г. Чита |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А19-13824/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Венедиктовой Е.А., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хуршудян Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 декабря 2023 года по делу N А19-13824/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усолье-Сибирское о признании недейственным расчета арендной платы,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Байкальская энергетическая компания" Богдановой Е.П. по доверенности от 17.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - истец, ООО "БЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское (далее - ответчик, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское, комитет) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным уведомление КУМИ администрации города Усолье-Сибирское от 25.01.2023 N 110, уведомление от 07.08.2023 N КУМИ-02-20-746/2023 об установлении с 01.01.2023 размера арендной платы по договору аренды N 110-11 от 26.08.2011; обязании ответчика произвести с 01.01.2023 расчет арендной платы по договору аренды N 110-11 от 26.08.2011 в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и Приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что расчет арендной платы должен быть произведен в соответствии с Приказом N 217, а выводы суда первой инстанции о необходимости расчета арендной платы, руководствуясь приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов", основаны на неправильном применении норм права.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своего представителя ответчик в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское (Комитет, собственник) и Иркутским публичным акционерным обществом энергетики и электрификации (ПАО "Иркутскэнерго", пользователь) заключен договор аренды земельного участка N 110-11 от 26.08.2011 в редакции соглашения N34-18 от 07.06.2018, согласно условиям пункта 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящиеся в ведении муниципального образования г. Усолье-Сибирское, с кадастровым номером 38:31:000002:7 площадью 1958351 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., г.Усолье-Сибирское, ул. Полигонная, 1, для эксплуатации золоотвала 04-20/75.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок действия договора с 26.07.2011 по 26.07.2060.
Определенный договором земельный участок передан арендатору по передаточному акту от 26.08.2011, подписанному сторонами без возражений.
В пункте 3.1. договора стороны согласовали, что расчет и размер арендной платы за участок определен в Приложении 2.
Соглашением N 42-18 от 27.07.2018 к договору аренды земельного участка N 110-11 от 26.08.2011 стороны изложили в новой редакции порядок начисления, расчет и размер арендной платы на земельный участок - приложение N2 к договору.
Так, в соответствии с приложением N 2 к договору аренды N 110-11 от 26.08.2011 расчет арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента инфляции и ставки арендной платы в размере 1,5%, установленной решением Думы г. УсольеСибирское от 11.11.2008 N107/4 "О земельном налоге в МО г. Усолье-Сибирское".
Согласно пункту 3.3. договора размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке (без заключения соглашения с арендатором). Размер арендной платы за использование земельного участка может изменяться в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, изменением уровня инфляции на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, изменением коэффициентов, устанавливаемых нормативно-правовым актом органами местного самоуправления муниципального образования города Усолье-Сибирское, а также в иных случаях изменения действующего законодательства Российской Федерации. Об изменении размера арендной платы арендодатель направляет арендатору письменное уведомление.
По соглашению от 07.04.2021 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 110-11 от 26.08.2011 права и обязанности арендатора ПАО "Иркутскэнерго" по договору аренды N 110-11 от 26.08.2011 перешли к новому арендатору - ООО "Байкальская энергетическая компания".
Соглашение от 07.04.2021 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в установленном законом порядке 05.05.2021.
Руководствуясь пунктом 3.3. договора, Комитет произвел расчет платы по договору аренды N 110-11 от 26.08.2011 на 2023 год, согласно которому размер платы составил 17 915 092 руб. 87 коп., о чем направил в адрес ООО "Байкальская энергетическая компания" уведомление от 25.01.2023 N110.
В последующем расчет по договору аренды N 110-11 от 26.08.2011 на 2023 год был скорректирован и также направлен ООО "Байкальская энергетическая компания" уведомлением от 07.08.2023 NКУМИ-02-20-746/23, согласно которому размер платы составил 764 925 руб.
Не согласившись с установленным размером платы по договору аренды N 110-11 от 26.08.2011 на 2023 год и считая, что данный расчет произведен не в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и Приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 39.7, 49, 65 Земельного кодекса Российский Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) арендная плата.
Пунктом 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу с 1 марта 2015 г., предусмотрено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. К объектам, предусмотренным подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения. Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Правила N 582).
Минэкономразвития во исполнение данного Правил N 582 издало несколько приказов устанавливающих ставки арендной платы для земельных участков, занятых различными объектами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (пункт 1 приказа).
В соответствии с договором аренды земельного участка от 26.08.2011 N 110-11 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское предоставил в Иркутскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации земельный участок из земель населенных пунктов, находящихся в ведении муниципального образования, с кадастровым номером 38:31:000002:7 площадью 1958351 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, северо-восточная часть города, для эксплуатации золоотвала 04-20/75.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что земельный участок был предоставлен истцу для эксплуатации золоотвала 04-20/75, входящего в комплекс ТЭЦ-11, с помощью которого осуществляется теплоснабжение потребителей на территории муниципального образования "город Усолье-Сибирское", следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам Приказа Минэкономразвития N 347 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в Федеральной собственности.
При этом, Комитетом при расчете арендной платы по договору аренды (согласно приложению N 2 к договору) используется ставка в размере 1,5 %, установленная решением Думы города Усолье-Сибирское от 11.11.2008 N 107/4, что не превышает ставку арендной платы, установленную Приказом Минэкономразвития N347.
Доводы истца о том, что ставка арендной платы должна быть установлена в размере, предусмотренном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217, согласно которому ставка арендной платы составляет 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, судом не принимаются.
Так, расположение на арендованном земельном участке не трубопровода, а сооружений, обслуживающих тепловую станцию, подтверждается письмом ООО "БЭК" от 28.06.2021 N 013-20/1009 "О золоотвалe ТЭЦ-11", согласно которому на сегодняшний день истцом эксплуатируется сооружение - земляная дамба с креплением откосов щебнем, дренажной системой из подземных трубопроводов и дренажной насосной одноэтажной, кирпичной, с подвалом Дамба золоотвала с дренажной системой и дренажной насосной (далее - золоотвал), расположенное на арендованном земельном участке.
На данный момент сооружение находится в эксплуатации и является неотъемлемой частью производственного процесса выработки тепловой электрической энергии. Складирование золошлаковых материалов на золоотвале не имеет альтернативных решений, в связи с чем эксплуатация золоотвала ТЭЦ-11 будет продолжаться (т. 1,л.д. 81).
На основании изложенного, в настоящее время у Комитета отсутствуют правовые основания для пересмотра арендной платы по договору аренды земельного участка 26.08.2011 N 110-11 на 2023 год и применения ставки арендной платы в размере 0,7 %,
Апеллянтом вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что указанные объекты являются не составной частью золоотвала, а самостоятельным трубопроводом.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 декабря 2023 года по делу N А19-13824/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13824/2023
Истец: ООО "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское