г. Пермь |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А50-24895/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.
судей Лесковец О.В., Гуляевой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца: Суслова Л.Г., паспорт, доверенность от 28.09.2018, диплом;
от ответчика: Казанцева Н.В., удостоверение от 01.02.2019 N 190, доверенность от 17.12.2019, диплом;
от третьего лица, Департамента имущественных отношений администрации города Перми: Казанцева Н.В., удостоверение от 01.02.2019 N 190, доверенность от 25.12.2019, диплом;
от третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми: Костарева М.А., паспорт, доверенность от 19.06.2020, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июня 2020 года по делу N А50-24895/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ИНН 5904176536, ОГРН 1075904022644)
к Администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460),
об обязании обратиться с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов находящихся в городе Перми,
третьи лица: Администрация Свердловского района г. Перми (ИНН 5904080513, ОГРН 1025900918251); Администрация Дзержинского района г. Перми (ИНН 5903004559, ОГРН 1035900350298); Администрация Индустриального района г. Перми (ИНН 5905006167, ОГРН 1025901219200);
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ИНН 5902293883, ОГРН 1125902007043); Департамент имущественных отношений администрации города Перми (ИНН 5902502248, ОГРН 1025900528697),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации города Перми (далее - администрация, ответчик) о возложении обязанности обратиться в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение 60 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми по адресам: ул. Никулина,4 (сети отопления и ГВС, проходящие по подвалу жилого дома), ул. Революции от д.3/5 до дома 3/7 (сети отопления, проходящие между домами), от ТК-36-4-4 до ул. Советской Армии, д. 9а (сети отопления), пр. Парковый, 33, 31/1, 35 (сети отопления, ГВС, проходящие в подвалах жилых домов), пр. Парковый, 20/1 (сети отопления, проходящие в подвале жилого дома), ул. В.Каменского, 2а (сети отопления, ГВС, проходящие в подвале жилого дома), ул. Желябова, 11,17 (сети отопления, ГВС, проходящие в подвалах жилых домов), ул. Желябова, 15,19 (сети отопления, проходящие в подвалах жилых домов), ул. Малкова, 6,8 (сети отопления, проходящие по подвалам жилых домов), ул. Вавилова, 7 (сети отопления, проходящие по подвалу дома), ул. Рабочая 3, 3а, 3б (сети отопления, проходящие по подвалу жилых домов), ул. Мильчакова 25, 29, 31, 33, 28, 32 (сети отопления, проходящие по подвалам жилых домов). Установить денежную сумму, подлежащую взысканию с администрации на случай неисполнения в установленный срок судебного акта в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Свердловского района города Перми, Администрация Дзержинского района города Перми, Администрация Индустриального района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми.
Решением суда от 02.04.2019 исковые требования удовлетворены частично. На администрацию возложена обязанность в порядке, установленном п.3 ст.225 ГК РФ, обратиться в течение 180 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми по адресам: ул. Никулина,4 (сети отопления, проходящие по подвалу жилого дома), пр. Парковый, 35 (сети отопления, ГВС, проходящие в подвалах жилых домов), пр. Парковый, 20/1 (сети отопления, проходящие в подвале жилого дома), ул. В.Каменского, 2а (сети отопления, ГВС, проходящие в подвале жилого дома), ул. Желябова, 11,17 (сети отопления, ГВС, проходящие в подвалах жилых домов), ул. Желябова, 15,19 (сети отопления, проходящие в подвалах жилых домов), ул. Малкова, 6,8 (сети отопления, проходящие по подвалам жилых домов), ул. Вавилова, 7 (сети отопления, проходящие по подвалу дома), ул. Рабочая 3, 3а, 3б (сети отопления, проходящие по подвалу жилых домов), ул. Мильчакова 29, 31, 28, 32 (сети отопления, проходящие по подвалам жилых домов). В удовлетворении остальной части требований отказано. На случай неисполнения судебного акта с ответчика в пользу истца взыскана судебная неустойка в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2019 решение Арбитражного суда Пермского края от 02.04.2018 по делу N А50- 24895/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по тому же делу отменено в части отказа в исковых требований, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края. В остальной части решение Арбитражного суда Пермского края от 02.04.2018 по делу N А50-24895/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по тому же делу оставлено без изменения. В удовлетворении кассационной жалобы администрации города Перми отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 N 309ЭС20-1258 администрации города Перми отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Решением суда от 16.06.2020 исковые требования удовлетворены. На администрацию возложена обязанность в порядке, установленном п.3 ст.225 ГК РФ, обратиться в течение 180 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учёт бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми по адресам: ул. Никулина,4 (сети ГВС, проходящие по подвалу жилого дома), ул. Революции от д. 3/5 до дома 3/7 (сети отопления, проходящие между домами), от ТК-36-4-4 до ул. Советской Армии, д. 9а (сети отопления), пр. Парковый, 33, 31/1 (сети отопления, ГВС, проходящие в подвалах жилых домов), ул. Мильчакова 25, 33 (сети отопления, проходящие по подвалам жилых домов).
Не согласившись с решением суда от 16.06.2020, администрация, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что заключением экспертизы установлено, что не имеют непосредственного присоединения к сетям ООО "ПСК" сети в подвалах МКД: Желябова, 17 (ХВС); - Желябова, 15 (ХВС); - Никулина, 4 (ХВС и ГВС); Желябова, 11/2 (сети отопления); - Мильчакова, 25 (сети отопления), Мильчакова, 33 (сети отопления); - проспект. Парковый, 33 и 31/1 (сети отопления, ХВС, ГВС). С учетом всех уточнений ООО "ПСК" по делу, выводов заключения экспертизы ООО "ПСК" не имело право подачи иска в отношении следующих сетей в подвалах МКД: - Никулина, 4 (ГВС); - ул. Мильчакова, 25 и 33 (сети отопления); проспект Парковый, 33 и 31/1 (сети отопления и ГВС).
Ответчик ссылается на то, что ООО ПСК не является организацией, сети которой непосредственно присоединены к сетям ГВС в подвалах МКД по адресам ул. Никулина, 4 и проспект Парковый, 33 и 31/1, что подтверждается заключением. Таким образом, не имеет правового значения необходимость установления (проверки) осуществления ООО "ПСК" обязательств по поставке ГВС в отношении спорных адресов, поскольку ООО "ПСК" не имеет непосредственного присоединения к сетям ГВС в подвалах МКД, что подтверждено заключением экспертизы. Считает, что расходы ООО "ПСК" на содержание таких сетей не могут быть включены в тариф данной организации в любом случае, поскольку отсутствуют все необходимые признаки установленным в п. 5 ст. 8 ФЗ N 416-ФЗ для ООО "ПСК" (непосредственное присоединение), которые бы позволяли включить такие затраты в тариф на соответствующий период регулирования. Передаточный акт с ООО "ПСК" в отношении таких сетей в силу указанного по п. 5 ст. 8 ФЗ N 416-ФЗ не может быть подписан. Указанное будет противоречить положениям ст. 8 ФЗ N416-ФЗ.
В части сетей отопления (ул. Мильчакова, 25 и 33; пр. Парковый, 33 и 31/1) заявитель жалобы считает, что ООО "ПСК" не предоставило в материалы дела каких-либо доказательств того, что оно реально обслуживает (ремонтирует, реконструирует, проводит капитальный ремонт, т.е. поддерживает в нормативном состоянии) тепловые сети по данным адресам (несут соответствующие расходы (убытки) вне зависимости от факта включения или не включения таких расходов в тариф на соответствующий период регулирования).
В судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, истец с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, представители третьих лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Департамента имущественных отношений администрации города Перми поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии на территории города Перми.
В связи с выявлением бесхозяйных тепловых сетей, имеющих непосредственное присоединение к инженерным сетям общества, последнее обратилось в администрации районов города Перми с просьбой организовать работу по выявлению собственников указанных участков сетей, а в случае отсутствия таковых, начать процедуру постановки на учет данных объектов как бесхозяйного имущества (письма от 20.06.2014 N 60-07-01/666, от 01.07.2014 N 60-07-01/720, от 30.07.2015 N 510191-04-463, от 04.08.2015 N 510191-04-00488, от 16.07.2015 N 510191-04-00398, от 03.06.2015 N 510191-04-00232).
Из ответов администраций районов города Перми, следует, что транзитные участки инженерных сетей, проходящие по подвалам вышеуказанных жилых домов, в соответствии со ст. 134 ГК РФ являются частью единого комплекса инженерных сетей, технологически связаны с наружной системой, в связи с чем, содержание и ремонт являются обязанностью теплоснабжающей организации.
Несогласие истца с указанной позицией, изложенной в письмах администраций районов города Перми, и наличие у спорных объектов недвижимости признаков бесхозяйного имущества, а также мнение, что транзитные участки сетей являются бесхозяйным имуществом, а Администрация города Перми обязана в силу положений ГК РФ обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорных трубопроводов в качестве бесхозяйных, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении спорными являются участки трубопроводов, находящихся в городе Перми по адресам: ул. Никулина, 4 (сети ГВС, проходящие по подвалу жилого дома), ул. Революции от д. 3/5 до дома 3/7 (сети отопления, проходящие между домами), от ТК-36-4-4 до ул. Советской Армии, д. 9а (сети отопления), пр. Парковый, 33, 31/1, (сети отопления, ГВС, проходящие в подвалах жилых домов), ул. Мильчакова 25, 33, (сети отопления, проходящие по подвалам жилых домов).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил наличие у спорных объектов недвижимости признаков бесхозяйного имущества, а у Администрации города Перми обязанности в силу положений ст.225 ГК обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет сетей отопления в качестве бесхозяйных.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 указанной статьи).
Как следует из имеющегося в материалах дела договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008, заключенного между МУП "Пермгоркоммунтепло", и приложений к договору, в собственность сетевой компании переданы тепловые трассы, инженерные сети, предназначенные для теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения. На основании указанного договора, дополнительного соглашения N 1 к нему за ООО "ПСК" зарегистрировано право собственности на указанные объекты.
В обоснование отсутствия собственника у спорных сетей истцом в материалы дела представлены: выписки из ЕГРН (т.3 л.д 42-58); решение Свердловского районного суда города Перми от 16.05.2016 по делу N 2-2526/2016, которым на ООО "ПСК" возложена обязанность по содержанию и эксплуатации в том числе сетей ГВС, проходящих по подвалу жилого дома по ул. Никулина, 4, как на поставщика ресурса (т. 7, л.д. 67-69); выписки из Схемы теплоснабжения города Перми на 2018 год, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 18.05.2017 N 432 (т. 10, л.д. 28, 34, 43) и согласованной Администрацией города Перми, которая размещена на портале Администрации города Перми http://wvwv.qorodperm.ru/actions/ikh/Razvitie%20infrastrukturi/teplo/schema201 8/ и актуализированной схемой теплоснабжения города Перми на 2019 год, размещенной на портале Администрации города Перми http://www.qorodperm.ru/actions/ikh/Razvitie%20infrastrukturi/teplo/schemal9.
Указанные доказательства ответчиком не опровергнуты (статья 65 АПК РФ).
Обосновывая свою заинтересованность в подаче иска в отношении спорных трубопроводов, которые не имеют непосредственное присоединение к его сетям, истец ссылается на то, что он является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, куда входят спорные бесхозяйные тепловые сети.
Из представленных истцом в материалы дела схем присоединения спорных сетей и сетей, принадлежащих ООО "ПСК" (т. 6, л.д. 1-83, 119-126), видно, что поставка ресурса невозможна без использования бесхозяйных сетей.
Согласно Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (п. 88). Значение компонента на тепловую энергию включает в себя в том числе стоимость потерь тепловой энергии в 1ВУбопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от Центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (п. 92 Основ).
Аналогичный порядок расчета тарифа установлен Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012.
Таким образом, все потери, возникающие на бесхозяйных сетях, не переданных в эксплуатирующую организацию, являются прямыми и некомпенсируемыми убытками истца.
С целью сокращения потерь, ООО "ПСК" вынуждено обеспечивать аварийный ремонт бесхозяйных сетей, что также является убытками истца, т.к. действующим законодательством не предусмотрен учет затрат, понесенных на чужое имущество.
Факт оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению подтверждается следующими документами:
- ул. Никулина,4 - МКД находится на прямых расчетах с 01.08.2016 (уведомление о расторжении 33-202В прилагается), что соответствует п. 17 Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011;
- ул. Революции д.3/5- договор 61-5775, 3/7- договор 61-5772;
- пр. Парковый, 33, 31/1- договор отсутствует, собственниками выбран способ управления-непосредственное управление (НУ), МКД находятся на прямых расчетах, что соответствует п. 17 Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011;
- ул. Мильчакова 25- договор 62-1669, 33- договор отсутствует, собственниками выбран способ управления- непосредственное управление (НУ), МКД находятся на прямых расчетах, что соответствует п. 17 Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка).
Порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект в настоящее время разработан и действует в виде Регламента, утвержден постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130.
Названным Регламентом установлены процедуры взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми, которые проводятся в случае непосредственного обнаружения территориальным органом объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество.
Результатом взаимодействия территориальных и функциональных органов администрации города Перми является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми.
Пунктом 2 ст. 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 ст. 125 ГК РФ (приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде), органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 2 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150 "О принятии устава города Перми", город Пермь является муниципальным образованием - Пермским городским округом".
Согласно п.п.8 п. 1 ст. 49 Устава города Перми администрация города Перми осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе в соответствии с действующим законодательством приобретает имущество и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности.
Таким образом, Администрация города Перми является органом, который наделен полномочиями по подаче на территории города Перми заявлений в регистрирующий орган о постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
В силу положений ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", что установлено п. 4.2. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О теплоснабжении" организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, свидетельствующие о том, что спорные сети являются частью единого комплекса инженерных сетей, технологически связаны с наружной системой, истец, являясь теплоснабжающей организацией, осуществляет содержание и ремонт сетей, учитывая отсутствие оснований полагать, что спорные тепловые сети относятся к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, поскольку тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08), отсутствие доказательств их принадлежности кому-либо на законных основаниях либо правопритязаний на указанное имущество третьих лиц, суд первой инстанции правомерно указал, что спорные тепловые сети обладают признаками бесхозяйного имущества, при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по выявлению бесхозяйных тепловых сетей, принятию их на учет, определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
Установив указанные обстоятельства, суд правомерно удовлетворил требования истца, обязав ответчика принять меры по постановке на учет спорное имущество в качестве бесхозяйного и определить теплосетевую организацию для содержания и обслуживания этой тепловой сети.
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы о том, что транзитные участки тепловых сетей не являются бесхозяйными, спорные сети не имеют непосредственного присоединения к сетям ООО "ПСК", в связи с чем истец не обладает правом подачи иска были предметом рассмотрения суда и правомерно отклонены.
Вопреки позиции апеллянта, доказательств принадлежности спорных участков сетей на каком-либо вещном праве иным лицам материалы дела не содержат. Указанные доводы опровергаются сведениями из ЕГРН, договором купли-продажи от 18.12.2008.
Также судом обоснованно учтено, что решением Свердловского районного суда города Перми от 16.05.2016 по делу N 2- 2526/2016 на общество "Пермская сетевая компания" возложена обязанность по содержанию и эксплуатации, в том числе ГВС, проходящих по подвалу жилого дома по ул. Никулина, 4.
Как указано выше, из содержания ч. 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ следует, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей именно на органы местного самоуправления возлагается обязанность по определению организации, которая будет осуществлять их содержание и обслуживание.
В качестве такой организации может выступать либо теплосетевая организация, чьи тепловые сети непосредственно соединены с бесхозяйными сетями, либо единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения, куда входят бесхозяйные тепловые сети, осуществляющая их содержание и обслуживание.
Учитывая наличие у истца статуса единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, куда входят спорные бесхозяйные тепловые сети, положения статьи 27 Федерального закона N 190-ФЗ, в силу которых единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения, суд первой инстанции правомерно признал ООО "ПСК" надлежащим истцом, чьи права и законные интересы подлежат защите путем возложения на ответчика обязанности по подачи заявления о постановке на учет спорных сетей в качестве бесхозяйного имущества.
При названных обстоятельствах решения суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда с учетом дополнительного решения отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июня 2020 года по делуN А50-24895/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24895/2015
Истец: ООО "Пермская сетевая компания"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ, Департамент Имущественных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Администрация Дзержинского района г. Перми, Администрация Индустриального района г. Перми, Администрация Свердловского района г. Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ, ООФ "Центр качества строительства"
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7092/19
15.09.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7085/19
15.07.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24895/15
16.06.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24895/15
15.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7092/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7092/19
08.07.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7085/19
02.04.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24895/15