г. Саратов |
|
03 сентября 2020 г. |
Дело N А12-22060/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Гусакова Николая Васильевича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года по делу N А12-22060/2019 (судья Муравьев А.А.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Гусакова Николая Васильевича (ОГРН 306345734900010, ИНН 343100013852, Волгоградская область, Урюпинский район)
к Администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района (ОГРН 1053457065551, ИНН 3431006901, 403126, Волгоградская область, Урюпинский район, хутор Ольшанка)
о признании постановления N 49 от 29.11.18 незаконным,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц:
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684, г. Волгоград, проспект В. И. Ленина, д. 15)
Администрация Урюпинского муниципального района (ОГРН 1023405762357 ИНН 3431050763, 403113, Волгоградская область, Урюпинский район, г. Урюпинск, пл. Ленина, д. 3, 201),
при участии в судебном заседании:
Индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Гусакова Николая Васильевича (паспорт), представителя предпринимателя - Толстопятова Д.В., действующего на основании доверенности от 10.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Гусаков Николай Васильевич (далее - ИП Гусаков Н.В., заявитель) с заявлением к Администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района о признании недействительным постановления N 49 от 29.11.2018 "О выделе земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Урюпинского муниципального района, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области).
Решением от 01 октября 2019 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Гусакова Николая Васильевича отказал.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.07.2019, суд отменил.
ИП Гусаков Н.В. не согласился с вынесенным решением и обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявления, постановление Администрации от 29.11.2018 N 49 "О выделе земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области" признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03 июля 2020 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2020 года по делу N А12-22060/2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 14.08.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
ИП Гусаков Н.В. заявил ходатайство о рассмотрении судом апелляционной инстанции дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, поскольку без этого невозможно выяснение обстоятельств, указанных судом кассационной инстанции.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
В соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются:
1) рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;
2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) нарушение правил о языке при рассмотрении дела;
4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;
6) отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудиозаписи судебного заседания;
7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
При рассмотрении апелляционной жалобы таких оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав предпринимателя и его представителя, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 05 июня 2014 года между Главой крестьянского фермерского хозяйства Гусаковым Николаем Васильевичем (Арендатор) и участниками общей долевой собственности (Арендодатели) был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 34:31:000000:64, расположенного на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области.
Указанный договор аренды был зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области 22 июля 2014 года, номер регистрации 34- 34-130-018-2014-019.
29 ноября 2018 года Администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление N 49 "О выделении земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области", которым из земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 выделен земельный участок площадью 1760000 кв.м.
Выделенному земельному участку присвоен с кадастровый номер 34:31:000000:4102.
Земельный участок с кадастровым номером 34:31:000000:4102 был поставлен на кадастровый учет 03.01.2019 года.
Право собственности Администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района на указанный земельный участок также было зарегистрировано 03.01.2019 года, номер записи о регистрации права 34:31:000000:4102-34/128/2019-1 на основании постановления Администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 29.11.2018 г. N 49 "О выделении земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области".
Полагая, что постановление N 49 от 29.11.2018 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ИП Гусаков Н.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие, что он является правообладателем или залогодержателем выделенных долей земельного участка, оснований для получения согласия предпринимателя на раздел спорного земельного участка в порядке, предусмотренном частями 4, 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось, кроме того, суд указал, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование постановления, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции при первоначальном рассмотрении жалобы исходил из того, что выдел Администрацией земельного участка с кадастровый номер 34:31:000000:4102 из земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 без согласия арендатора - главы КФХ Гусаков Н.В. совершен в нарушение требований пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и нарушает права заявителя в сфере предпринимательских отношений как арендатора земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64. Также суд указал, что поскольку Администрацией не представлено доказательств того, что об оспариваемом постановлении заявителю стало известно ранее июня 2019 года, срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Суд кассационной инстанции не согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, а не с момента издания оспариваемого ненормативного правового акта.
Оспариваемое постановление вынесено 29.11.2018, заявитель обратился в арбитражный суд 28.06.2019.
При этом, как указывает заявитель, об оспариваемом постановлении ему стало известно 25.06.2019 года при ознакомлении с документацией по аукциону по земельному участку с кадастровым номером 34:31:000000:4102. Именно тогда ему стало известно о том, что данный земельный участок образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64.
Администрацией Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области представлены доказательства размещения в 2018 году постановления от 29.11.2018 N 49 "О выделе земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области" на официальном сайте Администрации (т.2, л.д. 139-141).
Кроме того, ИП Гусаков Н.В. 07.03.2019 обращался в Администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов (т.1, л.д. 72).
Письмом от 07.03.2019 Администрация отказала ИП Гусакову Н.В. в заключении договора аренды земельного участка.
Таким образом, заявитель знал о выделенном в счет земельных долей земельном участке 07.03.2019, т.е. о своем нарушенном праве, однако обратился в суд с настоящим заявлением с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 198 АПК РФ, только 28.06.2019.
При таких обстоятельствах, срок на обращение в суд заявителем пропущен, ходатайства о восстановлении срока не заявлено.
Кроме того, рассмотрев по существу требования заявителя, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В обоснование заявленных требований Предприниматель указывает на незаконность оспариваемого постановления, поскольку выдел Администрацией земельного участка с кадастровый номер 34:31:000000:4102 из земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 был осуществлен без его согласия как арендатора земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64.
Судебная коллегия отклоняет данный довод в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Образование земельных участков из участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N101-ФЗ) (пункт 5 статьи 11.2 ЗК РФ).
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Порядок распоряжения земельной долей, земельным участком, находящимся в муниципальной собственности и выделенным в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности регулируется нормами Закона N 101-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана, в частности, земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в пункте 1 данной статьи; земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьей 12.1 Закона N 101-ФЗ порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 23.01.2017 по делу N 2-70/17 признано право муниципальной собственности муниципального образования Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района на невостребованные земельные доли, расположенных на земельном участке кадастровым номером 34:31:000000:64, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства в границах данного муниципального образования.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 % кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Таким образом, Законом N 101-ФЗ установлено право органа местного самоуправления в течение шести месяцев с момента регистрации права на доли распорядиться долей, но не предусматривает возможность дальнейшего обладания правом собственности на доли, которые относились к категории невостребованных земельных долей.
К числу основных последствий невозможности реализации земельной доли третьему лицу закон предусматривает необходимость выдела данной доли в качестве обособленного земельного участка, составляющего муниципальную собственность.
Возможность освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной законом, в частности абзацем 3 пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ, обязанности выделить земельный участок в счет принадлежащих земельных долей, несмотря на то, что выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности (пункт 8 статьи 13), законом не предусмотрена.
Как указал суд кассационной инстанции в постановлении по настоящему делу, из анализа указанных норм права следует, что нормы, регулирующие право участников долевой собственности на выдел земельного участка с учетом волеизъявления арендатора в соответствии с положениями пункта 5 статьи 14 Закона N 101-ФЗ не применимы при исполнении уполномоченным органом муниципального образования обязанности по выделу участка.
Выделенные в счет муниципальных долей участки подпадают под действие пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, в соответствии с которым земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Следовательно, совокупность положений статьей 10 и 12 Закона N 101-ФЗ предоставляет право органу местного самоуправления распоряжаться только земельными долями, которые относятся к категории невостребованных, и (или) земельным участком, выделенным в счет таких долей.
Иных способов распоряжения земельными долями Закон N 101-ФЗ для органов местного самоуправления не предусматривает.
В рассматриваемом случае судом общей юрисдикции, вступившим в законную силу, признано право муниципальной собственности муниципального образования Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района на невостребованные земельные доли, расположенных на земельном участке кадастровым номером 34:31:000000:64, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства в границах данного муниципального образования.
ИП Гусаков Н.В. 07.03.2019 обратился в Администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов (т.1, л.д. 72).
Письмом от 07.03.2019 Администрация отказала ИП Гусакову Н.В. в заключении договора аренды земельного участка, указав, что заявление не содержит достоверных данных, подтверждающих использование с 05.06.2014 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:31:000000:64 (т.1, л.д. 71).
Данный отказ Предпринимателем в установленном порядке оспорен не был; документы, подтверждающие использование земельного участка, в Администрацию с заявлением от 07.03.2019 представлены не были.
Таким образом, ИП Гусаков Н.В. знал о наличии невостребованных земельных долей, расположенных на земельном участке кадастровым номером 34:31:000000:64, имел возможность обратиться с заявлением о приобретении в собственность земельных долей, находящихся в муниципальной собственности с приложением документов, подтверждающих использование земельного участка. Однако своим правом не воспользовался.
Последующее обращение Предпринимателя 16.09.2019 в Администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи невостребованных долей с приложением подтверждающих использование земельного участка документов (т.2, л.д. 39-60) правового значения для настоящего спора не имеет, поскольку предметом рассмотрения является законность постановления Администрации N 49 от 29.11.2018 "О выделе земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области".
Кроме того, в подтверждение довода об использовании земельного участка Предпринимателем в суд первой и апелляционной инстанций представлены планы оборота пашни земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 на 2016, 2017, 2018 годы, акты-отчеты по уборке урожая за 2016, 2017, 2018, акты обследования посевов от 24.06.2016, 10.11.2016, 03.08.2017, 27.10.2017, 14.06.2018, 17.10.2018.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961 указано следующее.
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка в указанном порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи (аренды) в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 309-КГ16-8101).
Из буквального толкования пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность (в аренду) земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как и не определяет срок использования земельного участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ могут учитываться как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Вместе с тем, разрешение спора о заключении договора купли-продажи (либо аренды) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. Установленный льготный порядок предоставления земли не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным; применение пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно. При оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка судом также могут быть приняты длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.
Доказательством использования земельного участка могут быть не только договоры аренды, безвозмездного пользования, иные, заключенные в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством, но и любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие) в случае, если указанные субъекты использовали земельный участок без оформления правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Предпринимателем не подтверждено надлежащим образом использование земельного участка на момент его выдела.
Все представленные заявителем документы являются исключительно внутренними документами самого Предпринимателя.
Статистическая отчетность по установленной форме, бухгалтерская и налоговая отчетность, доказательства приобретения и использования удобрений, реализации сельхозпродукции и др. заявителем судам не представлено.
Согласно абзаца 3 пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ обязанность выделить земельный участок в счет принадлежащих земельных долей возникает у органа местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на земельную долю в случае, если никто из указанных лиц (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство) не заключил договор купли-продажи земельной доли.
Поскольку договор купли-продажи земельной доли ни с кем заключен не был, Администрация в силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ по истечении года с момента возникновения права муниципальной собственности на земельную долю правомерно оспариваемым постановлением от 29 ноября 2018 года N 49 произвело выдел земельного участка площадью 1760000 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64.
Дальнейшие действия и акты Администрации предметом настоящего спора не являются.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Гусакова Николая Васильевича удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года по делу N А12-22060/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22060/2019
Истец: Гусаков Николай Васильевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОЛЬШАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УРЮПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ УРЮПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68794/20
03.09.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5495/20
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60578/20
17.01.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14849/19
01.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22060/19