Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф04-5685/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
7 сентября 2020 г. |
Дело N А03-16789/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Афанасьевой Е.В.,
Киреевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании, с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Алтайского края, дело по апелляционной жалобе Администрации Железнодорожного района г. Барнаул (N 07АП-6147/2020) на решение от 19.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16789/2019 по иску Администрации Железнодорожного района г. Барнаул (ОГРН 1022200895441, ИНН 2221020552, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский 104) к Некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 1092224005983, ИНН 2224136594, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Советская, д.28, подвал 3) об обязании в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу привести фасад здания по адресу: г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93 в надлежащее состояние путем выполнения капитального ремонта крыши и кровли, элементов организованного водостока, выполнения с сохранением цветового решения фасада здания выборочного капитального ремонта карниза, фасада, взыскании на случай неисполнения решения суда неустойки в размере 200 000 руб. за первый месяц неисполнения и в дальнейшем по 50 000 руб. ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Азимут - Компани", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Абрамов А.В. по доверенности от 03.03.2020, удостоверение.
СУД УСТАНОВИЛ:
Администрация Железнодорожного района г. Барнаула (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и произведенной замены ответчика) к некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Фонд капремонта), об обязании ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести фасад здания по адресу: г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93 в надлежащее состояние путем выполнения капитального ремонта крыши и кровли, элементов организованного водостока, выполнения с сохранением цветового решения фасада здания выборочного капитального ремонта карниза, фасада, взыскании с некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в пользу Администрации Железнодорожного района города Барнаула на случай неисполнения решения суда об обязании привести фасад здания по адресу: г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93 в надлежащее состояние, неустойки в размере 200 000 руб. за первый месяц неисполнения и в дальнейшем по 50 000 руб. ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда.
Исковые требования со ссылками на Правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 N 15 (далее - Правила благоустройства) обоснованы тем, что в ходе визуального осмотра здания, по адресу: г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93, находящегося в управлении ООО УК "Азимут-Компани", выявлено отслоение штукатурного, окрасочного слоя на фасаде дома, что нарушает Правила благоустройства, внешнего облика города Барнаула и может повлечь неблагоприятные последствия для граждан. В связи с чем, истец как уполномоченный орган местного самоуправления просит обязать ответчика восстановить штукатурный и окрасочный слой фасада здания.
Первоначально истец обращался с иском к ООО УК "Азимут", однако в дальнейшем, по ходатайству истца привлечена к участию в деле в качестве ответчика некоммерческая организация "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", а ООО УК "Азимут - компании" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается, на то, что обращение к ответчику это один из этапов проведения капитального ремонта многоквартирного дома, удовлетворение иска не означает проведение работ непосредственно ответчиком; истец заменил ответчика в связи с тем, что в обязанности ответчика входит проведение капитального ремонта, тогда как на управляющую компанию возложено выполнение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома; капитальный ремонт спорного здания запланирован программой на 2014-2043 год, однако этой программой предусмотрен ремонт отдельных элементов общего имущества многоквартирного дома, после проведения ремонта, ответчиком могут быть внесены изменения в указанную программу; в решении суд указал на возражения УК "Азимут-Компани" против удовлетворения исковых требований, однако эта позиция была в отношении первоначальных требований истца.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика просил оставить решение суда без изменений, жалобу без удовлетворения.
Третьи лица в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решение суда, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в ходе проведения рейдовых мероприятий по соблюдению и исполнению требований Правил благоустройства территории городского округа-города Барнаула специалистом Администрации Железнодорожного района г. Барнаула установлено, что фасад здания, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93 находится в неудовлетворительном состоянии, в ходе визуального осмотра здания выявлено отслоение штукатурного слоя карниза, фасада.
Согласно данным реестра объектов жилищного фонда услуги по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома осуществляет общество с ограниченной ответственностью УК "Азимут-Компани" (далее - ООО УК "АзимутКомпани").
Истцом направлено ООО УК "Азимут-Компани" предписание N 957 от 27.06.2019, согласно которому необходимо привести фасад здания по пр-кту Ленина, 93 в надлежащее состояние путем выполнения ремонтных работ в целях устранения дефектов внешнего облика в срок до 27.08.2019.
Актом осмотра от 24.09.2019 зафиксировано, что требования предписания добровольно управляющей компанией не исполнены, что повлекло обращение суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что на день рассмотрения спора у ответчика обязанность по проведению капитального ремонта фасада Многоквартирного дома (далее - МКД), предусмотренная Краевой программой, не наступила; Фонд капремонта выступает заказчиком капитального ремонта с подрядными организациями, не является строительной организацией, обязанность по ремонту спорного многоквартирного дома несут собственники указанного многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, также считает что основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
В силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 стать 16 Закона N 131-ФЗ).
Аналогично статьей 13 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (ред. от 09.10.2019) к вопросам местного значения городского округа также отнесено утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Частью 1 статьи 17 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (ред. от 09.10.2019) к полномочиям органов местного самоуправления города Барнаула отнесены организация и осуществление муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Алтайского края, а также организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений указанных требований.
Согласно статье 76 Устава городского округа - города Барнаула, в целях осуществления исполнительно-распорядительных функций на территории районов в городе Барнауле действуют районные в городе администрации, являющиеся органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.
В соответствии пунктом 2 статьи 15 Положения о Железнодорожном районе в городе Барнауле и Администрации Железнодорожного района города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.04.2018 N 117, в полномочия администрации района в области строительства и благоустройства входит, в том числе, осуществление мониторинга застройки на территории района, архитектурно-художественного состояния зданий, сооружений, остановочных павильонов и малых архитектурных форм.
Решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 N 15 утверждены Правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, действующие на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - территория города) и обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.
Согласно пункту 2.1.1 Решения Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 N 15 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" содержание и эксплуатация объектов благоустройства территории города обеспечивается органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению организации благоустройства, физическими, юридическими лицами, владеющими зданиями (помещениями в них), сооружениями, включая временные сооружения, а также земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 2.1.2 Правил благоустройства организация деятельности по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства возложена на администрации районов города Барнаула.
Эксплуатация зданий, их ремонт производятся в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации (пункт 2.2.3 Правил).
В соответствии с пунктом 2.2.4. Правил благоустройства, текущий и капитальный ремонт, окраска фасадов зданий производятся лицами, владеющими ими на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами.
В силу пункта 4.2.2 Правил благоустройства контроль за их выполнением возлагается на администрацию города, администрации районов, сельские (поселковую) администрации и иные органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Указанный контроль согласно пункту 4.2.3 Правил благоустройства, осуществляется в форме постоянного обследования территории города, фиксации нарушений Правил, установленных в ходе такого обследования, выдачи предписаний об устранении нарушений или составлении протоколов об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, бремя содержания общего имущества МКД, к которому относится, в частности фасад здания, лежит на собственниках помещений данного МКД.
Фат неудовлетворительного состояния фасада МКД подтвержден материалами дела.
Так, по ходатайству ООО УК "Азимут -Компани" суд назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу, производство которой поручил ООО Центр независимой профессиональной экспертизы "Алтай - Эксперт", эксперту Аксенову Юрию Николаевичу.
Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта N 39/С от 06.03.2020, эксперт пришел к выводу, что фасаду МКД требуется выборочный капитальный ремонт. Статус жилого дома N 93 по пр-кт Ленина в г. Барнауле ("памятник архитектуры, истории и культуры"), состояние главных фасадов здания требует проведения реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия, к которым допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с действующим законодательством.
Состояние заднего оштукатуренного фасада здания требует проведения выборочного капитального ремонта.
При игнорировании статуса жилого дома и применения к нему норм ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" и ведомственные строительные нормы правила оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86(р), ремонт всех оштукатуренных фасадов относится к выборочному капитальному ремонту.
Большая часть дефектов выявленных на фасадах здания является следствием состояния кровельного покрытия, элементов организованного водостока и некачественно выполненных работ по проведенному ранее ремонту кровельного покрытия (в числе дефектов от замачивания - штукатурка на карнизах, вокруг балконов). Цоколь имеет повреждения, от постоянного, в течении всего года, воздействия атмосферных осадков в виде снега, дождя.
