Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф06-68735/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А57-3079/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области Шапкиной Е.В., действующей на основании доверенности от 22.05.2020 N 777-01-10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2020 года по делу N А57-3079/2020
по заявлению жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, стр. 3, оф. 506, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998),
заинтересованное лицо: Логинов Олег Федорович,
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 23.08.2019 N 239-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги в части требований о перерасчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с апреля по июнь 2019 года, предоставленную в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д.41/1, в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а именно определения показателя формулы - удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды в соответствии с формулой 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2019 года заявление ПАО "Т Плюс" принято, возбуждено производство по делу N А57-28615/2019.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ПАО "Т Плюс" с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 26.11.2019 N 332-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 21 февраля 2020 года заявление ПАО "Т Плюс" принято, возбуждено производство по делу N А57-3079/2020.
Определением суда первой инстанции от 22 мая 2020 года дела N А57-28615/2019 и N А57-3079/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А57-3079/2020.
Решением суда первой инстанции от 15 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 23.08.2019 N 239-05-05 в части требований о перерасчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с апреля по июнь 2019 года, предоставленную в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д.41/1, в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг, а именно определения показателя формулы - удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды в соответствии с формулой 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 26.11.2019 N 332-05-05.
Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
ПАО "Т Плюс", Логинов Олег Федорович явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 22.07.2019 N 880-05-07 Государственной жилищной инспекцией Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Т Плюс" с целью рассмотрения обращений граждан по вопросу соблюдения обязательных требований при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д. 41/1, по результатам которой составлен акт от 23.08.2019 N 562-05-06.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом требований пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению за период с апреля по июнь 2019 года.
23.08.2019 инспекцией ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 239-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги, согласно которому обществу надлежит в срок до 11.11.2019 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с апреля по июнь 2019 года по жилому помещению по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д. 41/1, в соответствии с требованиями пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг: объем потребленной за расчетный период в жилом помещении горячей воды определить исходя из показаний индивидуального прибора учета горячей воды, переданных потребителем в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства сеть Интернет и др.); показатель формулы - удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды не соответствовал показатель удельного расхода, определенному по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
На основании распоряжения от 12.11.2019 N 1278-05-07 Государственной жилищной инспекцией Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Т Плюс" на предмет исполнения ранее выданного предписания от 23.08.2091 N 239-05-05, по результатам которой составлен акт от 26.11.2019 N 782-05-06.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом требований пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению за период с апреля по июнь 2019 года.
26.11.2019 инспекцией ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 332-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги, согласно которому обществу надлежит в срок до 27.02.2020 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с апреля по июнь 2019 года по жилому помещению по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д. 41/1, в соответствии с требованиями пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг: размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить по формуле 20 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг: показатель формулы - удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды не соответствовал показателю удельного расхода, определенному по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, инспекцией в ходе проверки установлено начисление конечным потребителям коммунальных ресурсов отопления и горячего водоснабжения с нарушением пункта 54, формул 20, 20.1 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг.
ПАО "Т Плюс", полагая, что предписания инспекции от 23.08.2019 N 239-05-05, от 26.11.2019 N 332-05-05 являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, основывался на том, что у ПАО "Т Плюс" отсутствовали основания для применения при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению формулы 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, поскольку в указанном многоквартирном доме используется централизованная система теплоснабжения и горячего водоснабжения, а имеющаяся в доме котельная, используемая для нагрева воды, не является автономной.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме), взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ходе проверки административным органом установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д. 41/1, отсутствуют централизованная система отопления, централизованная система горячего водоснабжения, коммунальная услуга по горячему водоснабжению приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (теплообменник), дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (ТЭМ-104, ВКТ-7), который фиксирует объем тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды для предоставления коммунальной услуг по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
В соответствии с пунктом 22 приложения N 2 к Правилам оказания коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
*,
где * - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
* - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды определяется по формуле 20.1:
*,
где Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома; Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг; * - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 7 части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Из актов проверки от 23.08.2019 N 562-05-06, от 26.11.2019 N 782-05-06 следует, что нарушение ПАО "Т Плюс" требований пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению выразилось в том, что при определении удельного расхода тепловой энергии, использованного за расчётный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по формуле 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг заявитель использовал неверное значение показателя Qот указанной формулы.
В судебном заседании представитель инспекции пояснил, что фактически нарушение порядка начисления платы выразилось в неправильном использовании ПАО "Т Плюс" значения показателя *, неправомерно определённого им по формуле 20 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с использованием утвержденного уполномоченным органом норматива расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а не по подлежащей применению формуле 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с учётом показаний коллективного (общедомового) прибора учёта коммунального ресурса - теплоносителя, исчисляемого в Гкал.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, указанные обстоятельства не отражены административным органом ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании и противоречат сведениям, содержащимся в указанных документах. Так, в акте проверки указано лишь на неправильное применение ПАО "Т Плюс" показателя Qот при применении им формулы 20.1.
Фактически ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат:
- описания существа допущенного ПАО "Т Плюс" правонарушения (отсутствует описание порядка расчета платы, применяемого заявителем);
- указания на конкретное нарушение обществом Правил предоставления коммунальных услуг (применение неверного значения показателя *);
- доказательства, подтверждающие выводы инспекции об отсутствии в доме централизованной системы отопления и горячего водоснабжения (в акте указано на самостоятельное предоставление в доме только коммунальной услуги по горячему водоснабжению при помощи собственного оборудования - теплообменника и не указано, каким образом предоставляется коммунальная услуга по теплоснабжению),
- а также способы устранения правонарушения (описание порядка расчета, подлежащего применению).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает оспариваемое предписание немотивированным и неисполнимым.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о наличии в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д. 41/1, централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, отсутствии в доме автономной котельной, входящей в состав общего имущества дома, применяемой для приготовления горячей воды и теплоснабжения, не имеют значения для дела и являются преждевременными.
При указанных обстоятельствах заявленные требования общества являются обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2020 года по делу N А57-3079/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3079/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области