Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф08-10029/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
04 сентября 2020 г. |
дело N А32-54827/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2020 года по делу N А32-54827/2019
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к ответчику: Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея
при участии третьих лиц: государственного бюджетного образовательного учреждения Краснодарского края "Средняя образовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко", Министерства культуры Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, акционерного общества "МЖК" Краснодарский,
о признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея (далее - Управление Росимущества, ответчик) о признании отсутствующим права государственной собственности Российской Федерации на недвижимое имущество: часть здания - нежилое помещение с кадастровым номером 23:43:0304064:26, этаж 1 (подвал), общей площадью 237, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5, пом. 3-9, 9/1, 10-13, 13/1, 14-18, 20, 21. Указать, что настоящее решение является основанием для аннулирования (погашения) в ЕГРН записи о государственной регистрации права Российской Федерации от 24.04.2017 N 23:43:0304064:26-23/001/2017-1.
Требования мотивированы незаконной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорное помещение, относящееся в силу закона к государственной собственности Краснодарского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБОУ КК "Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко" (далее - школа-интернат), министерство культуры Краснодарского края (далее - министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра), ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и АО МЖК "Краснодарский".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2020 в удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что с момента приватизации убежища в составе основного строения государство лишилось на него права собственности и не осуществляло действий по фактическому владению этим имуществом. Изданные после завершения приватизации предприятия законодательные и иные нормативные акты о закреплении объектов гражданской обороны в государственной собственности не были наделены обратной силой и не распространялись на отношения, связанные с уже приватизированным к моменту их принятия имуществом. Департамент считает, что регистрацией права государственной собственности Российской Федерации на часть здания, а также наличием сведений о названном недвижимом имуществе в Реестре федерального имущества нарушены имущественные права Краснодарского края. Также истец указывает, что часть здания - нежилое помещение с кадастровым номером 23:43:0304064:26, этаж -1 (подвал), общей площадью 237,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5, пом. 3-9,9/1,10-13, 13/1, 14-18, 20, 21, не является тем объектом, который является собственностью Российской Федерации.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы, выполненного в форме электронного документа, на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, согласно плану приватизации ТОО Масложиркомбинат "Краснодарский" N 206, зарегистрированного 24.05.1994 в департаменте по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края, арендуемое государственное имущество (государственная собственность в составе Краснодарского края) приватизировано АО МЖК "Краснодарский". Дом культуры МЖК по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5 в состав приватизируемого имущества не вошел как объект социально-культурного назначения, поставлен на баланс АО МЖК "Краснодарский" и должен был использоваться по договору совместно администрацией города и Акционерным обществом с долевым содержанием данного объекта (пункт 8 Плана приватизации).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 13.11.2019 собственником здания площадью 4204, 6 кв. м (количество этажей 4, в том числе подземных - 1), с кадастровым номером 23:43:0304062:62, 1956 года постройки по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5 является Краснодарский край (право собственности зарегистрировано 13.08.2007). Указанное здание передано в оперативное управление школе-интернату (дата регистрации 26.06.2012).
В составе указанного здания зарегистрировано нежилое помещение - подвал, площадью 237, 7 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0304064:26 (пом. 3-9, 9/1, 10-13, 13/1, 14-18, 20, 21), на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации, запись о государственной регистрации права от 24.04.2017 N 23:43:0304064:26-23/001/2017-1.
Департамент, ссылаясь на отсутствие оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на помещение с кадастровым номером 23:43:0304064:26, относящееся к государственной собственности Краснодарского края, обратился в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного кодекса способами, а также с применением иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что признание в судебном порядке зарегистрированного права отсутствующим допустимо при условии нарушения названного права регистрационной записью в реестре и отсутствия возможности его защиты путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, в том числе, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (соответствующая правовая позиция сформулирована и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).
Таким образом, требования о признании права отсутствующим могут быть рассмотрены при наличии юридического факта регистрации титула уполномоченного органа (лица), а также фактического владения спорным имуществом.
Из пояснений департамента следует, что спорное помещение передано в государственную собственность Краснодарского края в составе имущества МЖК "Краснодарский" (помещения Дома культуры МЖК) на основании приложения N 1 к постановлению Совета Министров - Правительства российской Федерации от 22.09.1993 N 965 и включено в Реестр государственной собственности Краснодарского края. Право государственной собственности на Дом культуры МЖК, с кадастровым номером 23:43:0304062:62 зарегистрировано в установленном порядке.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал, что нежилое помещение - подвал, с кадастровым номером 23:43:0304064:26 в силу закона является федеральной собственностью и никогда не выбывало из владения Российской Федерации.
В силу статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Исходя из пункта 3 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1-3 прямо не поименованы.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Согласно статье 1 Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1309 от 29.11.1999 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации N 327 от 22.12.1994, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что помещение по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5, здание литера "А", инв. N 848 (245-23) является убежищем, принятым в эксплуатацию в 1956 году, и находящимся на балансе ГБОУ КК "Школа-интернат для одаренных детей им. В.Г. Захарченко". Технические характеристики убежища: вместимость - 300 чел., общая площадь 262 кв. м, класс убежища - 5, убежище встроено в трехэтажное здание.
Спорное нежилое помещение включено в Реестр федерального имущества как убежище 5 класса N 23/49, встроенное в трехэтажное здание (объект гражданской обороны) на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Статус защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) у спорного помещения подтверждается соответствующим паспортом. ЗС ГО стоит на учете в ГУ МЧС по Краснодарскому краю под N 245-23, а также учтено в МЧС России (N 848).
По результатам инвентаризации 2018 года ЗС ГО по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5 признано "ограничено годным" к эксплуатации в режиме укрытия. Письмом МЧС России от 16.01.2018 N 43-395-11 согласован перечень ЗС ГО возможностью их использования в качестве укрытий, в число которых вошло ЗС ГО N 245-23.
Учитывая тот факт, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона. В материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного ЗС ГО из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств нахождения спорного помещения в фактическом владении Краснодарского края, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2020 года по делу N А32-54827/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54827/2019
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в КК и РА, Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея
Третье лицо: АО "МЖК" Краснодарский, Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю, Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края "Средняя образовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко", Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края "Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко", ГУ МЧС России по КК, Министерство культуры Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФСГР Кадастра и картографии по Краснодарскому краю