Распоряжение Федерального агентства воздушного транспорта от 26 марта 2009 г. N ГК-52-р
"О совершенствовании подготовки экспертов по оценке деятельности авиационных учебных центров гражданской авиации"
Приказом Росавиации от 9 августа 2010 г. N 292 настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях дальнейшего практического совершенствования процесса подготовки экспертов по оценке деятельности авиационных учебных центров ГА, повышения эффективности проведения сертификации объектов гражданской авиации, с учетом рекомендаций ИКАО, а также нормативных документов Российской Федерации и Росавиации предлагаю:
1. Начальникам управлений Росавиации определить потребность в аккредитации по подготовке экспертов авиационных учебных центров гражданской авиации из числа государственных инспекторов управлений Росавиации.
2. Руководителям Санкт-Петербургского университета ГА, ФГУП ГосНИИ ГА, СИБАВИАЦЕНТР, определить потребность в аккредитации по подготовке экспертов авиационных учебных центров гражданской авиации из числа действующих экспертов.
3. На базе ФГУП ГосНИИ ГА провести выездные курсы Санкт-Петербургского университета ГА по подготовке экспертов авиационных учебных центров гражданской авиации из числа госинспекторов ФАВТ и экспертов Санкт-Петербургского университета ГА, ФГУП ГосНИИ ГА, СИБАВИАЦЕНТР.
4. Начальнику УЛС В.В. Солдатову подготовить график и список подготовки экспертов.
5. Данным распоряжением утвердить:
- типовую программу подготовки экспертов по оценки# деятельности авиационных учебных центров гражданской авиации для экспертов имеющих опыт работы по сертификации;
- требования к экспертам по сертификации АУЦ;
- Карту осуществления государственного контроля за соблюдением параметров выданного сертификата авиационного учебного центра (АУЦ).
6. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на Заместителя руководителя Росавиации В.И. Дмитриева.
Руководитель |
Г.К. Курзенков |
Типовой учебно-тематический план и программа подготовки экспертов по сертификации АУЦ
(специалистов по системам качества, исполнителей работ по сертификации для организаций гражданской авиации)
(утв. распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 26 марта 2009 г. N ГК-52-р)
Санкт-Петербург, 2009 г.
Общие положения
Учебно-тематический план подготовки экспертов по сертификации АУЦ в гражданской авиации Российской Федерации, осуществляющих работу по сертификации в организациях гражданской авиации. Разработан в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификация авиационных учебных центров". Утверждены приказом ФАС России от 29.01.99 г. N 23, учитывает многолетний опыт подготовки экспертов по сертификации на воздушном транспорте организаций гражданской авиации, а также изменения, вносимые в систему обучения и итоговой аттестации (сертификации) слушателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, новыми нормативными документами, регламентирующими деятельность по обязательной сертификации ее объектов.
Данный типовой учебно-тематический план разработан в соответствии с приказом Росавиации от ___________ г. N ____________ "О подготовке экспертов по сертификации объектов гражданской авиации и специалистов по системам качества (экспертов внутреннего аудита) исполнителей работ по сертификации".
1.1. Цель профессионально-ориентированного обучения - дать кандидатам в эксперты, исполнителям работ по сертификации в организациях гражданской авиации систематизированные знания по актуальным вопросам проведения сертификации на воздушном транспорте: установленных объектов ГА, продукции, систем качества и производств, технологических, эксплуатационных и других процессов, влияющих на безопасность, аккредитации органов по сертификации, испытательных центров (лабораторий) и центров сертификации, других установленных организаций.
1.2. Типовой учебно-тематический план подготовки включает вопросы: нормативного правового регулирования; международного воздушного права и воздушного законодательства РФ; обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности; сохранения летной годности воздушных судов; обеспечения качества продукции процессов, работ и услуг; технического регулирования, стандартизации, метрологии; создания и функционирования систем качества (менеджмента качества), и их нормативно-правовой базы; анализ структуры объектов сертификации ГА и требований к ним; правил и процедур сертификации, проверок и оценок соответствия сведений о системах обеспечения и управления качеством продукции, производств, процессов, продукции, работ и услуг; вопросы обеспечения безопасности технологических процессов; подготовки и аттестации авиационного персонала; подготовки экспертов внешнего и другие вопросы, касающиеся деятельности экспертов, исполнителей работ по сертификации в соответствии с установленными объектами сертификации.
1.3. Подготовка экспертов по сертификации АУЦ включает три этапа:
а) Теоретическое обучение по 3-м разделам курса:
Раздел 1. Базовая подготовка в объеме 22 часов (единая для всех направлений и областей деятельности экспертов, исполнителей работ по сертификации), в том числе 16 часов - аудиторные учебные занятия (групповые) и 6 час. - самостоятельная работа слушателей (индивидуальная работа под руководством преподавателя).
Раздел 2. Профессионально-ориентированная подготовка (по группам объектов обязательной сертификации, закрепленных за профильными Органами по сертификации), учитывающая специфику сертифицируемых объектов ГА. Объем подготовки - 18 часов, в том числе 14 часов - аудиторные учебные занятия (групповые) и 4 часа - самостоятельная работа слушателей (индивидуальная работа под руководством преподавателя). Строится по модульному принципу, детализирующему и раскрывающему структуру и важнейшие элементы производственных и технологических процессов и систем качества (менеджмента качества) в организациях гражданской авиации.
