г. Владимир |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А79-2177/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б, Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Моргаушского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19 июня 2020 года по делу N А79-2177/2020, принятое по заявлению Большесундырского районного потребительского общества к администрации Моргаушского района Чувашской Республики, третье лицо: администрация Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, о признании незаконным решения администрации, содержащееся в письме от 23.01.2019 N 327, об отказе Большесундырскому райпо в выкупе земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185, находящегося по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенною в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, Кадикасинское сельское поселение, д. Калайкасы, вид разрешенного использования: Туристическое обслуживание, обшей площадью 1539кв.м.; об обязании администрации подготовить и направить в срок, не превышающий тридцать дней с даты вступления в законную силу решения суда, в адрес Болышесундырского райпо проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Большесундырское районное потребительское общество (далее - Большесундырское райпо, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Администрации Моргаушского района Чувашской Республики (далее - Администрация, ответчик), которым просило: - признать незаконным решение Администрации, содержащееся в письме от 23.01.2019 N 327, об отказе Большесундырскому райпо в выкупе земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185, находящегося по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенною в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, Кадикасинское сельское поселение, д. Калайкасы, вид 2 А79-2177/2020 разрешенного использования: Туристическое обслуживание, обшей площадью 1539 кв.м.; - обязать Администрацию подготовить и направить в срок, не превышающий тридцать дней с даты вступления в законную силу решения суда, в адрес Болышесундырского райпо проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19 июня 2020 года по делу N А79-2177/2020 требования удовлетворены. Отказ Администрации Моргаушского района Чувашской Республики, изложенный в письме от 23.01.2020 N 327 признан незаконным. Администрацию Моргаушского района Чувашской Республики суд обязал в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Большесундырскому районному потребительскому обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185. С Администрации Моргаушского района Чувашской Республики в пользу Большесундырского районного потребительского общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлине.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Моргаушского района Чувашской Республики обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Арбитражного суда Чувашской Республики от 19 июня 2020 года по делу А79-2177/2020 и принять новый судебный акт.
Ответчик считает вынесенное решение подлежащим отмене, поскольку судом не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, не оценены доказательства в соответствии с требованиями АПК РФ в их совокупности и взаимной связи применительно к установленным обстоятельствам и с учетом этих обстоятельств неверно разрешен спор.
От Большесундырского райпо поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу администрации Моргаушского района Чувашской Республики без удовлетворения. По мнению заявителя, решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.06.2020 вынесено на основании представленных материалов, с учетом их анализа и оценки.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению N 230719/0067284/01 от 28.08.2019 между Администрацией (арендодатель) и Большесундырским райпо (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 171 от 09.09.2019.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 21:17:070802:185, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно Ориентира, расположенного в границах земельною участка. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика Чувашия, Моргаушский район, Кадикасинское сельское поселение, д. Калайкасы, вид разрешенного использования: Туристическое обслуживание, общей площадью 1539 кв.м.
Пунктом 1.3 договора установлено, что параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства определены в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района, утвержденными решением Собрания депутатов сельского поселения от 17.09.2012 N С-27/2 (с изм. от 28.12.2016 NС15/1, от 20.06.2018 NС-33/2). Тип зоны: Р-1 - Зона рекреационного назначения. Градостроительный план земельного участка утвержден постановлением администрации Кадикасинского сельского поселения N 56 от 12.07.2019.
Пунктом 4.4.2 договора установлена обязанность арендатора использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Большесундырским райпо для использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием был разработан проект размещения туристического объекта - кемпинг и согласно проекту построен объект недвижимости: "Магазин в составе кемпинга", площадью 17,3 кв.м., с кадастровым номером 21:17:070802:313, который введен в эксплуатацию и зарегистрирован на праве собственности за Большесундырским райпо 18.12.2019, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
25 декабря 2019 Большесундырское райпо обратилось в Администрацию Моргаушского района с просьбой предоставить указанный земельный участок в собственность без торгов согласно п. 2 ч. 6 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Администрация Моргаушского района в своем письме N 327 от 23.01.2020 подтвердила факт наличия на спорном земельном участке зарегистрированного на праве собственности объекта недвижимости. Также Администрация указала, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района, утвержденными решением Собрания депутатов сельского поселения от 17.09.2012 N С-27/2 (с изм. от 28.12.2016 NС15/1, от 20.06.2018 NС-33/2), тип зоны: Р-1 - зона рекреационного назначения; предельная этажность зданий, строении, сооружений, этаж 1; предельные размеры земельных участков (мин.-макс), га мин. - 0,1; максимальный процент застройки. % - 80; минимальные отступы до границ смежного земельного участка (иные показатели) - 3. Вместе с тем, ссылаясь на пункт 1 ст. 39.16 ЗК РФ, Администрация сообщила об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185, указав, что заявитель не обосновал площадь земельного участка, занятую объектом (объект площадью 17,3 кв.м. занимает только 1,12% общей площади земельного участка площадью 1539 кв.м.) и не представил документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Большесундырского райпо с заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
