город Омск |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А70-19349/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Воронова Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисычевым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6911/2020) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2020 по делу N А70-19349/2019, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" к садоводческому некоммерческому товариществу "Нефтяник", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Град" (далее - ООО "Сервис-Град"), о взыскании 26 943 руб. 14 коп.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Пурман К.Н. (по доверенности от 02.06.2020 N 72/2020);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Нефтяник" (далее - СНТ "Нефтяник", ответчик) о взыскании 12 928 руб. 45 коп., из которых: 12 624 руб. 97 коп. - сумма основного долга за оказанные в августе 2019 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, 303 руб. 48 коп. - пени, начисленные за период с 11.09.2019 по 30.10.2019 за несвоевременную оплату. Истец также просил суд продолжить взыскание с ответчика пени по день фактической оплаты долга (с учетом измененного размера исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Град" (далее - ООО "Сервис-Град").
В рамках дела N А70-19350/2019 рассматривались требования ООО "ТЭО" к СНТ "Нефтяник" о взыскании 13 104 руб. 48 коп., из которых: 12 624 руб. 97 коп. - сумма основного долга за оказанные в июле 2019 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, 479 руб. 51 коп. - пени, начисленные за период с 13.08.2019 по 30.10.2019 за несвоевременную оплату и пени по день фактической оплаты долга.
Определением от 20.02.2020 дело N А70-19349/2019 объединено с делом N А70-19350/2019, объединенному делу присвоен номер А70-19349/2019.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика 26 943 руб. 14 коп., из которых: 25 249 руб. 94 коп. - сумма основного долга за оказанные в июле - августе 2019 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, 1 693 руб. 20 коп. - пени, начисленные за период с 12.09.2019 по 05.04.2020 за несвоевременную оплату.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2020 по делу N А70-19349/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: с момента заключения договора между истцом и ответчиком, ранее заключенный договор между СНТ "Нефтяник" и ООО "Сервис-Град" прекращает свое действие в части вывоза ТКО и действует только в части обращения с отходами, не относящимися к ТКО, если таковые имеются; факт заключения договора между СНТ "Нефтяник" и ООО "Сервис-Град" и его исполнение само по себе не снимает с ответчика обязанности по обращению с ТКО с использованием услуг именно истца; по мнению подателя жалобы, учитывая, что оказание услуги по вывозу ТКО осуществляет только истец, в силу норм действующего законодательства, а твердые коммунальные отходы накапливались на объекте ответчика и при этом от ответчика не поступали заявки по их вывозу с его контейнерной площадки, то следует вывод, что ответчик складировал свои ТКО в близлежащие контейнерные площадки общего доступа, откуда они и вывозились региональным оператором согласно территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
СНТ "Нефтяник", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель ООО "ТЭО" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области (за исключением Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа) (т. 1 л.д. 44).
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с условиями типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 N 303/01-21 истцу утверждены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Как указывает истец, во исполнение условий типового договора ООО "ТЭО" выполнило принятые на себя обязательства за июль-август 2019 года, что подтверждается универсальными передаточными документами от 31.07.2019 N 19073101193/72/221, от 31.08.2019 N 19083100961/72/221.
Поскольку услуги за июль-август 2019 года ответчиком не были оплачены, истец направил досудебные претензии от 19.08.2019 N И-ПД-ТЭО-2019-1475 и от 12.09.2019 N И-ПД-ТЭО-2019-4045 с требованием о погашении задолженности и уплате пени за просрочку оплаты.
Оставление ответчиком претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Тобольскому Нефтепроводному управлению предоставлен земельный участок по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Винокурово площадью 110 000 кв.м под размещение дач (т. 1 л.д. 113).
В соответствии со статьей 3 Федерального закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) под садовым земельным участком понимается земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Садовый дом - это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Применительно к гражданам (в том числе - членам садоводческого некоммерческого товарищества, далее - СНТ) Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признал в качестве жилища строения, расположенные на садовых земельных участках, которые ранее формально не относились к категории жилых помещений в смысле статьи 40 Конституции Российской Федерации (право на жилище).
На такие жилища распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), которые регулируют, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов.
В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Условием образования твердых коммунальных отходов является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обусловливают также особенность их удаления, которое осуществляется в основном путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно главе 2.1.3 постановления Правительства Тюменской области от 09.09.2016 N 392-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области", действовавшего в спорном периоде (далее - Территориальная схема обращения с отходами N 392-п), к твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относятся:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный;
- мусор и смет производственных помещений малоопасный;
- мусор и смет производственных помещений практически неопасный;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами;
- отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений социально-реабилитационных учреждений и т.д.
Таким образом, на садовых и огородных участках членов СНТ (в том числе имеющим садовые дома) безусловно образуются твердые коммунальные отходы как от деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, так и в результате жизнедеятельности самих членов СНТ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 89-ФЗ постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1, 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что лица (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели), владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, являются собственниками ТКО (потребителями).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Судом установлено, что собственниками садовых земельных участков, земля которым предоставлена по акту на право пользование землей от 04.06.1981, принято решение о создании Садоводческого некоммерческого товарищества "Нефтяник", зарегистрированного в качестве юридического лица 15.02.1982 (т. 1 л.д. 27).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг N 354 установлено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, на потребителя - члена СНТ возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения индивидуального договора с региональным оператором. Однако право на заключение таких договоров может быть передано членами СНТ и садовому некоммерческому товариществу, которое в таких случаях будет выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Доказательств заключения членами СНТ самостоятельных договоров с региональным оператором ответчиком в материалы судебного дела не представлено. Истец в порядке исполнения определения суда от 18.03.2020 представил в материалы дела информацию об отсутствии таких договоров (т. 4 л.д. 101). Довод истца документально не опровергнут.
При этом ответчиком в материалы дела представлены выписки из протоколов собрания членов СНТ, акты и фотоматериалы, подтверждающие, что в СНТ "Нефтяник" организована контейнерная площадка для сбора мусора, а также установлены правила накопления мусора на контейнерных площадках. Ответчик указал, что договоры на вывоз с территории СНТ "Нефтяник" мусора заключаются ежегодно с ООО "Сервис-Град" (т. 1 л.д. 73). Заключен договор на вывоз мусора и на 2019 год 22.05.2019.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что членами СНТ "Нефтяник" принято решение о представлении ответчиком интересов членов СНТ во взаимоотношении с региональным оператором.
Таким образом, лицом, обязанным заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является СНТ "Нефтяник".
Согласно стать 1 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018 ООО "ТЭО" с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Тюменской области.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора (приложение к Правилам) и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, направление заявки на заключение договора является, прежде всего, обязанностью ответчика, а не истца.
Из материалов дела следует, что предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом размещено на официальном сайте в сети Интернет 07.12.2018.
В свою очередь, от ответчика в адрес истца - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами заявки в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в течение 15 рабочих дней не поступало, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между истцом и ответчиком без составления письменной формы на основании пункта 8 (17) Правил N 1156 в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Правоотношения сторон по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 779 и пункту 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
На основании изложенного потребитель обязан оплатить услуги регионального оператора, если не будет доказано, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов оказывало иное лицо.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что фактически услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в заявленном к взысканию периоде СНТ "Нефтяник" оказывал не истец, а третье лицо - ООО "Сервис Град".
Третье лицо в отзыве на исковое заявление указало, что с территории ответчика в заявленном к взысканию периоде вывозились иные отходы, не являющиеся твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ все отходы делятся на отходы производства и отходы потребления (твердые коммунальные отходы).
В соответствии с главой 2.2.1 Территориальной схемы обращения с отходами N 392-п источниками образования отходов производства в Тюменской области являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сведения о которых включены в Территориальную схему (приложение N 2).
Таким предприятиями в Территориальной схеме обращения с отходами N 392-п обозначены предприятия, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность (животноводство, разведение сельскохозяйственной птицы, выращивание зерновых и зернобобовых культур, выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина и т.д.). Отходы, образующиеся от деятельности данных предприятий (навоз, помет и т.д.), используются самими предприятиями с целью получения продукции, путем внесения их на поля для удобрения.
Остальные предприятия являются промышленными производствами и специализируются на металлообработке, производстве строительных материалов, добыче полезных ископаемых и т.д. Большинство отходов производства данных предприятий также вторично используются для получения продукции.
В соответствии с главой 2.2.2 Территориальной схемы обращения с отходами N 392-п в Тюменской области образуются отходы производства I - V классов опасности.
К отходам производства IV класса опасности относятся: отходы резины, включая старые шины, строительные отходы, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) и т.п.
К отходам производства V класса опасности относятся такие важные вторичные ресурсы, как отходы производства бумаги и бумажных изделий (срыв бумаги и картона, отходы бумаги и картона от резки и штамповки), отходы обработки древесины и производства изделий из дерева (горбыль и рейка из натуральной древесины, щепа, обрезь, опилки и стружка натуральной древесины), отходы производства стекла и изделий из стекла (бой стекла, отходы стекловолокна).
