Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 ноября 2020 г. N Ф03-4774/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А24-2454/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-5105/2020
на решение от 22.07.2020
судьи Д.В. Курмачева
по делу N А24-2454/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" (ИНН 4101111674, ОГРН 1064101065005)
о признании части 1 представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края (ИНН 4101124539, ОГРН 1084101003095) от 10.06.2019 N 17 недействительной,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Агентство по обращению с отходами Камчатского края (ИНН 4101177700, ОГРН 1164101057823),
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" (далее - заявитель, ГУП "Спецтранс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной части 1 представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, КСП КК, Контрольно-счетная палата) от 10.06.2019 N 17.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 04.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по обращению с отходами Камчатского края (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Дополнительным решением арбитражного суда от 07.08.2020 с Контрольно-счетной палаты в пользу ГУП "Спецтранс" взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Контрольно-счетная палата обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что нормы статьи 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации распространяются исключительно на участников бюджетного процесса, к каковым ГУП "Спецтранс" не относится. Соответственно, оспаривать представление КСП КК от 10.06.2019 N 17, в части неэффективного использования бюджетных средств, вправе в данном случае только само Агентство, а не ГУП "Спецтранс". При этом, Агентству в удовлетворении требований было отказано в связи с пропуском срока обращения в суд в рамках дела N А24-6441/2019.
Также приводит доводы о том, что при принятии оспариваемого решения арбитражный суд вышел за пределы заявленных ГУП "Спецтранс" требований, что не предусмотрено нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и является их существенным нарушением.
Ссылаясь на принятые судебные акты судов общей юрисдикции, указывает, что факт нарушения Агентством пункта 14 Порядка предоставления субсидии, утвержденного приказом Агентства от 29.05.2018 N 31, доказан.
Приказ N 41 от 03.07.2018 официально опубликован только 28.02.2019, в связи с чем не может распространять свое действие на 2018 финансовый год.
Полагает, что независимо от того, что нецелевого и неэффективного использования средств субсидии не установлено, сам факт нарушения условий её предоставления является основанием для возврата субсидии в бюджет.
Кроме того, материалами дела не нашло своего подтверждения тяжелого финансового положения ГУП "Спецтранс" на момент предоставления субсидии.
К апелляционной жалобе Контрольно-счетной палатой приложены дополнительные документы, а именно: решение Камчатского краевого суда от 08.07.2020 по делу N 7-33/2020, постановление Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18.05.2020 по делу N 5-214/2020; бухгалтерский баланс ГУП "Спецтранс" на 31.12.2018 и на 30.09.2019, отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2018 года и за январь-сентябрь 2019 года, а также судебные акты по делу N А24-6441/2019.
Агентство и ГУП "Спецтранс" представили письменные возражения по доводам жалобы, поступившие через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенные к материалам дела, в которых каждый в отдельности просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, от представителя Контрольно-счетной палаты поступило ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о приобщении дополнительных документов, апелляционный суд на основании статей 159, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о его частичном удовлетворении, в результате чего в материалы дела приобщены как связанные с обстоятельствами спора и представленные в обоснование доводов апелляционной жалобы следующие документы: решение Камчатского краевого суда от 08.07.2020 по делу N 7-33/2020, постановление Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18.05.2020 по делу N 5-214/2020; бухгалтерский баланс ГУП "Спецтранс" на 31.12.2018 и на 30.09.2019, отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2018 года и за январь-сентябрь 2019 года.
В удовлетворении ходатайства о приобщении судебных актов по делу N А24-6441/2019 апелляционный суд на основании статей 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал, поскольку они находятся в общем свободном доступе.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 30.01.2019 по 28.02.2019 Контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края" государственной программы Камчатского края "Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае", по результатам которого вынесено представление от 10.06.2019 N 17.
В ходе проведения названного контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой выявлены допущенные Агентством нарушения:
- части 7 статьи 5 Закона Камчатского края от 01.07.2014 N 478 "О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края", а именно: Агентством не обеспечено официальное опубликование приказа от 03.07.2018 N 41 в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в 2018 финансовом году;
- части 14 Приказа Агентства от 29.05.2018 N 31 "Об утверждения Порядка предоставления субсидии юридическим лицам, осуществляющим функции регионального оператора в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, понесенных, но не учтенных в необходимой валовой выручке, направленных на выполнение работ (оказание услуг) по обращению с отходами, а также затрат на приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживанию отходов производства и потребления" (в редакции с 16.06.2018 по 10.03.2019), выраженного в том, что при заключении соглашения от 02.07.2018 N 46 завышен размер субсидий на финансовое обеспечение затрат ГУП "Спецтранс", связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 5 887,1 тыс. руб. в связи с включением затрат по оплате НДС;
- части 14 Порядка N 31 (в редакции с 16.06.2018 по 10.03.2019), а именно: при заключении дополнительного соглашения от 25.09.2018 N 18 к соглашению от 02.07.2018 N 46 завышен размер субсидий на финансовое обеспечение затрат ГУП "Спецтранс", связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств на сумму 591,5 тыс. руб. в связи с включением затрат по оплате НДС.
