г. Москва |
|
07 сентября 2020 г. |
Дело N А41-4545/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - Малышева Е.С., по доверенности от 25.12.2019,
от заинтересованного лица по делу - Департамента лесного хозяйства по ЦФО - Житина И.В., по доверенности от 25.08.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по ЦФО на решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2020 по делу N А41-4545/20, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Департамент лесного хозяйства по ЦФО о признании незаконным действий, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - "Комитет", "заявитель") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными:
- действий Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее - "Департамент", "Заинтересованное лицо"), выразившихся в проведении на основании Приказа Департамента N 752 от 12.12.2019 внеплановой документарной проверки Комитета с 17.12.19-20.12.2019;
- приказа Департамента N 752 от 12.12.2019 о проведении внеплановой проверки Комитета;
- акта внеплановой документарной проверки Департамента N 181 от 20.12.2019;
- недействительным предписания Департамента N 3/2019-ВПО от 24.12.2019 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Московской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.05.2020 предписание Департамента лесного хозяйства по ЦФО N 3/2019-ВПО от 24.12.2019 г. признано незаконным. В отношении остальной части требований производство по делу прекращено.
Департамент лесного хозяйства по ЦФО не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Департамента лесного хозяйства по ЦФО в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 12.12.2019 г. начальником Департамента издан приказ N 752 о проведении проверки в отношении Комитета с целью проверки информации о нарушениях лесного законодательства на территории Можайского городского округа Московской области, указанной в обращении адвоката Именитова Е.Л.
Задачей проверки является подтверждение или опровержение сведений, указанных в обращении Именитова Е.Л.
Предметом проверки является: соблюдение Комитетом требований лесного законодательства при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, растениям, животным, окружающей среде.
Срок проведения проверки с 17.12.219 г. по 20.12.2019 г.
Согласно пункту 11 указанного приказа уполномоченные лица обязаны провести в отношении Комитета контрольные мероприятия, в ходе которых установить наличие или отсутствие нарушений лесного законодательства при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений, на территории Можайского городского округа, рассмотреть представленные документы и провести обследование лесного участка.
В пункте 13 указанного приказа установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
- договор аренды;
- проект освоения лесов;
- акт осмотра участка;
- выписка из государственного лесного реестра;
- отчет об использовании.
13.12.2019 г. указанный приказ поступил в Комитет.
20.12.2019 г. Департаментом составлен Акт N 181 внеплановой документарной проверки Комитета.
Согласно указанному акту, Комитет не представил в адрес Департамента информацию о нарушениях Комитетом требований лесного законодательства, указанной в обращении Именитова Е.Д.
В связи с изложенным, комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения к ответственности должностных лиц Комитета, допустивших неисполнение ст. 19.7 КоАП РФ.
25.12.2019 г. Комитет сообщил Департаменту, что земельные участки КН 50:19:0050621:84, 50:19:0050621:85, 50:19:0050621:86 предоставлены в аренду по договору N 50-0107-08-16-06 от 20.11.2019 г., Проект освоения лесов не представлен, срок представления не наступил, лесные декларации не представлялись.
Вместе с указанным письмом были представлены копия договора аренды, актов осмотра участков, выписки из лесного реестра.
24.12.2019 г. Департаментом в адрес Комитета вынесено предписание N 3/2019-ВПО в соответствии с которым Комитету предписано обеспечить в срок до 27.1е2.2019 г. привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не принявших меры по исполнению информации, в соответствии с запрашиваемыми материалами внеплановой документарной проверки.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал и обоснованными.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Абзацем вторым пункта 8 статьи 29.2 Закона N 294-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной настоящей статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Полномочия Комитета по обеспечению соблюдения лесного законодательства на землях лесного фонда Московской области по своей юридической природе являются властными, в связи с этим проведение проверок реализации данных полномочий на предмет соответствия обязательным требованиям не относится к тем отношениям, которые поименованы в абзаце втором пункта 8 статьи 29.2 Закона N 184-ФЗ.
Таким образом, положения Закона N 294-ФЗ в данном случае не подлежат применению.
Согласно п. 5 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Таким образом, указано на любые внеплановые проверки, как выездные, так и документарные.
Департамент в нарушение пункта 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктов 28, 31 Приказа Минприроды России от 03.07.2019 N 434 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", пункта 6 приказа Рослесхоза от 15.04.2015 N 116 "Об утверждении порядка действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением переданных полномочий в области лесных отношений в форме проверок" (действовавшем на момент проведения проверки) провел внеплановую проверку деятельности Комитета, издал приказ о проведении внеплановой проверки и вынес предписание, а именно: указанная проверка не согласована с органами прокуратуры, проведена в отсутствие оснований для ее проведения (в обращении, по которому проведена проверка, изложен факт локального нарушения норм лесного законодательства, не влияющего на неопределенный круг лиц, в нем не усматриваются факты нарушения законодательства Российской Федерации, влекущие или могущие повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, проверка по сути являлась выездной, а не документарной, как это было указано в оспариваемом приказе, срок для предоставления документа и осмотра лесного участка составлял всего 4 дня).
Комитетом представлены в адрес Департамента запрошенные документы (письмо 25.12.2019 N исх-31030/29-08). При этом, Департаментом издан приказ N 829 от 27.12.2019 о проведении внеплановой документарной проверки исполнения органом государственной власти Московской области переданных полномочий в части выполнения предписания от 24.12.2019 N 3/2019-ВПО, выданного Департаментом по результатам внеплановой проверки.
Указанные действия и оспариваемое предписание Департамента нарушают права Комитета, поскольку повлекли проверки Комитета в отсутствие законных оснований и незаконное вмешательство в деятельность государственного органа субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2020 по делу N А41-4545/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4545/2020
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