В обоснование заявленных требований указано, что между Администрацией (арендодатель) и Большесундырским райпо (арендатор) 09.09.2019 заключен договор аренды земельного участка N 171, согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 21:17:070802:185, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно Ориентира, расположенного в границах земельною участка. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, Кадикасинское сельское поселение, д. Калайкасы, вид разрешенного использования: Туристическое обслуживание, общей площадью 1539 кв.м. Пунктом 1.3 договора закреплено, что параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства: определены в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кадикасинского сельскою поселения Моргаушского района, утвержденными решением Собрания депутатов сельского поселения от 17.09.2012 N С-27/2 (с изм. от 28.12.2016 NС15/1, от 20.06.2018 NС-33/2). Тип зоны: Р-1 - Зона рекреационного назначения; Предельная этажность зданий, строений, сооружений, этаж 1: Предельные размеры земельных участков (мин.-макс), га - мин. - 0,01: Максимальный процент застройки, % - 80: Минимальные отступы до границ смежного земельного участка (иные показатели) - 3. Градостроительный план земельного участка утвержден постановлением администрации Кадикасинского сельского поселения N 56 от 12.07.2019. В Российской Федерации на основании ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" во взаимосвязи с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.07.2018 N 429-ст утвержден ГОСТ Р 58187-2018 "Туристские услуги. Кемпинги. Общие требования", которым определены следующие понятия: п. 3.1 кемпинг: Огороженная территория с контролируемым доступом для размещения туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов; п. 3.2 объект кемпинг размещения: Некапитальное сооружение или участок земли (питч), используемые для размещения и отдыха туристов и кемпинге; п. 3.3 питч: Объект кемпинг - размещения, представляющий собой выделенную, обозначенную и оборудованную (благоустроенную) площадку в составе кемпингов или кемпстоянок для размещения туристов, имеющую определенные параметры и характеристики; п. 3.4 кемпстоянка: Огороженная территория с контролируемым доступом для размещения туристов на питчах с предоставлением минимальных услуг для кратковременного пребывания (до 24 ч) и отдыха туристов. В соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства Большесундырским райпо для использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием разработан проект размещения туристического объекта - кемпинг и согласно проекту построен объект недвижимости: "Магазин в составе кемпинга", площадью 17,3 кв.м. с кадастровым номером 21:17:070802:313, который введен в эксплуатацию и зарегистрирован на праве собственности. Кроме того, в составе объекта - кемпинг имеется автостоянка из асфальтового замощения, которое является улучшением земельного участка. Также согласно проекту предполагается установка некапитальных вспомогательных объектов (туалеты, беседки и др.), которые в комплексе образуют единый объект туристической деятельности. После этого 25.12.2019 Большесундырское райпо обратилось в Администрацию Моргаушского района с просьбой предоставления земельного участка в собственность без торгов согласно ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Администрация Моргаушского района в письме N 327 от 23.01.2020, констатировав факт наличия на спорном земельном участке зарегистрированного на праве собственности объекта недвижимости, сообщила об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185, так как земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений, а также в связи с отсутствием обоснования площади земельною участка, занятой объектом (объект площадью 17,3 кв.м. занимает только 1,12% общей площади земельного участка площадью 1539 кв.м.) и документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения тортов, на основании пункта 1 ст. 39.16 ЗК РФ. Заявитель считает указанный отказ незаконным, поскольку Большесундырское райпо является собственником объекта недвижимости "Магазин в составе кемпинга" площадью 17,3 кв.м. с кадастровым номером 21:17:070802:313, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 21:17:070802:185. Таким образом, с учетом положений норм пункта 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Большесундырское райпо обладает исключительным правом на приобретение земельного участка 21:17:070802:185 в собственность. Кроме того, статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгом. Среди оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящеюся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов не предусмотрены такие основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, как соотношение занимаемой плошали земельного участка к площади объекта недвижимости и представление документов на подтверждение право заявителя на приобретение земельною участка. Министерством экономического развития Российской Федерации даны разъяснения по вопросу выкупа застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий (письмо от 25.06.2015 N Д23и-2954), которые подтверждают, что у правообладателя застроенного земельного участка, который в существующих границах значительно превосходит площадь застройки расположенных на нем зданий, имеется право выкупа всего земельного участка. Какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством Российской Федерации не установлено. Более того, действующее земельное законодательство не содержит такого понятия, как "соразмерность площади земельного участка". Вопрос о соразмерности площади земельного участка расположенному на нем объект) недвижимости по своей сути сводится к вопросу о предельных (максимальных и минимальных) размерах участка. В свою очередь, статьями 11.2 и 11.3 Земельного кодекса РФ определен порядок образования земельных участков. В силу части 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Согласно пункту 8 статьи 1, пункту 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительные регламенты устанавливаются (утверждаются) в составе правил землепользования и застройки. Также образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, закреплено в статье 13 Правил землепользования и застройки Кадикасинского сельскою поселения Моргаушского района. Одновременно, в статье 44 ПЗЗ поселения закреплен градостроительный регламент рекреационной зоны (Зона рекреационного назначения (Р-1)), согласно которому установлены виды разрешенного использования земельных участком и объектов капитальною строительства, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитальною строительства, в том числе, для вида разрешенного использования земельного участка "Туристическое обслуживание" установлены предельные размеры земельного участка (мин.) - мин. 0,1. При указанных обстоятельствах использования спорного земельного участка (а именно, застройка объектом недвижимости и установки нестационарных и вспомогательных объектов) его раздел без нарушения целостности объекта туристической деятельности и действующих норм земельного и градостроительного законодательства не возможен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Администрации Моргаушского района Чувашской Республики, изложенный в письме от 23.01.2020 N 327, о выкупе земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В целях устранения нарушенных прав заявителя, вызванных отказом, суд первой инстанции посчитал возможным обязать Администрацию Моргаушского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Большесундырскому районному потребительскому обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (пункт 7 статьи 39.17 ЗК РФ).
