город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2020 г. |
дело N А32-15926/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Иванов М.В. по доверенности от 31.12.2019,
от ответчика: представитель Тамойкина Г.М. по доверенности от 17.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 марта 2020 года по делу N А32-15926/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" к ответчику : муниципальному унитарному предприятию Тихорецкого городского поселения "Тихорецтепло",
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному унитарному предприятию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района "Тихорецктепло" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору поставки газа N 25-4-14605/18 от 15.12.2017 в размере 12 759 127 рублей за период с 01.11.2018 по 31.12.2018, пени в размере 1 374 984 рублей 09 копеек за период с 20.02.2018 по 03.04.2019 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленного ресурса, объем и стоимость которого определены расчетным способом ввиду невозможности принятия узла учета газа к коммерческому расчету.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате газа, поставленного в период с января 2018 года по декабрь 2018 года включительно в размере 533 529 рублей 19 копеек, пени в размере 1 000 602 рублей 30 копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 795 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном определении истцом объема поставленного газа расчетным методом.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на невозможность принятия УУГ Потребителя к коммерческим расчетам. Апеллянт указывает, что на момент закрытия объемов газа за ноябрь-декабрь 2018 года, на предприятии МУП Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района "Тихорецктепло" отсутствовал акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 (п. 12.1.4 ГОСТ Р 8.740-2011). 14, 16, 24 и 25 января 2019 года, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" была проведена проверка, в присутствии представителя ответчика, и составлены акта N 14, 15, 22, 23, 33, 39, 40 проверки узла учета газа (УГГ) на базе счетчика, в ходе проверки было установлено: - отсутствие Акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ Р 8.740-2011. Ответчик считает, что отсутствие акта соответствия счетчика ГОСТу говорит о невозможности принятия УУГ к коммерческим расчетам. Также апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии с предоставленным актами проверки состояния и применения средств измерений и соблюдений требований ГОСТ Р 8.740-2011, на момент начисления потребления газа по мощности газоиспользующего оборудования, узлы учета газа были неисправены (нарушение: "расстояние от точки отбора давления до ближайшего местного сопротивления должно быть не менее 1,5 DN (п. 9.2.3.3 ГОСТР Р 8.740-2011), отсутствует УОГ (устройство очистки газа (п. 9.1.6 ГОСТР Р 8.740-2011), таким образом в соответствии с условиями договора поставки газа УУГ не может быть принят к коммерческим расчётам, объем газа определяется расчетным способом в соответствии с п. 3.9 Правил учета газа, п. 23 Правил поставки газа, п. 4.3 договора поставки газа.
Апеллянт указывает на невозможность обеспечения достоверности измерений узла учета.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между истцом (поставщиком) и ответчиком (потребителем) подписан договор поставки газа N 25-4-14605/18 от 15.12.2017, согласно условиям которого поставщик обязывается поставлять с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. газ горючий природный, и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, и/или газ горючий природный попутный, цена которого является государственно регулируемой, а также добытой организациями, не являющимися аффилированными лицами ПАО "Газпром" и/или организаций - собственников региональных систем газоснабжения, либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения), а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями договора.
В соответствии с пунктом 5.5.1 договора расчеты за газ по настоящему договору производятся в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 г. N 294 в действующей редакции с изменениями и дополнениями. Стоимость планируемых месячных поставок газа определяется как произведение планируемого месячного договорного объема поставок газа в целом по договору, определенного по состоянию на 15 число месяца поставки газа, и цены состоящей из суммы оптовой цены на газ, определенной в соответствии с пунктом 5.1 договора, ставки ПССУ по группам потребителей с наименьшими порядковыми номерами групп, указанными ы таблице N 2.
Порядок учета газа согласован сторонами в разделе 4 договора, в соответствии с которым количество поставляемого газа (объем) определяется на узле учета газа (далее - УУГ): поставщика либо в случае его неисправности или отсутствия - на УУГ покупателя, а в случае неисправности УУГ покупателя - по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования за все время, в течении которого подавался газ.
Согласно пункту 4.3 договора стороны определили, что под неисправностью УУГ стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него средство измерения (далее - СИ) не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Кроме того, узел учета газа считается неисправным после истечения срока эксплуатации (службы) любого СИ, указанного в технической документации на данное СИ.
Кроме того, согласно, пункта 4.6 договора расчет количества потребленного газа производится по проектной мощности установленного неопломбированного газоиспользующего оборудования в следующих случаях:
- при выявлении несанкционированного вмешательства в работу (включая программное обеспечение) или конструкцию средств измерений узла учета газа и (или) искажения результатов измерений;
- нарушения целостности пломб Поставщика, установленных на средствах измерения узла учета газа, отключающих устройствах, фланцевых соединениях байпасной линии (обводного газопровода) узла учета газа и других местах, исключающих несанкционированный отбор газа.