Раздел 3. Специальная подготовка (с учетом направления и области деятельности обучающегося - эксперт по сертификации, исполнитель работ по сертификации для организаций ГА). Объем подготовки 22 часов, в том числе 16 часов - аудиторные учебные занятия (групповые) и 6 часов - самостоятельная работа слушателей (индивидуальная работа под руководством преподавателя).
б) Первую стажировку (документационную), которая проводится аккредитованным учреждением дополнительного профессионального образования непосредственно по завершению теоретического курса (Разделы 1-3) с целью выработать и закрепить у слушателя умения и практические навыки составления, экспертизы, инспекционного контроля и оценки соответствия документов (сертификационных, инспекционных, нормативных и других, в том числе по системе качества и производству) установленным требованиям. Длительность - 8 час.
в) Итоговая (учебная) аттестация слушателей в объеме 2 часов с выдачей выпускникам, успешно выполнившим установленные процедуры (выходной тестовый контроль), документов установленного государственного образца - свидетельств о повышении квалификации.
1.4. Общий объем теоретического обучения, первой (документационной) стажировки, итоговой аттестации составляет 72 часа.
1.5. Установлена единая структура подготовки экспертов по сертификации АУЦ, исполнителей работ по сертификации.
1.6. Настоящий учебно-тематический план является типовым. На его основе аккредитованные государственные образовательные учреждения разрабатывают рабочие учебные планы и программы. При этом допускается, при соблюдении общего объема подготовки (72 часа), частичное перераспределение объемов подготовки по разделам 1-3 курса в пределах до 10% отведенного для них объема времени для аудиторных учебных занятий.
1.7. Учебные программы реализуются в виде лекций, практических занятий, семинаров, в ходе проведения деловых игр, разборов производственных ситуаций, а также в процессе проведения первой (документационной) стажировки.
1.8. Количество часов по каждому из видов аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, разбор производственных ситуаций и др.) устанавливаются в рабочих учебных планах и программах для соответствующих направлений и областей деятельности.
Раздел 1
Типового учебного плана по базовой подготовке экспертов по сертификации АУЦ в организациях гражданской авиации
(единый по структуре и содержанию для всех направлений подготовки и областей деятельности)
N п/п |
Наименование модулей (подразделов, тем) |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
|
Введение |
1 |
1. |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности гражданской авиации в Российской Федерации. |
4 |
1.1. |
Государственное регулирование деятельности в области авиации и гражданской авиации (ГА). Основные методы государственного регулирования. |
|
1.2. |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные технические документы. |
|
1.3. |
Воздушное законодательство Российской Федерации. |
|
1.4. |
Международное воздушное право как основа правового регулирования деятельности ГА. |
|
2. |
Техническое регулирование в Российской Федерации. |
2 |
2.1. |
Техническое регулирование. Сущность и принципы технического регулирования. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании. Сфера применения. Особенности переходного периода, предусмотренного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Основные элементы технического регулирования. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. |
|
2.2. |
Технические регламенты. Цели принятия технических регламентов. Содержание технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технического регламента. Виды технических регламентов (общие и специальные технические регламенты). |
|
2.3. |
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Органы, должностные лица, их полномочия и ответственность, объекты контроля (надзора). |
|
2.4. |
Обязательные требования, установленные и контролируемые федеральными органами исполнительной власти (государственные нормативные требования охраны труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, требования пожарной безопасности, строительные нормы и правила, федеральные нормы и правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, общие вопросы экологической безопасности и др.), как основа для разработки технических регламентов. Юридическая ответственность за нарушение обязательных требований. |
|
3. |
Стандартизация в Российской Федерации и гражданской авиации. |
2 |
3.1. |
Сущность и содержание стандартизации. Цели, принципы, методы стандартизации. |
|
3.2. |
Международная, региональная и национальная стандартизация. |
|
3.3. |
Документы в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации. Национальная система стандартизации. Информация о документах по стандартизации. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. |
|
3.4. |
Организация работ по стандартизации в Российской Федерации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации. |
|
3.5. |
Стандартизация в гражданской авиации. |
|
4. |
Оценка и подтверждение соответствия |
2 |
4.1. |
Оценка соответствия. Формы оценки соответствия. |
|
4.2. |
Подтверждение соответствия. Цели, принципы, характер и формы подтверждения соответствия. |
|
4.3. |
Добровольное подтверждение соответствия. Объекты добровольного подтверждения соответствия. Система добровольной сертификации. |
|
4.4. |
Обязательное подтверждение соответствия. Условия, объекты, формы и схемы обязательного подтверждения соответствия. |
