Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф05-20610/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А41-4881/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ИП Севастьяненко В.Е.: Краснов Ю.Б., представитель по доверенности от 04.10.2018;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Гоева Н.М., представитель по доверенности от 15.06.2020;
от Администрации Можайского городского округа Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Зарубина Э.А., представитель по доверенности от 26.08.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2020 по делу N А41-4881/20, принятое по заявлению ИП Севастьяненко В.Е. к Комитету лесного хозяйства Московской области, третьи лица: Администрация Можайского городского округа Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Севастьяненко В.Е. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным решения Комитета лесного хозяйства Московской области от 24.10.2019 г. об отказе в предоставлении Севастьяненко Владимиру Евграфовичу государственной услуги о приведении в соответствие Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090511:58.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.06.2020 по делу N А41-4881/20 требования ИП Севастьяненко В.Е. удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы третье лицо сослалось на то, что судом первой инстанции оставлен без внимания тот факт, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Мособлкомлеса, земельный участок с КН 50:18:0090511:58 имеет пересечения с землями лесного фонда.
Также с апелляционной жалобой обратился Комитет лесного хозяйства Московской области, в которой он просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что настоящий спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
В судебном заседании представители Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ИП Севастьяненко В.Е. в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители Администрации Можайского городского округа Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Севастьяненко В.Е. принадлежит доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0090511:58 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь: 64 000 кв.м, местоположение объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д.Цезарево, участок находится примерно в 1300 м от ориентира по направлению на юго- восток, почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н Можайский, сельское поселение Юрловское, д.Цезарево). Размер доли составляет
Исходя из сведений, опубликованных на странице официального интернет-сайта Комитета лесного хозяйства Московской области, заявителем было выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0090511:58 с землями лесного фонда.
9 октября 2019 года заявитель посредством официального интернет-портала государственных услуг обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о приведении в соответствие Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.
24 октября 2019 года Комитетом лесного хозяйства Московской области было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги (копия прилагается). В обоснование отказа Комитет указал, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090511:58 принято решение о запрете осуществления регистрационных действий.
Заявитель, полагая, что решение от 24.10.2019 не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности обратился с настоящими требованиями в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, 11.08.2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества
Доводы Федерального агентства лесного хозяйства о наличии пересечений земельного участка с КН 50:18:0090511:58 с землями лесного фонда подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как указывалось ранее, право собственности ИП Севастьяненко В.Е на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0090511:58 было зарегистрировано 25.10.2007, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН от 22.10.2019, в связи с чем, в силу прямого указания закона спорный земельный участок не может относиться к землям лесного фонда.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства было предложено лицам, участвующим в деле рассмотреть вопрос о проведении судебной экспертизы относительно пересечения спорного земельного участка с лесными землями.
Между тем, стороны от проведения экспертизы отказались. В суде апелляционной инстанции ходатайств о проведении экспертиз также не заявляли.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В материалы дела представлены доказательства внесения сведений о лесном участке в Государственный лесной реестр в 2020 году (выписка из Государственного лесного реестра от 04.06.2020). Доказательств иной даты внесения сведений в ГЛР в материалы дела не представлено
Доказательства внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах лесного участка в материалы дела не представлены, в суде первой инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что сведения в ЕГРН не вносились.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В своей апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на то, что настоящий спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, так как не смотря на наличие у Севастьяненко В.Е. статуса индивидуального предпринимателя, с заявлением о предоставлении государственной услуги в Комитет обратилось физическое лицо Севастьяненко В.Е. Кроме того, взысканная с Комитета в пользу предпринимателя государственная пошлина в размере 300 руб., соответствует сумме государственной пошлины, уплаченной физическим лицом для рассмотрения дела в суде общей юрисдикции.
Указанный довод подлежи отклонению, поскольку использование участка носит экономический характер, на момент обращения в суд Севастьяненко В.Е. являлся индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, из выписок ЕГРН (л.д.21-27) следует, что запрет на совершение регистрационных действий установлен в отношении долей иных правообладателей земельного участка.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2020 по делу N А41-4881/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4881/2020
Истец: ИП Севастьяненко Владимир Евграфович
Ответчик: Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Администрация Можайского го МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