Фасад относится к общему имуществу много квартирного жилого дома, обязанность по содержанию которого возложена согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 130.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), на лицо, осуществляющее управление многоквартирным жилым домом.
В соответствии с пунктами 16 и 17 Правил N 491 при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Так, согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу пункта 4.2.1.1 указанных Правил N 491 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), а также устранение по мере выявления повреждения стен, не допуская дальнейшего развития повреждений.
Из материалов дела следует, что собственники помещений МКД избрали способ формирования фонда капитального ремонта "на специальном счете", владельцем которого избран Региональный оператор.
Многоквартирный дом N 93 по пр-кту Ленина в г. Барнауле Алтайского края включен в краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 гг. постановлением Администрации Алтайского края N 146 от 27.03.2014.
Согласно действующей региональной программе капитального ремонта Алтайского края МКД, по адресу: г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93, включен в реестр многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в установленные сроки. Пунктом 759 Краевой программы (работы на 2026 - 2028 годы) Приложения N 1 Постановления Правительства Алтайского края от 26.12.2018 N 469 запланирован капитальный ремонт конструктивных элементов спорного МКД (г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93): ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фундамента многоквартирного дома; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения.
Согласно пункту 492 Краевой программы (работы на 2032 - 2034 годы) Приложения N 1 Постановления Правительства Алтайского края от 26.12.2018 N 469 запланирован капитальный ремонт конструктивных элементов спорного МКД (г. Барнаул, пр-кт Ленина, 93): ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.
Частью 4.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений многоквартирного дома вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Истец, обращаясь с настоящим иском, не представил надлежащих доказательств того, что средств, собранных на специальном счете Регионального оператора собственниками МКД достаточно для капитального ремонта фасада МКД, и что собственниками данного МКД принято решение о проведении ремонта фасада в более ранние сроки, чем это предусмотрено Краевой программой.
В своей апелляционной жалобе истец ссылается на то, что отказывая в иске, суд тем самым лишил истца права на защиту нарушенных прав, как органа местного самоуправления, на который возложены полномочия по контролю за благоустройством на территории соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, истец не учитывает следующее.
Порядок подготовки и утверждения краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы предусмотрен статьей 7 Закона Алтайского края от 28.06.2013 N 37-3C, которой установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, на территории которых расположены многоквартирные дома, проводят мониторинг технического состояния многоквартирных домов в порядке, установленном постановлением Администрации Алтайского края от 28.06.2013 N 346, создают комиссии по определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принимают решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формируют перечень объектов общего имущества многоквартирных домов, подлежащего включению в краевую программу, для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта, направляют в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края реестр многоквартирных домов.
Соответственно, именно на органах местного самоуправления лежат обязанности по мониторингу состояния МКД, разработке предложений по внесению в краевые органы власти предложений по срокам проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
На день рассмотрения настоящего спора очередность проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, определяется с учетом установленных краевой программой сроков проведения капитального ремонта, порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 гг. установлены Постановлением Правительства Алтайского края N 496 от 29.12.2017.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств осуществления соответствующего мониторинга состояния МКД, соблюдения порядка внесения изменений в Краевую программу, и внесения необходимых изменений, из которых бы следовало, что капитальный ремонт фасада должен быть выполнен в 2020 году.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в материалы дела не представлено доказательств включения спорного многоквартирного дома в краткосрочный план проведения капитального ремонта на 2020 год.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что истец не лишен права обратиться с самостоятельным иском к собственникам помещений МКД, а также требовать внесения изменений в Краевую программу в предусмотренном законом Алтайского края порядке. Ссылка истца на невозможность защиты своих прав, как органа местного самоуправления, кроме как обратившись с настоящим иском, является несостоятельной.
Поскольку, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового обоснования и документального подтверждения, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.06.2020 по делу N А03-16789/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16789/2019
Истец: Администрация Железнодорожного района г.Барнаула, НО "Региональный оператор АК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Ответчик: ООО УК "Азимут-Компани"
Третье лицо: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5685/20
02.07.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6147/20
16.12.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5685/20
07.09.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6147/20
19.06.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-16789/19