В статье 39.16 ЗК РФ перечислены основания, при которых администрация принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду (заключение соответствующих договоров) для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ Большесундырское райпо имеет исключительное право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка без торгов.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Данная статья не предусматривает такого основания для отказа, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества, не предусмотрена и необходимость предоставления документа, обосновывающего такое соответствие, в целях предоставления земельного участка.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, что касается застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, то исходя из грамматического толкования положений ЗК РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.3) у правообладателя такого земельного участка имеется право выкупа всего земельного участка.
Какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством Российской Федерации не установлено (письма от 3 июля 2015 г. N Д23и-3084, от 25 июня 2015 г. N Д23и-2954).
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования 5.2.1 "Туристическое обслуживание" предполагает размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей.
Судом установлено, что в соответствии с условиями договора аренды, требованиями земельного и градостроительного законодательства Большесундырским райпо для использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием был разработан проект размещения туристического объекта - кемпинг и согласно проекту построен объект недвижимости: "Магазин в составе кемпинга", площадью 17,3 кв.м. с кадастровым номером 21:17:070802:313, который введен в эксплуатацию и зарегистрирован на праве собственности.
Кроме того, в составе объекта - кемпинг имеется автостоянка из асфальтового замощения, которое является улучшением земельного участка. Также согласно проекту предполагается установка некапитальных вспомогательных объектов (туалеты, беседки и др.), которые в комплексе образуют единый объект туристической деятельности.
При этом обязанности построить иные объекты недвижимости ни аукционная документация, ни договор аренды N 171 от 09.09.2019 не предусматривали.
Кроме того, действующее земельное законодательство не содержит такого понятия, как "соразмерность площади земельного участка".
Вопрос о соразмерности площади земельного участка расположенному на нем объект) недвижимости по своей сути сводится к вопросу о предельных (максимальных и минимальных) размерах участка.
Согласно пункту 8 статьи 1, пункту 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются (утверждаются) в составе правил землепользования и застройки.
В статье 43 Правил землепользования и застройки Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района, утвержденным решением Собрания депутатов сельского поселения от 28.12.2016 N С-15/1, закреплен градостроительный регламент рекреационной зоны (Зона рекреационного назначения (Р-1)), согласно которому установлены виды разрешенного использования земельных участком и объектов капитальною строительства, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитальною строительства, в том числе, для вида разрешенного использования земельного участка 5.2.1 "Туристическое обслуживание" установлены предельные размеры земельного участка (мин.) - мин. 0,1.
При указанных обстоятельствах использования спорного земельного участка (а именно, застройка объектом недвижимости и установки нестационарных и вспомогательных объектов) его раздел без нарушения целостности объекта туристической деятельности и действующих норм земельного и градостроительного законодательства не возможен.
Согласно представленному заявителем заключению землеустроительной экспертизы N 70-2020, подготовленному ООО "Чуваштехкадастр", размер и конфигурация участка, необходимого для содержания и эксплуатации объекта "Кемпинг", расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185, соответствует настоящим характеристикам участка.
Согласно действующему на момент обращения Большесундырского райпо с заявлением в Администрацию законодательству разделить существующий участок с кадастровым номером 21:17:070802:185 площадью 1539 кв.м. невозможно, так согласно Правилам землепользования и застройки невозможно в результате такого раздела образовать несколько участков с площадью не менее 1000 кв.м. каждый.
Доказательств невозможности предоставления заявителю земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, как и доказательств того, что площадь спорного земельного участка превышает необходимую для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта, доказательств возможного использования земельного участка меньшей площади для эксплуатации указанного объекта, ответчиком в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация незаконно отказала Большесундырскому райпо в выкупе земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185, находящегося по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенною в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, Кадикасинское сельское поселение, д. Калайкасы, вид 2 А79-2177/2020 разрешенного использования: Туристическое обслуживание, обшей площадью 1539 кв.м.
Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
В целях устранения нарушенных прав заявителя, вызванных отказом, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности обязать Администрацию Моргаушского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Большесундырскому районному потребительскому обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:17:070802:185.
Суд апелляционной инстанции считает, что примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19 июня 2020 года по делу N А79-2177/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Моргаушского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2177/2020
Истец: Большесундырское районное потребительское общество Моргаушского района
Ответчик: Администрация Моргаушского района Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЧР