г. Санкт-Петербург |
|
11 сентября 2020 г. |
Дело N А21-16495/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Федосеева М.В. - доверенность от 05/07/2018
от ответчика (должника): Погодин В.В. - доверенность от 22/05/2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17345/2020) ООО "КАРЬЕР" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2020 по делу N А21-16495/2019, принятое
по заявлению ООО "КАРЬЕР"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карьер" (ОГРН 1143926021161, ИНН 3916504474, Калининград, ул. Д. Донского д. 20, литер LXXV из литера А офис 2) (далее - ООО "Карьер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (Калининград, ул. Д. Донского, 7А) (далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 05.12.2019 о назначении административного наказания по делу N 149/19 об административном правонарушении.
Решением суда от 01.06.2020 в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Карьер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявление Общества. По мнению подателя жалобы, судом не дана надлежащая оценка доводам Общества и представленным доказательствам, также необоснованно отказано в замене штрафа на предупреждения по основаниям, предусмотренным статьей 4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представитель Комитета доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Карьер" зарегистрировано 24.06.2014 за ОГРН - 1143926021161, основным видом деятельности Общества является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.
Указанную деятельность ООО "Карьер" в соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Федерального закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон о недрах) осуществляет на основании лицензии на право пользования недрами КЛГ 80042 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча песчано-гравийного материала на части месторождения "Куйбышевское" в пределах блоков подсчета запасов В-II, C1-III, C1-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования "Гвардейский городской округ" Калининградской области.
В соответствии с пунктом 2 Договора об условиях пользования недрами при добыче песчано-гравийного материала на части месторождения "Куйбышевское" в пределах блоков подсчета запасов В-II, C1-III, C1-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования "Гвардейский городской округ" Калининградской области (приложение N 1 к лицензии серия КЛГ 80042 ТЭ) (далее - Договор недропользования), целью недропользования является добыча песчано-гравийного материала на части месторождения "Куйбышевское" в пределах блоков подсчета запасов В-II, C1-III, C1-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV.
Согласованный сторонами уровень годовой добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Куйбышевское" составляет 660 тыс. куб.м. (пункт 5 Договора).
Пунктом 13 Договора недропользования на ООО "Карьер" возложена обязанность использовать недра полно, рационально и комплексно в соответствии с действующим законодательством о недрах и проектными показателями добычи полезного ископаемого эксплуатируемого месторождения.
Вместе с тем, в соответствии с представленными Обществом сведениями о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых по форме N 5-гр за 2018 год осуществлена добыча полезных ископаемых: песчано-гравийного материала 410 тыс. куб. м.; песка 154,2 тыс. куб. м.
При анализе выполнения условий лицензии на пользование недрами Министерство пришло к выводу о том, что в нарушение пунктов 2, 5 и 13 требований Договора недропользования ООО "Карьер" не выполняет целевое назначении работ, связанных с пользованием недрами, а именно осуществляет добычу полезного ископаемого - песка: в 2018 году 154,2 тыс.куб.м., в 2017 году 98 тыс.куб.м., в 2016 году 120 тыс.куб.м., а также не выполняет согласованный уровень годовой добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Куйбышевское" (410 тыс. куб. м - в 2018 году, 310 тыс. куб.м. - в 2017 году, 360 тыс. куб. м - в 2016 году), что является нарушением (невыполнением) требований: статей 11, 12, 19.1 и 22 Закона о недрах, о чем составлен протокол об административном правонарушении N 149/19 от 14.11.2019.
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Генералова Д.С. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 149/19 от 05.12.2019 ООО "Карьер" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Карьер" обратилось в суд с рассматриваемыми заявлением.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, а также не усмотрел оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, заслушав мнение представителей сторон, пришла к следующим выводам.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с положениями статей 9, 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Материалами дела подтверждается, что лицензия на право пользования недрами КЛГ 80042 ТЭ, со сроком действия до 01.01.2033 (зарегистрирована в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области 28.03.2016) получена ООО "Карьер" в результате переоформления на основании положений статьи 17.1 Закона о недрах лицензии на право пользования недрами КЛГ 01920 ТЭ, выданной в 2004 году предыдущему пользователю недр - ООО "Карьер Куйбышевский" для добычи песчано-гравийного материала на части месторождения "Куйбышевское" в пределах блоков подсчета запасов В-II, C1-III, C1-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV.
Согласно договору недропользования (Приложение 1 к лицензии), являющейся неотъемлемой частью указанной лицензии, участок недр (в пределах горного отвода площадью 140 га) предоставлен Обществу для добычи песчано-гравийного материала объемом 660 тыс. куб. м. в год.
Оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение существенных условий лицензии КЛГ 80042 ТЭ, предоставленной ему для добычи песчано-гравийного материала на части месторождения "Куйбышевское", расположенного на территории муниципального образования "Гвардейский городской округ" Калининградской области.
Указанное нарушение выявлено по результатам анализа представленного Обществом отчета по форме 5-ГР за 2018 год, согласно которому Общество осуществило добычу полезных ископаемых: песчано-гравийного материала в объеме 410 тыс. м3; песка в объеме 154,2 тыс. м3 (л.д. 50).
Министерство в оспариваемом постановлении также указало, что Обществом и ранее совершались аналогичные нарушения, так, согласно представленным отчетам по форме 5-ГР за 2016 год ООО "Карьер" осуществило добычу полезных ископаемых: песчано-гравийного материала в объеме 360 тыс. м ; песка в объеме 120 тыс. м. (л.д. 52) ; за 2017 год - песчано-гравийного материала в объеме 310 тыс. м3; песка в объеме 98 тыс. м3(л.д. 51).
В связи с чем Министерством было установлено, что ООО "Карьер" осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами: осуществляет добычу общераспространенного полезного ископаемого - песка, право пользования на которое ООО "Карьер" не предоставлялось; не обеспечена добыча песчано-гравийного материала в соответствии с установленными лицензией объемами.
Указанное нарушение образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Факт совершения вмененного ООО "Карьер" административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, протоколом об административном правонарушении от 14.11.2019 N 149/19, Отчетом по форме 5- ГР за 2018 год.
Вина юридического лица установлена в соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, учитывая, что ООО "Карьер" не приняты все возможные меры для недопущения нарушения.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что не могут служить доказательством принятия ООО "Карьер" мер, направленных на недопущение совершения вмененного ему правонарушения, обращения (заявления) Общества в адрес Министерства на внесение изменений в лицензию КЛГ 80042 ТЭ, так как Министерством было отказано в удовлетворении заявлений.
Отказы Министерства не были оспорены в судебном порядке.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения ООО "Карьер" к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, Министерством не допущено, процедура привлечения к административной ответственности и права привлекаемого лица на защиту соблюдены.
Вопреки доводам Общества, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен, так как в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области охраны собственности (в части административных нарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ), составляет один год.
Вместе с тем, апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, для замены штрафа на предупреждение требуется наличие совокупности условий, установленных частью 2 статьи 3.4, частью 3.5 статьи 4.1 и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
При этом, статья 7.3 КоАП РФ не указана в перечне статей КоАП, в отношении которых частью 2 статьи 4.1.1 установлен запрет на замену штрафа на предупреждение, а следовательно, и в отношении нарушений за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, такая замена возможна, исходя из характера допущенного нарушения.
Как уже было установлено выше, вменяемые Обществу нарушения выразились в добыче в 2018 году песчано-гравийного материала в объеме 410 тыс. м3, что ниже установленного лицензией объеме (660 тыс. м3 в год), и песка в объеме 154,2 тыс. м3, добыча которого действующей лицензией вообще не предусмотрена.
Следует отметить, что нарушение установлено Министерством на основании предоставленного Обществом отчета по форме 5- ГР за 2018 год. Сам карьер Министерством не осматривался, добыча песка за пределами предоставленного Обществу земельного участка не установлена.
При этом, согласно Протокола N 5/2004 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 24.10.2004 установлено, что в 2004 году в соответствии с техническим заданием ООО "Карьер Куйбышевский" (предыдущий лицензиат) произведена переоценка запасов песчано-гравийного материала и оценка строительных песков. В пункте 2.3 ТКЗ отмечено, что месторождение "Куйбышевское" представлено разнозернистыми песками, среди которых залегают две с нечеткими границами залежи песчано-гравийного материала. В Справке (Приложение к протоколу) отражено, что при добыче песков и песчано-гравийного материала методом гидромеханизации и при транспортировке горной массы по пультопроводу, а также обработке ее на гравийно-сортировочной установке будет происходить обогащение сырья за счет удаления глинистых и пылевидных частиц. Иными экспертными заключениями к Отчету "О результатах работ по переоценке запасов_" по состоянию на 01.11.2004 также подтверждается залегание песчано-гравийных отложений среди песков.
В связи с изложенным следует признать обоснованными доводы Общества о том, что извлечение гравийно-песчаной смеси без попутного извлечения строительных песков практически не представляется возможным, в связи с чем Общество неоднократно обращалось с заявление о внесении изменений в лицензию.
В Справке (Приложение к протоколу) также отражено, что при добыче песков и песчано-гравийного материала методом гидромеханизации и при транспортировке горной массы по пультопроводу, а также обработке ее на гравийно-сортировочной установке будет происходить обогащение сырья за счет удаления глинистых и пылевидных частиц.
. Учитывая выводы, содержащиеся в Справке (Приложение к протоколу), о том, что при добыче песков и песчано-гравийного материала определенным методом будет происходить обогащение сырья, а также принимая во внимание, что Обществом ежегодно перечислялся налога на добычу полезных ископаемых, в том числе и за добытый песок, оснований полагать, что допущенное нарушение причинило ущерб имущественным и иным интересам государства, по мнению апелляционной коллегии, не имеется.
Апелляционная коллегия также принимает во внимание, что Общество в период с 2016 года по 2018 год регулярно представляло в Министерство отчеты по форме 5-ГР, где показывало объемы добытого строительного песка, а также платежи за пользование недрами на все объемы добытых запасов. Таким образом, Министерство имело полную информацию о деятельности Общества, однако, не предпринимало каких-либо действий для пресечения правонарушения. Более того, в отношении 2016 и 2017 годов срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Общество является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, в материалах дела отсутствуют неоспоримые доказательства причинения обществу и государству ущерба, либо угрозы его причинения, апелляционная коллегия полагает возможным в рассматриваемом случае заменить административный штраф на предупреждение. По мнению суда апелляционной инстанции, такое наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2020 по делу N А21-16495/2019 изменить.
Постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 05.12.2019 о назначении административного наказания по делу N 149/19 об административном правонарушении изменить в части назначения наказания, заменив штраф на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-16495/2019
Истец: ООО "КАРЬЕР"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7254/2023
11.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2066/2023
28.12.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-16495/19
11.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17345/20
01.06.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-16495/19