г. Москва |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А40-10931/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Любимовой Ю.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2020 по делу N А40-10931/2020
по заявлению: ООО "Вторсырьепереработка"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконными уведомления,
в присутствии:
от истца: |
Шеховцов Д.С. по дов. от 19.04.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2020, принятым по настоящему делу, удовлетворено требование общества с ограниченной ответственностью "Вторсырьепереработка" (заявитель, Общество) о признании недействительными (незаконными) решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве (Управление Росреестра по Москве, Управление) выраженные в уведомлениях об отказе в снятии с кадастрового учета от 13.12.2019 N N 77-0-1-71/3143/2019-459, 77-0-1-71/3143/2019-460, 77-0-1-71/3143/22019-461. Суд также обязал Управление восстановить нарушенные права заявителя в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, путем осуществления снятия с кадастрового учета нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0004008:1007, 77:03:0004008:1008, 77:03:0004008:1009.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание не явились представители Управления Росреестра по Москве и третье лицо - Департамент городского имущества города Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Общества письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.11.2019 заявитель обратился в Управление с заявлением о снятии с кадастрового учета ранее учтенных нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0004008:1007, 77:03:0004008:1008, 77:03:0004008:1009.
13.12.2019 Управление направило заявителю Уведомления об отказе в снятии с приостановления нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0004008:1007, 77:03:0004008:1008, 77:03:0004008:1009.
Полагая указанные уведомления не соответствующими нормам действующего законодательства - положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также нарушающими законные права и интересы заявителя, ООО "Вторсырьепереработка" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218) государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
В силу пп. 7 п. 4 ст. 8 Федерального закона N 218 в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Из фактических материалов дела следует, что 25.03.2010 между Заявителем (правопреемник ЗАО "Вторсырьепереработка") и Департаментом земельных ресурсов города Москвы был заключен договор аренды N И-03-000019, предметом которого является передача в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004008:1000, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Буракова, вл. 29 (Участок), по итогам аукциона на право заключения договора аренды от 01.02.2010.
Участок относится к категории земель "Земли населенных пунктов", разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства.
Участок предназначен для осуществления строительства объекта III категории - павильона приема вторичного сырья, максимальной площадью 608,6 кв. м, этажностью - 2 этажа.
В соответствии с условиями договора аренды, в момент передачи, участок был свободен от существующих строений.
29.03.2013 Заявителем было получены разрешение на строительство N RU77196000-007891 и 15.11.2016 разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 77-196000-007560-2016 - на объект павильон приема вторичного сырья, расположенного по адресу: 105118, г. Москва, ул. Буракова, д. 29Б, общей площадью 583,3 кв. м.
С целью постановки построенного объекта на кадастровый учет и регистрации права собственности Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с соответствующим заявлением.
Управление Росреестра по Москве направило обществу Уведомление от 11.10.2019, в соответствии с которым отказало в постановке вновь построенного объекта на кадастровый учет ввиду наличия в ЕГРН сведений о нахождении на земельном участке ранее учтенных нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0004008:1007, 77:03:0004008:1008, 77:03:0004008:1009.
Заявитель, обратился в Управление Росреестра по Москве с Заявлением о снятии с кадастрового учета ранее учтенных нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0004008:1007, 77:03:0004008:1008, 77:03:0004008:1009.
Рассмотрев указанные Заявления, Управление Росреестра по Москве направило Заявителю Уведомления об отказе в снятии с приостановления от 13.12.2019 N N 77-0-1-71/3143/2019-459, 77-0-1-71/3143/2019-460, 77-0-1-71/3143/2019-461.
Основаниями для отказа в снятии нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0004008:1007, 77:03:0004008:1008, 77:03:0004008:1009 с кадастрового учета в указанных уведомлениях идентичны, а именно:
- в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации, при осуществлении кадастрового учета в связи с прекращением существования объектов недвижимого имущества должен обращаться собственник таких объектов недвижимого имущества;
- помимо акта обследования, для осуществления снятия с государственного кадастрового учета, в случае, если объект строительства прекратил существование после 04 августа 2018 г., в Акт обследования вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса органа местного самоуправления;
- в состав акта не приложено Уведомление органа местного самоуправления о планируемом сносе объекта, уведомление о завершении сноса объекта.
Между тем, как обоснованно указано судом, актами обследования от 11.11.2019, приложенным к поданному в Управление Росреестра по Москве заявлению, достоверно подтвержден факт того, что спорные объекты в настоящий момент на земельном участке отсутствуют.
Иных доказательств в материалы дела сторонами не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке.
В силу пп. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона N 218 к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 218, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
В соответствии с выписками из ЕГРН, представленными в материалы судебного дела, у объектов отсутствует собственник, что не оспаривается управлением. Объекты являются бесхозными.
Заявитель является арендатором земельного участка (на основании договора аренды N И-03-000019, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы).
Суд обоснованно указал, что сам по себе факт обращения с соответствующим заявлением Общества, как правообладателя земельного участка, не может служить безусловным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета, с учетом наличия сведений о том, что объект фактически прекратил свое существование.
Заявитель, как арендатор земельного участка, имел законный интерес в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном здании препятствует ему в реализации его прав на земельный участок и, как следствие, нарушает его права и законные интересы, а именно у Заявителя отсутствует возможность зарегистрировать право собственности на возведенные объект недвижимого имущества.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе акт обследования (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218).
Согласно ст. 23 Федерального закона N 218, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения помещения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", акт обследования кадастрового инженера подготавливается инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Из указанных положений Федерального закона N 218 и приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 следует, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим.
Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. При этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов, в связи с чем, свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
Судом установлено, что представленный акт обследования соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861.
Более того, как следует из договора аренды земельного участка N И-03-000019 от 25.03.2019, земельный участок в момент его передачи Заявителю был свободен от строений и предназначен для осуществления строительства павильона приема вторичного сырья.
На основании изложенного, судебная коллегия отмечает, что спор о праве в отношении спорного объекта с собственником земельного участка, на котором располагался объект, а также с иными лицами, отсутствуют, заявителем представлены документы, подтверждающие создание объекта юридическим лицом - правопредшественником заявителя, несмотря на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателе здания, при этом представленных документов не достаточно для осуществления государственной регистрации права заявителя. Соответственно, обращение в регистрирующий орган собственника не представляется возможным по объективным причинам.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0004008:1007, 77:03:0004008:1008, 77:03:0004008:1009.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2020 по делу N А40-10931/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10931/2020
Истец: ООО Вторсырьепереработка
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы