город Воронеж |
|
4 сентября 2020 г. |
Дело N А48-9995/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 сентября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Лесниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549, далее - АО "Тандер", общество или заявитель):
от Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орлу (ОГРН 1045753007431, ИНН 5753035851, далее - Управление):
от индивидуального предпринимателя Верижникова А.П.:
от индивидуального предпринимателя Шахова А.А.: |
Пастухов А.В., представитель по доверенности от 15.07.2020,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Тандер" на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.06.2020 по делу N А48-9995/2019, принятое по заявлению АО "Тандер" к ГУ МЧС России по Орловской области о признании недействительным предписания N 94/1/27 от 22.07.2019
третьи лица: индивидуальный предприниматель Верижников А.П., индивидуальный предприниматель Шахов А.А.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГУ МЧС России по Орловской области о признании недействительным предписания N 94/1/27 от 22.07.2019.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - от индивидуального предпринимателя Верижникова А.П.,от индивидуального предпринимателя Шахова А.А.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.06.2020 по делу N А48-9995/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тандер" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то обстоятельство, что он является арендатором объекта, следовательно, устранение нарушений, указанных в предписании возложено на ненадлежащего субъекта.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании распоряжения временно исполняющего обязанности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орлу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области Лаврикова А.А. от 27.06.2019 N 94 в отношении АО "Тандер" была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение требований пожарной безопасности в магазине по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 3.
Судом не установлены нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые в любом случае свидетельствуют о незаконности результатов проверки. Проверка отвечает всем требованиям закона, и поэтому ее результаты признаются судом допустимыми доказательствами по делу.
По результатам проверки установлено, что обществом не в полной мере выполняются установленные требования пожарной безопасности.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 22.07.2019 N 94 и послужили основанием для вынесения предписания от 22.07.2019 N 94/1/27, которым на общество возложены следующие обязанности.
1. Оборудовать объект защиты вторым эвакуационным выходом;
2. Обеспечить объект защиты системой вытяжной противодымной вентиляции;
3. Обеспечить объект защиты внутренним противопожарным водопроводом.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно п. 4.2.1, 4.2.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75 х 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 х 0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк - лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется; помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.
Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.
В соответствии с п. 7.2 СП 7.13130 Приказа МЧС России от 21.02.2013 N 116 "Об утверждении свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре: площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1м2 площади помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.); торговых залов магазинов; офисов; площадью 50м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов, в том числе читальных залов и книгохранилищ библиотек, выставочных залов, фондохранилищ и реставрационных мастерских музеев и выставочных комплексов, архивов; гардеробных площадью 200м2 и более; автодорожных, кабельных, коммутационных с маслопроводами и технологических тоннелей, встроенно-пристроенных и сообщающихся с подземными этажами зданий различного назначения.
Согласно п.п. 4.1.1, 4.1.6 "СП 10.13130.2009. Сводных правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", Для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 1, а для производственных и складских зданий в соответствии с таблицей 2.
Для частей зданий различной этажности или помещений различного назначения необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и расхода воды на пожаротушение надлежит принимать отдельно для каждой части здания согласно пунктам 4.1.1 и 4.1.2.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Материалами дела подтверждается, что акционерное общество "Тандер" является юридическим лицом, использующим на условиях договора аренды от 30.04.2010 N 1/361/10 нежилое помещение общей площадью 509,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальнбая, д. 3, лит. А, пом. 3, для организации розничной торговли смешанными группами товаров (т.1 л.д. 20-24, 27-29).
Дополнительным соглашением к договору аренды от 03.09.2018 в договор аренды от 30.04.2010 N 1/361/10 были внесены изменения, в том числе в пункт 3.1.2 (обязанности арендатора), а именно:
- Арендатор обязуется содержать Объект в соответствующем санитарном состоянии, правила противопожарной безопасности, при обнаружении признаков аварийного состояния сантехнического, электротехнического и прочего оборудования немедленно сообщать об, этом Арендодателю;
- Арендатор обязуется соблюдать правила пожарной безопасности в Объекте, Арендатор обеспечивает правила пожарной безопасности в пределах возможностей, определенных правовым статусом (положением) Арендатора и достигнутыми соглашениями с Арендодателем;
- Арендатор при использовании имущества обязан соблюдать меры пожарной безопасности, обязательные требования контролирующих органов;
- Арендатор несет полную ответственность за нарушением им норм пожарной безопасности в Объекте, включая оплату штрафов, за свой счет;
- Арендатор устраняет все последствия таких нарушений, а в случае причинения ущерба Арендодателю или третьим лицам обязан в полном размере возместить все убытки, являющиеся следствием таких нарушений, в том числе собственнику здания и/или третьим лицам;
- Арендатор обязуется за свой счет оснастить Объект автоматической системой пожаротушения и/или автоматической пожарной сигнализацией (при условии обязательного требования закона или иных норм и правил), произвести указанные расходы в пределах суммы, указанной в п. 5.2.1 Договора в редакции настоящего соглашения;
- Арендатор обязуется оснастить Объект за свой счет системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- Арендатор обязуется обеспечить Объект первичными средствами пожаротушения в необходимом количестве и качестве;
- Арендатор обязуется вести учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;
- Арендатор обязуется не реже одного раза в год проводить на рабочих местах противопожарный инструктаж, по окончанию которых делать записи в "Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте";
- Арендатор обязуется разработать и разместить на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара;
- Арендатор обязуется обеспечить ежемесячное техническое обслуживание эксплуатируемых средств охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения;
- Арендатор обязуется выполнять иные требования пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной коллегии полагает, что оспариваемым предписанием на общество не возложены обязанности, не относящиеся к деятельности юридического лица, все требования, указанные в предписании соответствуют требованиям законодательства о противопожарной безопасности и находятся в пределах условий, предусмотренных договором аренды от 30.04.2010 N 1/361/10 (в редакции дополнительного соглашения от 03.09.2018), а доводы подателя жалобы об обратном подлежат отклонению как несостоятельные.
Суд апелляционной инстанции также не может не учитывать, что законность проведенной проверки Управления и вина АО "Тандер" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушениях противопожарного законодательства в соответствии с актом проверки от 22.07.2019 N 94, являлись предметом рассмотрения в суде Северного района города Орла и Орловского областного суда.
Нарушений со стороны Управления при проведении проверки также не обнаружено, АО "Тандер" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.04 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований акционерного общества "Тандер" о признании недействительным оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 25.06.2020 по делу N А48-9995/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-9995/2019
Истец: АО "Тандер", АО "Тандер" в лице филиала "Тандер" в г. Орле Орловской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Орловской области Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орлу
Третье лицо: Верижников Андрей Павлович, Шахов Алексей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4326/20
21.04.2021 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-9995/19
11.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4954/20
04.09.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4326/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-9995/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-9995/19