|
4.5. |
Декларирование соответствия. Декларация о соответствии. Схемы декларирования соответствия. Особенности декларирования. |
|
4.6. |
Обязательная сертификация. Организация обязательной сертификации. Обязанности участников обязательной сертификации. Схемы сертификации для определенных объектов. |
|
4.7. |
Знак соответствия и знак обращения на рынке. |
|
5. |
Аккредитация в Российской Федерации. |
1 |
5.1. |
Нормативная база аккредитации. |
|
5.2. |
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). |
|
|
Цели, принципы, требования и порядок аккредитации. |
|
6. |
Сертификация и аттестация в гражданской авиации Российской Федерации. |
2 |
6.1. |
Обязательная сертификация в гражданской авиации. Цели, принципы, структура основные правила, участники, объекты сертификации, основные организационно-методические документы системы. Информационное обеспечение сертификации. |
|
6.2. |
Правила по проведению аккредитации в гражданской авиации России. |
|
6.3. |
Порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за объектами сертификации в ГА. |
|
6.4. |
Аттестация авиационного персонала. Квалификационные требования к авиационному персоналу. Подготовка авиационного персонала. |
|
7. |
Метрологическое обеспечение сертификации. |
2 |
7.1. |
Сущность и содержание метрологии, основные понятия. |
|
7.2. |
Нормативная правовая база метрологической деятельности, государственная метрологическая служба в Российской Федерации и метрологические службы в гражданской авиации. |
|
7.3. |
Требования к испытательным лабораториям (центрам) и основные аспекты организации метрологического обеспечения при испытаниях продукции. |
|
8. |
Системы качества (системы менеджмента качества). |
4 |
8.1. |
Основные понятия в области качества, общие принципы менеджмента качества. |
|
8.2. |
Нормативное правовое обеспечение систем менеджмента качества. Международные стандарты ИСО серии 9000 и серии 14000, ИСО 19011. |
|
8.3. |
Система качества и ее элементы (по блокам процессов управления). Модели системы. Процессный подход к управлению качеством. |
|
8.4. |
Документирование систем менеджмента качества. Управление документацией. |
|
|
Политика и цели в области качества. Руководство по качеству. Документированные процедуры. |
|
8.5. |
Внутренние проверки качества (аудит). Управление несоответствиями. |
|
|
Корректирующие и предупреждающие действия. |
|
8.6. |
Статистические методы управления качеством. |
|
8.7. |
Квалиметрия (общие сведения). Задачи, объекты, методы решения задач |
|
|
квалиметрии. |
|
9. |
Основы экспертной и аудиторской деятельности. |
2 |
9.1. |
Методологические основы экспертизы. Виды и методы экспертных оценок. Методы организации и проведения экспертизы. Практика экспертного оценивания. |
|
9.2. |
Общие стандарты аудиторской деятельности. |
|
9.3. |
Документационное обеспечение деятельности экспертов (аудиторов). |
|
9.4. |
Компетентность экспертов (аудиторов). Подготовка, поддержание компетентности. |
|
9.5. |
Психологические аспекты экспертной и аудиторской деятельности. |
|
Итого: |
22 |
Раздел 2. Типового учебного плана по профессионально-ориентированной подготовке экспертов по сертификации АУЦ, исполнителей работ по сертификации в организациях гражданской авиации
(единый по структуре и содержанию для всех направлений подготовки и областей деятельности)
N п/п |
Наименование модулей (подразделов, тем) |
Кол-во часов |
1. |
Конкретный объект (группа объектов) гражданской авиации. Роль и место в системе гражданской авиации, взаимосвязь с другими элементами системы. Основные функции, состав, структура, характеристики и специфика объекта. Особенности реализации методов государственного регулирования применительно к конкретному объекту. Оценка риска. |
2 |
2. |
Международные правовые акты, стандарты и рекомендуемая практика ИКАО, документы международных организаций в области гражданской авиации и практика зарубежных государств применительно к конкретному объекту гражданской авиации. |
4 |
3. |
Нормативная правовая и техническая документация Российской Федерации, регламентирующая функционирование (деятельность) объекта и связанного с ним авиационного персонала. Формирование сертификационных требований к конкретному объекту гражданской авиации. |
4 |
4. |
Схемы сертификации и методы установления соответствия, применительно к конкретному объекту гражданской авиации. Роль и место испытаний применительно к конкретному объекту сертификации. |
2 |
5. |
Принципы построения и функционирования, рекомендуемые модели, специфика системы менеджмента качества для конкретной организации. Особенности реализации процессного подхода, выделение процессов влияющих на качество. Сертификация системы менеджмента качества. |
2 |
6. |
Метрологическое обеспечение конкретных объектов гражданской авиации. |
2 |
7. |
Требование к подготовке и аттестации авиационного персонала применительно к конкретному объекту гражданской авиации. |
2 |
|
|
|
Итого: |
18 |
Раздел 3. Типового учебного плана по специальной подготовке экспертов по сертификации АУЦ
N |
Наименование модулей (подразделов, тем) |
Ко-во часов |
1. |
Требования к сертифицируемому объекту и его элементам, особенности требований. Нормативные документы, используемые при сертификации. Информационное обеспечение сертификации конкретного объекта. |
4 |
2. |
Порядок, процедуры, организация обязательной сертификации конкретных объектов гражданской авиации, в том числе организаций гражданской авиации. Основные этапы сертификации. Состав документации для сертификации, особенности требований. Деятельность экспертов. |
2 |
3. |
Анализ заявки (заявления) на сертификацию. Проведение экспертизы необходимой документации заявителя (по отдельным элементам) и оценка соответствия установленным требованиям для конкретных объектов гражданской авиации. |
4 |
4. |
Подготовка, организация и проведение инспекционных проверок при обязательной сертификации конкретных объектов гражданской авиации. |
2 |
5. |
Инспекционный контроль за деятельностью сертифицированных конкретных объектов гражданской авиации. |
2 |
6. |
Делопроизводство при сертификации конкретных объектов гражданской авиации. Практика разработки и оформления контрольных карт, протоколов, актов, заключений (комплексных заключений) и других документов, необходимых для принятия решения. Оформление сертификатов. |
4 |
7. |
Особенности проведения испытаний при сертификации. Испытательные лаборатории (центры). Оборудование, методики испытаний, оформление результатов. |
2 |
8. |
Взаимодействие экспертов с государственными контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами. Основания для приостановления действия и аннулирования сертификатов. Критерии принятия решений, процедуры. Ответственность экспертов. |
2 |
|
|
|
Итого: |
22 |
Типовой учебный план
документационной стажировки кандидатов в эксперты по сертификации АУЦ, прошедших теоретический курс обучения в аккредитованных образовательных учреждениях
(Первая стажировка)
N п/п |
Наименование модулей (подразделов, тем) |
Кол-во часов |
1. |
Цель, задачи, процедуры, особенности прохождения стажировки. Формирование индивидуального задания на документационную стажировку. |
0,5 |
2. |
Анализ нормативной документации. Проведение экспертизы необходимой (доказательной) документации заявителя. |
1 |
3. |
Подготовка эксперта к проведению инспекционной проверки организации - заявителя. Разработка планов, программ, алгоритмов, процедур, контрольных карт, вопросников для проведения инспекционной проверки (внешний аудит) заявителя - конкретной организации гражданской авиации. |
1 |
4. |
Работа эксперта с документацией системы менеджмента качества организации гражданской авиации - заявителя. |
1 |
5. |
Документационное оформление результатов проверки организации гражданской авиации - заявителя (акты, протоколы, заключения, предписания и др.). |
4 |
6. |
Формирование индивидуального отчета по стажировке. |
0,5 |
Итого: |
8 |
Примечание: Конкретный объем вопросов, подлежащих разработке в процессе стажировки определяются индивидуальным заданием на стажировку, в соответствии с представленными модулями и заявляемой областью аккредитации (направлением деятельности) эксперта.
Требования к экспертам по сертификации АУЦ
(утв. распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 26 марта 2009 г. N ГК-52-р)
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должен соответствовать эксперт оценки деятельности АУЦ.
2. Общие положения
2.1. Эксперт системы сертификации и аккредитации АУЦ ГА является специалист, способный объективно и компетентно проводить работы по сертификации и аккредитации в системе гражданской авиации
2.2. Сертификация авиационных учебных центров проводится согласно ФАП-23.
3. Требования к экспертам
3.1. Наличие высшего авиационного образования, подтверждается документом государственного образца.
3.2. Специальную подготовку по соответствующему направлению деятельности.
3.3. Стаж работы эксперта, обеспечивающий получение необходимого практического опыта в области гражданской авиации не менее 5 лет.
3.4. Стаж работы в области сертификации не менее 2 лет.
3.5. Эксперт должен обладать знаниями и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи.
3.6. Эксперт должен иметь необходимые навыки в руководстве, требуемые для осуществления его деятельности, обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе его деятельности, сохранять верность заключению вопреки давлению о внесении изменений, не основанных на доказательстве.
3.7. Эксперт должен иметь широкий кругозор, обладать логическим мышлением, аналитическим складом ума, твердостью воли и способностью реально оценивать ситуацию, быть выдержанным, понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы, владеть правилами делового этикета, постоянно повышать свою квалификацию. Эксперт должен иметь способность ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно, в достаточной степени обосновывать свои выводы и заключения.
3.8. Эксперт должен уметь провести анализ документов, представленных заявителем, и принять по ним решение, выбрать схему сертификации;
3.9. Эксперт должен уметь дать рекомендации по устранению недостатков в работе организации, претендующей на сертификацию;
4. Организация подготовки экспертов
4.1. Специальную подготовку экспертов осуществляют организации Санкт-Петербургский университет ГА, Московский университет ГА, ФГУП ГосНИИ ГА.
4.2. Обучение проводится по направлениям деятельности экспертов.
4.3. Обучение проводится с отрывом от основной работы. Продолжительность обучения и режим занятий определяется учебным планом организаций учебных заведений по подготовки экспертов.
5. Аттестация экспертов
5.1. Для проведения аттестации экспертов представляются документы в ФАВТ:
- характеристику представления;
- копия диплома об окончании высшего учебного заведения ГА;
- копия документа о прохождении специального обучения эксперта;
- копию трудовой книжки.
5.2. При рассмотрении документов, при необходимости могут быть запрошены недостающие сведения.
5.3. При необходимости проводится собеседование с кандидатами.
5.4. В завершении издается распоряжение руководителя ФАВТ о допуске к сертификации экспертов допущенных к сертификации АУЦ.
Карта
осуществления государственного контроля за соблюдением параметров выданного сертификата авиационного учебного центра (АУЦ)
(утв. распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 26 марта 2009 г. N ГК-52-р)
(п. 3.2 Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23, а также требования п. 8. Добавления 2 Приложения 1 ИКАО "Надзор", где установлено требование, что Договаривающиеся государства осуществляют эффективную программу надзора за деятельностью утвержденной учебной организации в целях обеспечения постоянного соблюдения ею требований, предъявляемых при утверждении).
Пункт проверки |
Проверено Checked |
Замечания Remarks |
А. Проверка организации учебного процесса в АУЦ |
|
|
Документация (п. 2.3 Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23). |
|
|
1. Устав (положение) АУЦ |
|
|
2. Свидетельство о государственной регистрации |
|
|
3. Документы, подтверждающие финансовую состоятельность АУЦ |
|
|
4. Документы, подтверждающие право владения, распоряжения основными фондами |
|
|
5. Заключение Санэпидемстанции и Пож. надзора о пригодности помещений для проведения занятий |
|
|
6. Договоры по направлениям обеспечения образовательного процесса |
|
|
7. Руководство авиационного учебного центра по обеспечению качества и организации учебного процесса (включает в себя следующие разделы: обеспечение качества учебного процесса, организацию учебного процесса на всех этапах (формах) обучения. |
|
|
Примечание. Краткое изложение требований п. 2.3 Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23 и п. 1.2.8.2 главы 1 Приложения 1 ИКАО "Выдача свидетельств авиационному персоналу", включая Добавление 2. "Утвержденная учебная организация"). Учебная организация предоставляет руководство по подготовке персонала и процедурам, чтобы соответствующий персонал мог использовать его и руководствоваться им. Такое руководство может издаваться отдельными частями и содержит, по крайней мере, следующую информацию: a) общее описание масштаба разрешенной подготовки в соответствии с условиями утверждения организации; b) содержание предлагаемых учебных программ, включая описание программного обеспечения учебного курса и оборудования, которые должны использоваться; c) описание действующей в организации системы обеспечения качества в соответствии с п. 4 Добавления 2 Приложения 1 ИКАО; d) описание имеющихся в организации средств; е) фамилию, обязанности и квалификацию лица, назначенного ответственным за обеспечение соблюдения требований утверждения согласно п. 6Л Добавления 2 Приложения 1 ИКАО; f) описание обязанностей и квалификации персонала, назначенного ответственным за планирование, проведение и контроль подготовки согласно п. 6.2 Добавления 2 Приложения 1 ИКАО; g) описание процедур, используемых для определения и поддержания квалификации инструкторского персонала согласно требованиям, предусмотренным в п. 6.3 Добавления 2 Приложения 1 ИКАО; h) описание порядка ведения и хранения учетной документации о подготовке инструкторского персонала согласно требованиям, предусмотренным в п. 7 Добавления 2 Приложения 1 ИКАО; i) описание, по мере необходимости, дополнительной подготовки персонала, необходимой для обеспечения соблюдения установленных эксплуатантом процедур и требований; j) если государство разрешает утвержденной учебной организации проводить тестирование, которое необходимо для выдачи свидетельства или квалификационной отметки в соответствии с п. 9 Добавления 2 Приложения 1 ИКАО, то описание порядка отбора, роли и обязанностей уполномоченного персонала, а также применяемых с этой целью требований, установленных полномочным органом, выдающим свидетельства. Учебная организация обеспечивает внесение, по мере необходимости, изменений в руководство по подготовке персонала и процедурам в целях обновления содержащейся в нем информации. Копии всех поправок к руководству по подготовке персонала и процедурам без промедления направляются всем организациям или лицам, для которых было подготовлено данное руководство. Система обеспечения качества. Учебная организация создает систему обеспечения качества, приемлемую для утвердившего ее полномочного органа, выдающего свидетельства, которая обеспечивает соответствие методов обучения и преподавания всем действующим требованиям. Учебная организация назначает лицо, ответственное за обеспечение соответствия требованиям к утвержденной организации. Организация нанимает на работу необходимый персонал для планирования, проведения обучения и осуществления контроля за ним. Квалификация инструкторского персонала отвечает действующим процедурам и должна быть на уровне, приемлемом для органа, выдающего свидетельства. Учебные организации обеспечивают, чтобы весь инструкторский персонал получал базовую подготовку и в дальнейшем постоянно повышал свою квалификацию в соответствии с выполняемыми им задачами и обязанностями. Учебная программа, установленная учебной организацией, включает подготовку по овладению знаниями и умениями в области характеристик работоспособности человека. Примечание. Инструктивный материал по разработке учебных программ, связанных с овладением знаниями и умениями в области характеристик работоспособности человека, содержится в Руководстве по обучению в области человеческого фактора (Doc 9683). |
|
|
8. Наличие утвержденных в установленном порядке Программ подготовки авиационного персонала по всем направлениям и формам подготовки, осуществляемых в АУЦ |
|
|
9. Общие сведения о структуре АУЦ, численности обучающихся, преподавателях и инструкторов |
|
|
10. Сведения о площадях, используемых АУЦ |
|
|
11. Сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой |
|
|
12. Сведения об обеспечении образовательного процесса оборудованием и техническими средствами обучения. |
|
|
13. Сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, определяемые ведомственными нормативно правовыми актами |
|
|
14. Разрешение Уполномоченного органа в области гражданской авиации на использование тренажерных устройств имитации полета |
|
|
Если государство разрешает утвержденной учебной организации проводить тестирование, которое необходимо для выдачи свидетельства или квалификационной отметки, то такое тестирование проводит персонал, имеющий на это разрешение органа, выдающего Свидетельства (Добавление 2 Приложения 1 ИКАО). |
|
|
Оценка соответствия требованиям федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23 |
|
|
17. Требования к организации теоретической подготовки (Раздел II "Общие требования к организации процесса подготовки авиационного персонала" пп. 2.1, 2.2, 2.3 федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23) Соответствие автоматизированных обучающих систем для подготовки авиационного персонала воздушного транспорта нормам годности, утвержденным 15.05.1998 г. Федеральной авиационной службой России. |
|
|
18. Требования к организации тренажерной подготовки (Раздел II "Общие требования к организации процесса подготовки авиационного персонала" пп. 3.1, 3.2, 3.3 федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23, Нормы годности авиационных тренажеров для подготовки авиаперсонала воздушного транспорта, утверждены 15.05.1998 г. Федеральной авиационной службой России, Руководство по квалификационной оценке тренажеров ИКАО, Doc 9625 |
|
|
19. Требования к организации летной подготовки (Раздел II "Общие требования к организации процесса подготовки авиационного персонала" пп. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23) |
|
|
20. Общие требования к учебным программам (курсам) (Раздел II "Общие требования к организации процесса подготовки авиационного персонала" пп. 5.1, 5.2 федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23) |
|
|
21. Проверка знаний федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23 у руководящего состава (руководитель, заместители и главные специалисты), преподавателей, инструкторов авиационных тренажеров, инженерно-технического персонала тренажеров, инструкторов летного обучения (Раздел I "Общие положения" п 1. федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23) |
|
|
Оценка соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям (Раздел III "Сертификация АУЦ" п. 1.5 федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23) |
|
|
22. Оценка соответствия требованиям международного стандарта 1.2.8.2 Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" ИКАО, в котором изложены следующие требования: "Утверждение государством организации, осуществляющей подготовку членов летного экипажа, зависит от демонстрации кандидатом своего соответствия требованиям добавления 2. |
|
|
Примечание. Инструктивный материал, касающийся порядка утверждения организации, осуществляющей подготовку членов летного экипажа, содержится в документе Manual on the Approval of Flight Crew Training Organizations (Руководство по утверждению организаций по подготовке членов летного экипажа) (Doc 9841)". |
|
|
23. Оценка содержания Руководства по подготовке персонала и процедурам, которое должно включать нижеуказанные элементы в той мере, в какой они соответствуют виду проводимой подготовки согласно положениям (Руководства по утверждению организаций по подготовке членов летного экипажа ИКАО, (Doc 9841)". |
|
|
1. Общие положения 1.1 Вводная часть, касающаяся использования и сферы применения руководства. 1.2 Оглавление. 1.3 Внесение поправок, пересмотр и рассылка документа: a) процедуры внесения поправок; b) страница регистрации поправок; c) список адресатов рассылки; d) список действующих страниц. 1.4 Словарь основных терминов и определений. 1.5 Описание структуры и схемы руководства, включая: a) различные части, разделы, их содержание и использование; b) систему нумерации пунктов. 1.6 Описание сферы подготовки, разрешенной согласно условиям утверждения организации. 1.7 Организация (схема организационно-управленческой структуры). 1.8 Квалификация, обязанности и порядок подчиненности руководящего и основного производственного персонала, включая (но неограничиваясь# этим); a) ответственного руководителя; b) заведующего учебной частью; c) главного инструктора по летной подготовке; d) главного инструктора по наземной подготовке; e) менеджера по техническому обслуживанию; f) менеджера по обеспечению качества; g) инструкторов (наземная подготовка, летная подготовка и обучение на тренажерах, имитирующих условия полета). 1.9 Политика: a) политика в отношении утверждения полетов; b) обязанности командира воздушного судна; c) процедуры планирования полетов: общие положения; d) политика в отношении перевозки пассажиров; е) система управления полетами; f) политика в отношении безопасности полетов, включая системы представления донесений об источниках опасности и управления безопасностью полетов; g) продолжительность налета и ограничение полетного времени летного состава и студентов; h) продолжительность отдыха летного состава и студентов, выполняющих полеты. 1.10 Описание имеющихся средств: i) количество и площадь классных комнат; j) учебные пособия; k) тренажеры, имитирующие условия полета, и учебно-тренировочные воздушные суда. 2. Информация по эксплуатации воздушных судов 2.1 Сертификация и эксплуатационные ограничения. 2.2 Управление воздушным судном: a) летно-технические ограничения; b) использование контрольных перечней проверок; c) правила технического обслуживания воздушного судна. 2.3 Инструкции по загрузке воздушного судна и креплению груза. 2.4 Правила заправки топливом. 2.5 Порядок действий в аварийной обстановке. 3. Маршруты 3.1 Летно-технические критерии: взлет, полет по маршруту, посадка и т. д. 3.2 Правила составления плана полета: a) требования в отношении топлива и масла; b) минимальная безопасная высота полета; c) навигационное оборудование. 3.3 Погодные минимумы для выполнения всех учебно-тренировочных полетов днем, ночью, по ПВП и ППП. 3.4 Погодные минимумы для выполнения студентами всех учебно-тренировочных полетов на различных этапах подготовки. 3.5 Учебные маршруты и зоны практических занятий. 4. Подготовка кадров 4.1 Лица, ответственные за стандарты и квалификацию инструкторского персонала. 4.2 Описание процедур определения квалификации инструкторского персонала, предусмотренных п. 5.3 добавления 2 к Приложению 1. 4.3 Описание программы подготовки инструкторского персонала, предусмотренной п. 5.4 добавления 2 к Приложению 1. 4.4 Процедуры проверки уровня профессиональной подготовки и повышения квалификации. 5. План подготовки 5.1 Цель курса в виде изложения того, что студент должен уметь делать в результате подготовки; каким должен быть его уровень работоспособности и каковы отмеченные ограничения в подготовке. 5.2 Требования, связанные с поступлением: a) минимальный возраст; b) требования в отношении образования; c) медицинские требования; d) языковые требования. 5.3 Зачет предшествующего опыта по информации, получаемой от полномочного органа по выдаче свидетельств до начала обучения. 5.4 Курсы обучения: a) курс летной подготовки (однодвигательное воздушное судно); b) курс летной подготовки (многодвигательное воздушное судно); c) курс теоретической подготовки; d) курс подготовки на тренажерах, имитирующих условия полета. 5.5 Общая схема ежедневных и еженедельных программ летной подготовки, наземной подготовки и подготовки на тренажерах, имитирующих условия полета. 5.6 Принципы подготовки с точки зрения: e) ограничений по сложным метеоусловиям; f) максимального времени обучения студентов (летная подготовка, теоретическая подготовка и подготовка на комплексном пилотажном тренажере) в день/неделю/месяц; g) ограничений в отношении периодов обучения студентов; h) продолжительности учебных полетов на различных стадиях; i) максимального количества часов налета студента днем или ночью за определенный период времени; j) максимального количества часов налета студента днем или ночью за определенный период времени; к) минимальной продолжительности отдыха между учебными периодами. 5.7 Политика аттестации студентов: a) процедуры проверок хода летной подготовки и квалификационных испытаний; b) процедуры проверок хода теоретической подготовки и тестов на проверку знаний; c) процедуры разрешения на проведение тестов; d) процедуры переподготовки перед повторным тестом; e) протоколы и записи результатов теста; f) процедуры подготовки к тесту на проверку знаний, типы вопросов и оценок, требуемые нормы для получения зачета; f)# процедуры анализа и рассмотрения вопросов и проведения новых экзаменов; g) процедуры переработки теста на проверку знаний. 5.8 Политика в отношении эффективности подготовки: a) индивидуальные обязанности студентов; b) процедуры взаимодействия между учебными подразделениями; c) процедуры корректировки неудовлетворительного хода обучения; d) процедуры замены инструкторов; e) максимальное количество замен инструкторов в расчете на одного студента; f) внутренняя система обратной связи для выявления недостатков обучения; g) процедуры отстранения студента от подготовки; h) требования к отчетности и документации; i) выполнение стандартов на различных стадиях подготовки с целью обеспечения стандартизации. 6. Программа летной подготовки 6.1 Подробное изложение технических условий всех упражнений по отработке навыков пилотирования в полете в порядке их выполнения с указанием основных разделов и подразделов. 6.2 Справочный перечень летных занятий в виде краткого списка вышеупомянутых упражнений с указанием только основных разделов и подразделов для быстрого наведения справок инструкторами в удобной для ежедневного пользования форме. 6.3 Изложение порядка распределения курса обучения на этапы с указанием схемы построения этапов в целях обеспечения наиболее подходящей для обучения последовательности и повторения основных упражнений или отработки действий на случай аварийной обстановки с соответствующей периодичностью. 6.4 Часы учебы по программе для каждого этапа и для серии занятий в рамках каждого этапа и сроки проведения проверок хода обучения. 6.5 Указание стандарта квалификации, требуемой для перехода от одного этапа подготовки к другому, предусматривает минимальные требования к опыту с точки зрения налета и удовлетворительное выполнение упражнений перед проведением таких важных занятий, как ночные полеты. 6.6 Требования к методике обучения, в частности в отношении предполетного инструктажа и послеполетного разбора, соблюдению программы и технических условий подготовки и к допуску на выполнение самостоятельных полетов. 6.7 Инструкции в отношении проведения и документального подтверждения всех проверок успеваемости. 6.8 Инструкции в отношении проведения тестов, выдаваемые всем экзаменаторам в соответствующих случаях. 