В связи с вышеуказанным Контрольно-счетная палата пришла к выводу о нарушении Агентством принципа эффективности использования бюджетных средств, установленных статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Частью 1 вышеназванного представления Агентству предложено, в том числе, обеспечить возврат в краевой бюджет завышенного объема субсидий в размере 4 436,2 тыс. руб. в связи с неправомерной оплатой суммы НДС по 8-ми заключенным контрактам ГУП "Спецтранс" в 2018 году в нарушении части 14 Порядка предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, утвержденного приказом Агентства от 29.05.2018 N 31 (в редакции с 16.06.2018 по 10.03.2019).
В рамках дела N А24-7597/2019 Агентство обратилось в суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительной части 1 представления от 10.06.2019 N 17.
Решением арбитражного суда по делу N А24-7597/2019 от 14.11.2019, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.05.2020 N Ф03-1443/2020, в удовлетворении требований Агентства отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным обжалуемого ненормативного правового акта.
Письмом от 27.02.2020 N 40-264 Агентство обратилось к ГУП "Спецтранс" с требованием о возврате в краевой бюджет объема субсидии в размере 4 436,2 тыс. руб. во исполнение части 1 представления КСП КК от 10.06.2019 N 17.
Посчитав, что требования Контрольно-счетной палаты, изложенные в части 1 представления от 10.06.2019 N 17, нарушают его права и законные интересы, так как возлагают на него обязанность обеспечить возврат в бюджет Камчатского края полученную субсидию, ГУП "Спецтранс" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтвержден факт целевого и эффективного использования спорной суммы субсидии, в связи с чем нарушение Агентством порядка ее предоставления путем несвоевременного опубликования приказа от 03.07.2018 N 41 не может повлечь за собой таких правовых последствий как возврат субсидии.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 268.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).
К полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относятся, в том числе: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 9 Закона N 6-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются: финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).
Вышеизложенное аналогичным образом закреплено в Законе Камчатского края от 16.09.2011 N 658 "О Контрольно-счетной палате Камчатского края" (далее - Закон N 658), в соответствии со статьей 4 которого КСП Камчатского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Камчатского края.
С учетом приведенных норм оспариваемое представление от 10.06.2019 N 17 выдано Контрольно-счетной палатой в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением предъявляемых требований.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Агентством и ГУП "Спецтранс" сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые, в том числе, явились предметом проверки КСП КК и подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Камчатского края от 20.11.2017 N 488-П утверждена государственная программа Камчатского края "Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае".
Согласно пункту 1.7 Раздела 1 названной программы в рамках реализации Подпрограммы 1 предоставляются субсидии юридическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных со строительством (созданием) объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров.
Пунктом 1.8 Раздела 1 указано, что порядок предоставления субсидии на цели, указанные в части 1.7 настоящего раздела, утверждается приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края.
Приказом от 29.05.2018 N 31 Агентством по обращению с отходами Камчатского края утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказания услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее - Порядок предоставления субсидии, Порядок N 31).
В соответствие с пунктом 14 названного Порядка субсидия представляется в размере 99% от стоимости приобретаемой (приобретенной) техники, оборудования и специализированных транспортных средств (без учета НДС), носит целевой характер и не может быть использована на цели, не указанные в части 1 настоящего Порядка (пункт 15).
Пунктами 4, 17 Порядка предусмотрено, что получатель субсидии обеспечивает расходование средств субсидии исключительно на цели в соответствии с условиями соглашения; в сроки, установленные соглашением, предоставляет отчет об использовании средств субсидии, письмо с обоснованием необходимости приобретения техники, оборудования, специализированных транспортных средств и копии других документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, в том числе копии договоров поставки (купли-продажи) техники, оборудования, специализированных транспортных средств (при отсутствии - проекты указанных договоров).
В случае нарушения получателем субсидий условий, установленных настоящим порядком, субсидии подлежат возврату в краевой бюджет на лицевой счет Агентства в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления Агентства (пункт 19 Порядка N 31).
