г. Пермь |
|
31 августа 2020 г. |
Дело N А60-4276/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области - Алехин Д.П., доверенность от 26.11.2019;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского Района",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 июня 2020 года
по делу N А60-4276/2020
по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского Района" (ИНН 6640003410, ОГРН 1036602321601),
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области,
о понуждении исполнить обязательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского района" (далее - ГБУЗ СО "Центральная районная больница Верхотурского района", ответчик) о понуждении исполнить обязательства в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом", расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхотурье, ул. Карла Маркса, д.34, а именно:
1) провести комплекс противоаварийных работ на объекте культурного наследия в соответствии с требованиями ст. 41 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст. 45 указанного Федерального закона, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
2) провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями ст. 42 и 43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст. 45 указанного Федерального закона, в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 июня 2020 года исковые требования удовлетворены: на ГБУЗ СО "Центральная районная больница Верхотурского района" возложена обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом", расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхотурье, ул. Карла Маркса, д.34, а именно:
1) Провести комплекс противоаварийных работ на объекте культурного наследия в соответствии с требованиями ст. 41 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст. 45 указанного Федерального закона, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
2) провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями ст. 42 и 43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст. 45 указанного Федерального закона, в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что Управлением ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" не было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Ответчик ссылается, что предписание о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренное "Положением о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1204, Управление ГБУЗ СО "Центральная районная больница Верхотурского района" также не выдавалось.
Указал, что при регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Верхотурье, ул. Карла Маркса, д.34, не зарегистрировано обременение на него как на объект культурного наследия. Заявитель жалобы ссылается на то, что ответчиком неоднократно предпринимались попытки прекращения права оперативного управления на объект культурного наследия и передачу памятника со своего баланса.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых со ссылкой на положения Закона N 73-ФЗ, истец указывает о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, несмотря на отсутствие охранного обязательства, оформленного в отношении ответчика и утвержденного перечня работ по сохранению объекта культурного наследия.
Истец также указал, что непринятие ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" своевременных мер по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу его полного разрушения.
Присутствующий в судебном заседании представитель истца решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направил своего представителя, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Определением от 25.08.2020 в порядке ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Зелениной Т.Л. на судью Крымджанову Д.И.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, объект культурного наследия регионального значения - "Жилой дом", расположенный по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Карла Маркса, д.34 (далее - объект культурного наследия), принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного совета народных депутатов от 18.02.1991 N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" и на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 26.04.2017 N 88583-р зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) под номером 661710917200005.
Собственником объекта культурного наследия является Российская Федерация (право собственности зарегистрировано 31.03.2006, регистрационная запись N 66-66-10/004/2006-126), указанный объект культурного наследия находится в оперативном управлении ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" (регистрационная запись от 31.03.2006 N66-66-10/004/2006-127).
Управлением 17.12.2014 на основании приказа от 20.01.2014 N 08 в отношении объекта культурного наследия проводилась плановая выездная проверка.
В ходе проверки при проведении визуального осмотра объекта культурного наследия зафиксировано следующее (акт проверки от 17.12.2014): объект не используется, находится в неудовлетворительном состоянии, захламлен бытовым мусором, разрушается в результате ненадлежащей эксплуатации; система отопления повреждена, поэтому здание не отапливается, в результате чего происходит промерзание стен и полов, массовое отслоение и утрата окрасочного и штукатурного слоев, глубокие прогрессирующие трещины, отсутствует остекление в оконных рамах.
Фактическое состояние подвальных помещений, расположенных в объекте культурного наследия, подтверждается фотоматериалами, являющимися приложением к акту проверки от 17.12.2014.
В ходе проверки при проведении визуального осмотра объекта культурного наследия зафиксировано следующее (акт осмотра от 02.08.2019 N 38-04-27/42-19):
1) объект представляет собой деревянное бревенчатое здание с верандой с дощатой обшивкой; наблюдается разрушение обшивки, местами поражение древесины гнилью; зафиксирован крен веранды; оконные рамы частично утрачены, стеклянное заполнение во многих окнах отсутствует, в уровне первого этажа оконные проемы зашиты досками, имеется шелушение окрасочного слоя рам, растрескивание древесины, поражение гнилью;
2) внутренние помещения завалены бытовым мусором, стеклом, на стенах наблюдаются трещины, обрушение штукатурного слоя стен, потолка, помещения не используются, не отапливаются;
3) водосточная система находится в нерабочем состоянии;
4) прилегающая территория не благоустроена, заросла травой, кустарниками, деревьями, завалена мусором, охрана объекта и территории не осуществляется;
5) информационная надпись, согласно статье 27 Федерального закона N 73 - ФЗ, на объекте не установлена.
Изложенные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени меры по сохранению объекта культурного наследия не принимаются, памятник содержится в ненадлежащем состоянии, создающем угрозу причинения ему вреда.
Ссылаясь на то, что ответчиком меры по содержанию объекта культурного наследия не предприняты, а в целях исключения дальнейшей угрозы причинения вреда объекту культурного наследия необходимо принять меры к законному владельцу здания в виде его понуждения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, истец обратился в суд иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для возложения обязательств на ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" по содержанию и сохранению объекта культурного наследия.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73-ФЗ).
В преамбуле названного Закона указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно статье 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными указанным федеральным законом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона N 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенных в реестр.
В статье 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного Федерального закона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве оперативного управления, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 42 Федерального закона N 73-ФЗ ремонт объекта культурного наследия представляет собой научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки при проведении визуального осмотра объекта: "Жилой дом", расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхотурье, ул. Карла Маркса, д.34 выявлено неудовлетворительное техническое состояние спорного объекта, что сторонами не оспаривается. Данный факт подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки от 02.08.2019 N 38-04-27/42-19.
При этом ответчиком не представлено каких-либо доказательств улучшения состояния объекта и принятия им соответствующих мер по устранению аварийного состояния объекта после поступления в его оперативное управление объекта, являющегося объектом культурного наследия регионального значения согласно Приказу Министерства культуры РФ от 26.04.2017 N 88583-р. Исходя из содержания акта, непринятие ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" своевременных мер по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу его полного разрушения.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для возложения на ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку исходя из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости объект культурного наследия закреплен на праве оперативного управления за ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района", о чем 31.03.2006 в ЕГРН сделана регистрационная запись N 66-66-10/004/2006-127. При этом, как указал истец в отзыве на апелляционную жалобу и документально не опровергнуто ответчиком, по настоящее время с заявлениями о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Управление не обращался, требования законодательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия не исполняет.
В силу абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно п. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Таким образом, ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района", как лицо, за которым закреплено на праве оперативного управления имущество, являющееся объектом культурного наследия, обязано поддерживать его в надлежащем состоянии.
Доводы ответчика о невыдаче Управлением ГБУЗ СО "ЦРБ Верхотурского района" задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об охране объектов культурного наследия, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика, владеющего объектом культурного наследия на праве оперативного управления от исполнения обязанности по его сохранению. Инициатива получения задания согласно действующему порядку лежит на ответчике.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 июня 2020 года
по делу N А60-4276/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.И. Крымджанова |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4276/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ВЕРХОТУРСКОГО РАЙОНА "
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