Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2020 г. N Ф05-19983/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 сентября 2020 г. |
Дело N А41-9815/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Гавриловым С.И.,
при участии в заседании:
от истца - Смирнов М.В. представитель по доверенности от 01.02.2020, Помазков В.В. генеральный директор выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.09.2020,
от ответчика - Шанькина Е.С. представитель по доверенности от 13.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2020 года по делу N А41-9815/20 по иску Общества с ограниченной ответственностью Центр средств защиты фирма "Арсеналъ" (ИНН 5045057165, ОГРН 1155045000516) к Обществу с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (ИНН 5019029228, ОГРН 1185022001042) об изменении условий договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Центр средств защиты фирма "Арсеналъ" (далее - истец, ООО ЦСЗ фирма "Арсеналъ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее - ответчик, ООО "Каширский РО") об изменении пункта 15 договора N КРО-2019-0005029 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2020 по делу N А41- 9815/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Каширский РО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 09.01.2019 стороны заключили договор N КРО-2019-0005029 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно условиям которого ответчик обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, определенными сторонами, и в соответствии с законодательством Российской Федерации, а истец обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как указал истец в тексте искового заявления, ООО ЦСЗ фирма "Арсеналъ" обратилось в Администрацию городского округа Ступино Московской области за согласованием места под установку контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО).
Получив разрешение от Администрации, истец произвел работы по оборудованию площадки и установки контейнера в соответствии с определяемыми нормами и правилами.
14.11.2019 и 25.12.2019 истец обратился к ответчику с требованием об изменении п. 15 договора, указав, что создал условия при которых стало возможно производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из массы твердых коммунальных отходов. Указанное требование оставлено ответчиком без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законами.
Статьей 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу положений п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п.1 ст. 432 ГК РФ). При этом, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок".
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 6.2. ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 15 договора и Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г N 641" потребитель имеет право выбора учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Абзацем 3 п. 148 (30) Правил установлена возможность расчета цены за услугу по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО только в случае раздельного накопления сортированных отходов.
Данный порядок расчета цены за услугу по обращению с ТКО подтверждается разъяснениями, полученными от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2017 N 47643-МП/06.
Расчет цены услуги по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, возможен в случае фактического соблюдения потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов, установленных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 608-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 19.04.2018", Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области".
Из вышеизложенного следует, что действующее законодательство не содержит правовых норм, указывающих на необходимость ведения учета твердых коммунальных отходов исключительно на основе нормативов, устанавливаемых региональным оператором, а также не предоставляет региональному оператору права самовольно устанавливать способ учета твердых коммунальных отходов, так как договором предусматривается выбор потребителем способа учета твердых коммунальных отходов в соответствии с нормативами или фактической массой твердых коммунальных отходов.
Материалами дела установлено, что истцом выполнены нормативные требования к обустройству контейнерной площадки и контейнеров в полном объёме и в соответствии с разделом 2.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Факт выполнения истцом работ по обустройству контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства также подтвержден письмами Администрации городского округа Ступино Московской области от 14 ноября 2019 года N 145-20/1645, от 30 декабря 2019 года N 145-20/193.
Данные письма представлены ответчику.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт соблюдения истцом требований по оборудованию контейнерной площадки, а также предоставленное истцу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 право выбора учета объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из их фактической массы, пункт 15 вышеуказанного договора правомерно принят судом первой инстанции в представленной истцом редакции.
Ссылка ответчика на неправомерность и необоснованность расчета объема твердых коммунальных отходов, предложенного истцом, несостоятельна в силу вышеизложенного.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2020 года по делу N А41-9815/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9815/2020
Истец: ООО ЦЕНТР СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ФИРМА "АРСЕНАЛЪ"
Ответчик: ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"