:
- доходы от продажи билетов;
- доходы от других видов деятельности;
- операционные и капитальные издержки;
- доход на одного пассажира;
- доля той или иной услуги в общем объеме прибыли;
- относительный показатель рентабельности конкретного вида услуг по отношению к аналогичному рыночному и т.д.
При оценке эффективности функционирования вокзального комплекса применяется стандартный набор финансовых показателей.
Обычно эти показатели рассчитываются в процентном исчислении, где за 100% принимается идеальный, но практически недостижимый вариант. На период (обычно календарный год) устанавливается план, например 90%, и затем он соотносится с фактом.
Кроме того, в мировой практике для повышения эффективности управляемости вокзальным комплексом и прогнозирования будущих пассажиропотоков принято проведение статистических исследований на территории вокзала.
Великобритания. На территории вокзалов и станций на основе данных о проданных билетах собирается следующая статистическая информация: общее количество людей, входящих, выходящих и использующих станцию как транзитную. Общие данные разбиваются по типам билетов: полные, льготные и сезонные.
Также в мировой практике проводятся внешний и внутренний аудиты вокзалов и станций. Основными показателями, по которым проводится проверка, являются:
- скорость продвижения очереди перед кассами (менее 3 минут, 3 - 5 минут, более 5 минут);
- выполнение персоналом вокзала своих обязанностей (проверка билетов на входе и выходе с перрона, предоставление справки и т.д.);
- наличие граффити и актов вандализма снаружи здания и внутри него;
- наличие рабочего общественного телефона;
- наличие работающих камер наблюдения;
- наличие мест парковки;
- хорошее состояние озеленения и цветников и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.