7. Программа подготовки на пилотажном тренажере 7.1 Программу подготовки на пилотажном тренажере в целом следует строить так, как указано в п. 6 настоящего добавления. 8. Программа теоретической подготовки 8.1 Программу теоретической подготовки в целом следует строить так, как указано в п. 6 настоящего добавления, но с определением требований и цели подготовки по каждому предмету. 9. Тесты и проверки для выдачи свидетельств или квалификационных отметок 9.1 Если государство разрешает утвержденной учебной организации проводить тесты, требуемые для выдачи свидетельств или квалификационных отметок в соответствии с руководством по подготовке персонала и процедурам, оно должно указать: a) фамилии сотрудников, уполномоченных на проведение тестов, и круг их полномочий; b) роль и обязанности уполномоченных сотрудников; c) если школе дается право назначать сотрудников для проведения тестов, требуемых для выдачи свидетельств или квалификационных отметок, минимальные требования в отношении назначения, а также процедуры отбора и назначения; d) применимые требования, установленные полномочным органом по выдаче свидетельств, в частности: - процедуры, подлежащие соблюдению при проведении проверок и тестов; - методика оформления и хранения протоколов тестирования, требуемых полномочным органом по выдаче свидетельств 10. Учетная документация 10.1 Политика и процедуры, касающиеся: a) журналов посещения; b) карточек учета обучения студентов; c) карточек учета подготовки и квалификации персонала; d) лица, ответственного за проверку учетной документации и личных журналов студентов; е) характера и периодичности проверок учетной документации; f) стандартизации внесения записей в учетные документы; g) внесения записей в личные журналы; h) сохранности учетных записей и документов. 11. Система обеспечения качества 11.1 Сделать краткое описание системы обеспечения качества, требуемой в п. 3 добавления 2 к Приложению 1, со ссылкой на отдельное руководство по обеспечению качества или полностью включить систему обеспечения качества в руководство по подготовке персонала и процедурам. 12. Добавления 12.1 В соответствии с требованиями: a) образцы форм проверки успеваемости; b) штурманские журналы, протоколы и отчеты о результатах испытаний; c) экземпляр документа об утверждении учебной организации |
|
|
24. Оценка квалификации инструкторов и основного персонала для оценки знаний с целью выдачи свидетельств |
|
|
25. Оценка организационной структуры УУО. Оценка соответствия уровня и качества подготовки выпускников АУЦ требованиям Закона Российской Федерации "Об образовании" |
|
|
26. Оценка Программ первоначальной подготовки авиационного персонала требованиям федеральных государственных образовательных стандартов |
|
|
27. Оценка соответствия организации деятельности АУЦ требованиям Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 |
|
|
28. Оценка соответствия организации учебного процесса требованиям Типового положение # об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 |
|
|
Оценка деятельности АУЦ по взаимодействию с авиапредприятиями
| ||
29. Информация авиапредприятий о слушателях, имеющих оценки не соответствующие требованиям для выдачи (продления свидетельств) |
|
|
30. Оценка оказания методической помощи авиапредприятиям в проведении технической учебы (п 3.1.3 Раздела "Общие положения" федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23 |
|
|
Оценка деятельности по взаимодействию АУЦ с ВКК (РКК)
| ||
31. Оценка требований к преподавателям АУЦ, привлекаемых для проверки знаний, навыков и умений для продления свидетельств специалистов |
|
|
32. Результаты проверок знаний, навыков и умений для выдачи (продления свидетельств членов летных экипажей). Процент оценок слушателей не соответствующих требованиям для продления свидетельств |
|
|
33. Оценка ответственности АУЦ за качество подготовки конкретного авиационного специалиста. |
|
|
Выводы: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Планируется провести на базе ФГУП ГосНИИ ГА выездные курсы Санкт-Петербургского университета гражданской авиации (ГА) по подготовке экспертов авиационных учебных центров (АУЦ) ГА из числа госинспекторов ФАВТ и экспертов Санкт-Петербургского университета ГА, ФГУП ГосНИИ ГА, СИБАВИАЦЕНТР.
Утверждены типовой учебно-тематический план и программа подготовки экспертов по сертификации АУЦ. Обучение осуществляется в 3 этапа. Сначала проводится теоретическая подготовка, затем - первая стажировка, при которой у слушателей вырабатываются и закрепляются умения и навыки составления, экспертизы, инспекционного контроля и оценки соответствия документов установленным требованиям. Третий этап (итоговая учебная аттестация) организуется в виде выходного тестового контроля. При успешном завершении обучения выпускникам выдается свидетельство о повышении квалификации.
Определены основные требования, которым должен соответствовать эксперт оценки деятельности АУЦ. Он должен иметь высшее авиационное образование, необходимый стаж работы, пройти специальную подготовку, обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Утверждена также карта осуществления государственного контроля за соблюдением параметров выданного сертификата АУЦ.
Распоряжение Федерального агентства воздушного транспорта от 26 марта 2009 г. N ГК-52-р "О совершенствовании подготовки экспертов по оценке деятельности авиационных учебных центров гражданской авиации"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Приказом Росавиации от 9 августа 2010 г. N 292 настоящее распоряжение признано утратившим силу