Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Общие положения
а) Применение покрытий из полимерасфальтобетона на основе полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) по ГОСТ Р 52056 позволяет исключить или резко уменьшить образование температурных трещин на дорожных покрытиях при условии применения ПБВ с температурой хрупкости, соответствующей температуре наиболее холодных суток (СНиП 23.01.99) района эксплуатации покрытий, рекомендуемое значение которой приведено в ОДМ 218.2.003-2007, там же рекомендованы значения температуры трещиностойкости полимерасфальтобетона.
б) Наряду с образованием температурных трещин на покрытиях, возникают отраженные трещины, обусловленные высокими локальными напряжениями над трещинами или швами в нижележащем конструктивном слое, причем настолько высокими, что полимерасфальтобетон по п. а) Раздела 4 не позволяет их избежать.
в) В целях исключения или значительного сокращения количества отраженных трещин на дорожных покрытиях необходимо и целесообразно под полимерасфальтобетонным покрытием устраивать сплошную трещинопрерывающую прослойку, которая бы компенсировала полностью или частично, указанные в п. б) Раздела 4 локальные напряжения. Материал, используемый для этой цели, должен выполнять и роль подгрунтовки, надежно склеивая верхний слой с нижним. Широко используемые в качестве подгрунтовки битумы, как в горячем виде, так и в виде эмульсий, не только не служат в качестве трещинопрерывающей прослойки, но известны случаи, когда они после зимней эксплуатации отслаиваются, и покрытие начинает работать в значительно более жестких нерасчетных условиях.
г) Материал, используемый в качестве трещинопрерывающей прослойки, должен сохранять пластичность и эластичность (не менее 70%) до значения температуры наиболее холодных суток района эксплуатации полимерасфальтобетонного покрытия, характеризоваться высокой температурой размягчения, значение которой должно быть выше максимально возможной температуры полимерасфальтобетонной смеси при ее укладке (160°С) и играть роль подгрунтовки, т.е. хорошо склеивать слой покрытия с нижележащим слоем, чтобы обеспечить расчетные условия для работы дорожной одежды.
д) Эффективная работа трещинопрерывающей прослойки возможна только при условии обеспечения требуемых капитальности дорожной одежды и водоотвода. При этом ровность слоя, расположенного под полимерасфальтобетонным покрытием, должна соответствовать требованиям, предъявляемым СНиП 3.06.03-85 к верхнему слою покрытия дороги I категории.
е) Рекомендуется к применению в качестве трещинопрерывающей прослойки двухкомпонентная мастика холодного отверждения марки КОВ-190.
ж) Мастику КОВ-190 получают простым перемешиванием двух жидких при нормальной температуре компонентов А и Б в соотношении 4,26:1 соответственно.
Компонент А представляет собой вязкотекучую жидкость от темно-коричневого до черного цвета и состоит из пластифицированных битума или гудрона, наполненных негашеной известью в количестве около 30% по массе. Негашеная известь содержит 98,5% оксида (окиси) кальция.
Компонент Б представляет собой латекс бутадиенстирольного каучука марки СКС-С с концентрацией около 66%. Содержание полистирола в бутадиенстирольном каучуке составляет около 30% по массе.
Состав мастики: битум ~ 29,5%, пластификатор ~ 31,1%, минеральный наполнитель ~ 20,4%, полимер ~ 12,0%, вода ~ 6,5%, эмульгатор ~ 0,5%.
з) В процессе формирования мастики КОВ-190 происходит повышение температуры смеси на , связанное с протеканием экзотермической реакции, приводящей к гашению извести и высвобождению полимера из латекса. В результате образуется пространственная структурная сетка полимера в пластифицированном битуме, известь - пушонка является тонкодисперсным наполнителем в системе, представляющей собой мастику на основе полимерно-битумного вяжущего.
и) Процесс формирования мастики проходит в несколько этапов. На первом этапе смесь постепенно густеет, но остается подвижной (течет) и ее температура незначительно возрастает - на 4-5°С. На втором этапе смесь густеет с более высокой скоростью и через 15-20 мин практически не течет. На третьем этапе скорость подъема температуры увеличивается, и она достигает максимального значения. На этом этапе у смеси начинает проявляться эластичность. При дальнейшем перемешивании температура смеси снижается. В конце второго этапа при испытании мастики по методу Кольцо и Шар, шарик проваливается, то есть определить температуру размягчения не удается. После 2-х часового выдерживания смеси при определении температуры размягчения наблюдается провисание шарика, величина температуры размягчения достигает 50°С. После 3-х - 4-х часового выдерживания смеси шарик не провисает, а температура размягчения становится выше 190°С. Таким образом установлено, что технологичность мастики - способность легко распределяться по горизонтальной поверхности, сохраняется в течение 20-25 мин, а окончательное формирование мастики происходит через 3-4 часа.
к) Мастика КОВ-190 сразу после перемешивания через 2-3 минуты представляет собой однородную вязкую текучую массу, которая в течение не менее 20 мин сохраняет текучесть при температуре окружающего воздуха не ниже 15°С и сохраняет способность наносится# на вертикальную поверхность без стекания до 30 мин. Через 60 минут мастику невозможно наносить на поверхности и выравнивать.
л) После формирования мастика КОВ-190 характеризуется высокой температурой размягчения - выше 190°С, одновременно высокой трещиностойкостью (температура хрупкости по Фраасу составляет минус 57°С и ниже), высокой эластичностью как при 25°С, так и при 0°С - более 80%, высокой растяжимостью и пенетрацией при 0°С, присущими полимерно-битумным вяжущим (ПБВ), но низкой растяжимостью при 25°С, характерной для сильно структурированных систем (ПБВ с большим содержанием полимера), высоким относительным удлинением даже при отрицательных температурах (более 800% при минус 20°С).
м) Мастика КОВ-190 является хорошо зарекомендовавшей себя материалом, используемым при устройстве защитных гидроизоляционных покрытий на мостах как в России, так и за рубе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.