В силу главы 2.2.3 Территориальной схемы обращения с отходами N 392-п юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате производственной и иной деятельности которых образуются отходы производства, накапливают данные отходы на своих производственных площадках. Временное складирование (накопление) отходов производства допускается:
- на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
- на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
- на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Ответчик в территориальной схеме указан как лицо, занимающееся растениеводством (глава 2.2.5 территориальной схемы, приложение N 2), от деятельности которого образуются отходы производства IV- V класса опасности (отходы от офисных помещений, упаковочный картон, отходы полиэтиленовой тары, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее), накапливающий отходы производства на своей территории.
Однако в отзыве на исковое заявление и в дополнениях к отзыву ответчик указывает на то, что в установленный в СНТ контейнер членами СНТ выбрасывался имеющийся мусор за исключением автошин, вырубленных кустов, мебели, дверей, стекла и стройматериалов, т.е. выбрасывался мусор, относящийся к твердым коммунальным отходам (т. 2 л.д. 73, т. 4 л.д. 101-108).
В соответствии с главой 2.2.4 Территориальной схемы обращения с отходами N 392-п объектами размещения (хранения и захоронения) промышленных отходов в Тюменской области являются два полигона ТБО и ПО, площадка размещения ТБО и ПО ООО "РН-Уватнефтегаз", расположенные на Урненском, Кальчинском и Тямкинском нефтяных месторождениях и полигоном ПО ООО "Тобольск-Нефтехим", расположенном в г. Тобольске. На данных объектах осуществляется размещение отходов III - V класса опасности.
Таким образом, при вывозе третьим лицом с территории ответчика отходов производства IV и V классов опасности, не являющихся твердыми коммунальными отходами, захоронение промышленных отходов должно было производиться третьим лицом на полигоне ООО "Тобольск-Нефтехим", расположенном в г. Тобольске.
Между тем, вывоз отходов ответчика на полигон ООО "Тобольск-Нефтехим", расположенный в г. Тобольске, третьим лицом не подтвержден. Не представлено ответчиком и третьим лицом и доказательств того, что вывозимые с территории ответчика производственные отходы передавались в приемные пункты сбора вторичного сырья.
При этом третьим лицом представлен договор от 30.06.2016 N 1/01/2015ТБ об оказании услуг по захоронению отходов, заключенный с истцом, имеющим в г. Тобольске в соответствии с Территориальной схемы обращения с отходами N 392-п (приложение N 4) только полигон ТБО (т. 4 л.д. 65).
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в заявленном к взысканию периоде вывоз твердых коммунальных отходов с территории ответчика осуществлял ООО "Сервис-Град".
Сам по себе факт отсутствия имущественных претензий истца к третьему лицу не означает, что на полигоне ТБО производилось захоронение промышленных отходов.
Из представленных ответчиком в материалы судебного дела актов усматривается, что ООО "Сервис-Град" в заявленном к взысканию периоде не только оказывало ответчику услуги по сбору и транспортировке отходов, но и услуги по захоронению на полигоне истца (т. 2 л.д. 93, 94), т.е. весь цикл обращения с отходами.
Таким образом, ответчиком представлены доказательства, подтверждающие вывоз и утилизацию коммунальных отходов в заявленном к взысканию периоде способами, не нарушающими санитарного законодательства, оплату услуг по утилизации через третье лицо.
Судом учтено, что истец, являясь сильной стороной правоотношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, до октября 2019 не предпринимал каких-либо мер по заключению договора с ответчиком, не выставлял последнему счетов на оплату, не принимал мер, направленных на выяснение факта наличия контейнерных площадок на территории ответчика и, следовательно, не направлял к ответчику своих мусоровозов.
Ссылаясь на оказание ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, истец указывает место сбора отходов ответчика - ближайшие контейнерные площадки в близлежащем населенном пункте, находящиеся на расстоянии 2 км от места нахождения ответчика. Указанное поведение регионального оператора, требующего плату за услуги, которые им фактически не оказывались, обоснованно признано судом первой инстанции не соответствующим положениям статьи 10 ГК РФ.
Нарушение ответчиком введенного с 01.01.2019 законодательного запрета на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, не являющимся региональным оператором, может являться основанием для применение к виновным лицам мер ответственности, предусмотренных административным законодательством, но не является основанием для вывода о наличии у потребителя обязанности по оплате услуг регионального оператора, фактически им не оказанных.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование истца удовлетворению не подлежит.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела и не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2020 по делу N А70-19349/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19349/2019
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Нефтяник"
Третье лицо: ООО "Сервис-Град"