Из материалов дела следует, что 19.06.2018 ГУП "Спецтранс" в адрес Агентства направлена заявка о предоставлении субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 39 500,2 тыс. руб., содержащую расчеты обоснования начальной максимальной цены контракта и скан-копии коммерческих предложений на общую сумму 39 899,1 тыс. руб. с учетом НДС.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок от 25.06.2018 Агентством принято решение предоставить заявителю вышеуказанную субсидию в размере 39 500 134 руб.
В целях исполнения условий государственной программы "Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае", утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 20.11.2017 N 488-П, между Агентством и ГУП "Спецтранс" 02.07.2018 заключено соглашение о реализации Закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 39 500,134 тыс. руб., с учетом дополнительных соглашений N 1 от 25.09.2018, N 2 от 24.10.2018, N 3 от 26.11.2018, N 4 от 24.12.2018 (раздел 1, пункт 2.1 соглашения).
Согласно разделу 5 "Права и обязанности сторон" вышеуказанного соглашения получатель обязан предоставлять распорядителю как получателю бюджетных средств документы, необходимые для предоставлении субсидии, а также направлять средства субсидии на финансовое обеспечение расходов, установленных в Порядке предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения перечисление субсидии осуществляется распорядителем как получателем бюджетных средств на счет получателя, открытый в кредитной организации.
Получатель обязуется, в том числе, направлять средства субсидии на финансовое обеспечение расходов, установленных Порядком ее предоставления (пункта 5.3.1); обеспечить представление главному распорядителю как получателю бюджетных средств отчетность не позднее 15 января, следующего за отчетным (пункт 5.3.5 Порядка).
Факт предоставления Агентством заявителю субсидии подтвержден материалами дела, а именно: платежными поручениями N 645962 от 14.11.2018, N 3077 от 25.12.2018, N 34613 от 27.12.2018.
Отчетом по результатам контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края" государственной программой Камчатского края "Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае", утвержденным Коллегией Контрольно-счетной палаты Камчатского края (протокол от 03.06.2019 N 14) от 03.06.2019, подтверждается, что все выделенные в рамках соглашения бюджетные средства (субсидия) были направлены ГУП "Спецтранс" по целевому назначению.
В доказательство предоставления результативности субсидии в рамках соглашения в материалы дела представлены следующие документы: акт приема передачи товара по контракту на поставку от 12.10.2018 N 0538300000318000084_275636 от 23.10.2018, платежное поручение от 15.11.2018 N 3024, акт приема передачи товара по контракту на поставку от 30.10.2018 N 0538300000318000086_275636 от 17.12.2018, платежное поручение от 26.12.2018 N 3534, акт приема передачи товара по контракту на поставку от 09.01.2019 N 0538300000318000069_275636 от 29.09.2018, платежное поручение от 11.01.2019 N 44, акт приема передачи товара по контракту на поставку от 16.01.2019 N 0538300000318000070_275636 от 06.09.2018, платежное поручение от 22.01.2019 N 147, акт приема передачи товара по контракту на поставку от 15.02.2019 N0538300000318000072_275636 от 17.09.2018, платежное поручение от 18.02.2019 N 611.
Контрольно-счетной палатой не оспаривается факт целевого и эффективного использования ГУП "Спецтранс" полученной субсидии.
В связи с чем совокупность изложенных обстоятельств позволяет апелляционному суду признать правомерными выводы суда первой инстанции о том, что все необходимые условия соглашения по расходованию выделенных средств субсидии, подтверждающие их целевое использование, заявителем выполнены в полном объеме, обязательства по обеспечению целевых показателей результативности и эффективности использования предоставленной из краевого бюджета субсидии ГУП "Спетранс" в установленный срок исполнило, что свидетельствует о целевом и эффективном использовании (расходовании) бюджетной субсидии.
Оценив заявленный в апелляционной жалобе довод Контрольно-счетной палаты о том, что приказ от 03.07.2018 N 41 был опубликован в официальном печатном издании только 28.02.2019 и в силу статьи 5 Закона Камчатского края от 01.07.2014 N 478 "О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края" вступил в силу с 11.03.2019, в связи с чем, являясь актом бюджетного законодательства, не имеет обратной силы и подлежит применению к отношениям, возникшим после введения его в действие, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что письмом от 21.06.2018 N 639 ГУП "Спецтранс" обратилось к Агентству с целью рассмотрения возможности внесения изменений в приказ N 31 от 29.05.2018 до начала его правоприменения в части исключения из пункта 14 слов "без учета НДС", в связи с отсутствием у предприятия финансовой возможности самостоятельного покрытия НДС.
На основании вышеназванного письма приказом Агентства от 03.07.2018 N 41 внесены изменения в приказ N 31 от 29.05.2018 и исключены слова "без учета НДС".
Согласно пункту 2 названного приказа последний вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 19.06.2018.
Действительно, в силу части 4 статьи 5 Закона Камчатского края от 01.07.2014 N 478 "О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края" официальное опубликование закона или иного нормативного правового акта, за исключением постановления Законодательного Собрания, осуществляется на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) - в течение 10 дней со дня его подписания и в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости" - в течение 30 дней со дня его подписания.
Из материалов дела следует, что спорный приказ N 41 от 03.07.2018 опубликован в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости" N 39-41 (4905-4907) (страница 24) только 28.02.2019.
До этого он был размещен на Едином портале проектов нормативно-правовых актов и направлен в Управление пресс-службы Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края для официального опубликования, что подтверждается письмом Агентства от 03.07.2018 N 40-671.
Между тем, на момент проведения КСП КК контрольных мероприятий нормативный правовой акт (приказ N 41 от 03.07.2018 о внесении изменений в приказ N 31 от 29.05.2018 в части исключения слов "без учета НДС") уже был официально опубликован. В ходе проверки Агентством были представлены все необходимые документы, подтверждающие основания предоставления ГУП "Спецтранс" субсидии с учетом НДС, а также её целевое использование последним.
В связи с чем апелляционный суд приходит к выводу, что обоснованный довод Контрольно-счетной палаты о несвоевременном опубликовании вышеназванного приказа N 41 от 03.07.2018 в установленном законом порядке, тем не менее, не свидетельствует о наличии безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку не подтверждает ошибочности выводов суда первой инстанции.
Допущенное Агентством нарушение, в силу установленных материалами дела обстоятельств, возможно признать формальным, а требование КСП КК возвратить спорную сумму субсидии - нарушающим правовую определенность лица, добросовестно реализовавшего проект, направленный на организацию и приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, в рамках программы "Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края" государственной программы Камчатского края "Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае", направленных на разрешение социально значимых проблем.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда, что в рассматриваемом случае обеспечение возврата субсидии с учетом установленных фактических обстоятельств по делу противоречит целям ее предоставления.
Доводы заявителя жалобы о том, что ГУП "Спецтранс" не является участником бюджетного процесса, и, соответственно, положения, установленные статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, на него не распространяются, основаны на неверном толковании норм права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционный суд приходит к выводу, что нормы Бюджетного Кодекса Российской Федерации распространяются на все субъекты бюджетных правоотношений (физические и юридические лица), осуществляющие расходы бюджетов бюджетной системы, а не только на субъекты, имеющие правовой статус участников бюджетного процесса.
В рассматриваемом случае выводы Контрольно-счетной палаты в части 1 оспариваемого представления непосредственно затрагивают права и интересы заявителя, в связи с чем ГУП "Спецтранс" не может быть лишено избранного способа защиты, предусмотренного статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, путем оспаривания и признания недействительным ненормативного правового акта заинтересованного лица.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, арбитражный суд рассматривает дело и принимает судебный акт по существу спора, исходя из заявленных истцом предмета и оснований требований, за пределы которых суд выходить не вправе.
Из материалов дела следует, что суд рассмотрел заявление ГУП "Спецтранс" в пределах заявленных им требований о признании недействительной части 1 представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 10.06.2019 N 17.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений со стороны суда первой инстанции при принятии спорного решения, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии со стороны арбитражного суда должной оценки позиции заявителя о трудном финансовом положении в момент предоставления субсидии и реальной возможности возместить спорную сумму завышенного объема предоставленной субсидии подлежат судебной коллегией отклонению, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения данного дела и не связаны с настоящим спором по существу.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, с учетом имеющихся в деле доказательств, эффективности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера, а также ввиду отсутствия преюдициального значения для рассматриваемого спора, ссылки апелляционной жалобы на решения судов общей юрисдикции, которыми руководитель Агентства был привлечен к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.
Доводы Контрольно-счетной палаты со ссылкой на иную судебную практику арбитражных судов, апелляционной коллегией не принимается во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.07.2020 (с учетом дополнительного решения от 07.08.2020) по делу N А24-2454/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2454/2020
Истец: ГУП Камчатского края "Спецтранс"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Камчатского края
Третье лицо: Агентство по обращению с отходами Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4774/20
15.09.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5105/20
07.08.2020 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-2454/20
22.07.2020 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-2454/20