Согласно технической документации на УУГ, в том числе согласно свидетельству о поверке СИ, входящих в состав УУГ, срок поверки указанных узлов учета газа по состоянию на ноябрь 2018 г. не истек.
Контрольные пломбы, установленные истцом на СИ, входящие в состав УУГ, ответчиком не нарушались.
Не смотря, на это истец с ноября 2018 г. по декабрь 2018 г. при расчете объема потребленного газа не учитывал объем газа, определенный по показаниям УУГ, ссылаясь что данные УУГ не соответствуют требованиям ГОСТ Р 8.740-2011.
Проверка УУГ на соответствие требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 в спорный период не проводилась, в виду чего истец указывал ответчику на необходимость проведения такой проверки и представление в адрес истца актов проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011.
В связи с этим, истец определил объем поставленного в период с 01 ноября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. газа расчетным способом в 2 378, 496 тыс. м. куб. и выставил ответчику счета на общую сумму 17 075 357 рублей 92 копейки.
Сведения об объемах потребленного ресурса за спорный период указаны истцом в акте поданного - принятого газа, который не подписан потребителем, о чем на акте сделана соответствующая запись.
С учетом частично произведенных покупателем оплат предъявленная к взысканию сумма за спорный период составила 12 759 127 рублей 00 копеек.
Ответчиком во исполнение требований истца в 2019 г. была проведена проверка состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 по результатам которой (акты N 25-2019 от 07.02.2019 г., N 14-2019 от 25.01.2019 г., N 55-2019 от 07.02.2019 г., N 23-2019 от 07.02.2019 г.) ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском края" установлены нарушения положений пунктов 9.1.6, 9.2.3.3, ГОСТ Р 8.740-2011.
Акты ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском края" N 35-2019 от 20.02.2019 г., N 32-2019 от 20.02.2019 г., N 16-2019 от 25.01.2019 г., N 23-2019 от 07.02.2019 г. подтверждают соответствие УУГ ответчика требованиям ГОСТ Р 8.740-2011.
Кроме того истец представленными в материалы дела расчетами указывает, что на УУГ ответчика в различные временные периоды отсутствует регистрация параметров газа, что также отражено в суточных отчетах о потреблениях газа, представленных ответчиком.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием обращения в суд с настоящими требованиями.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
Договор, заключенный между сторонами, является договором газоснабжения, к которому применяются правила, содержащиеся в § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяются в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 23 Правил поставки газа определено, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Измерения объемов газа, в том числе показателей точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений) средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежат в процессе эксплуатации периодической поверке. Применяющие такие средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации указано, что при выходе из строя, утрате или по истечению срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании положений пункта 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений и пункта 2.9 Правил учета газа измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. Аттестованной методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 "Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков". Подтверждением соответствия требованиям данной методике, является акт соответствия, подписанный представителем государственной метрологической службы (пункт 12.1.4. ГОСТ Р 8.740-2011).
Основные средства измерений - это средства измерений объема и расхода газа, а также средства измерений теплофизических характеристик и физико-химических параметров газа, используемых для корректировки показаний средств измерений объема и расхода газа и приведения объемного расхода и объема газа к стандартным условиям. К основным средствам измерений относятся, например, счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа (пункт 3.1.7. ГОСТ Р 8.740-2011).
В пункте 12.1.1 данного ГОСТа установлено, что проверку реализации методики измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований стандарта. Согласно, пункта 12.1.4. названного ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований данного стандарта в соответствии с Приложением "Г".
Из содержания актов проверки видно, что состояние средств измерений и условия их эксплуатации соответствуют требованиям технической документации (пункт 3) все средства измерения поверены (пункт 4).
Спорные несоответствия отражены в разделе 7.1 "Правильность монтажа СИ, вспомогательных и дополнительных устройств".
Однако, как следует из представленного ответчиком акта, спорный УУГ введен в эксплуатацию в 2003 году, т.е. ранее введения в действие ГОСТа Р 8.740-2011, при этом доказательств реконструкции УУГ в материалы дела не представлено, соответствующих доводов не заявлено.
Представленные истцом в материалы дела акты проверки УУГ N N 433, 434, 531, 532, 535 подтверждают допуск спорного узла учета в качестве коммерческого, в графе замечания названных актов указано: "замечаний не выявлено".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что пункт 12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011 устанавливает, что проверка реализации методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляется перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа.
Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа Р 8.740-2011 по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ.
Заключенный сторонами договор не содержит обязанности ответчика по проведению проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011.
Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011, ответчик не должен был проводить проверку состояния и применения средств измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно, отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что истец ошибочно отождествляет пуск узла измерений в эксплуатацию, предусмотренный пунктом 12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011, и сезонный пуск газа.
В деле отсутствуют сведения о том, что на момент ввода УУГ в эксплуатацию имелись какие-либо замечания к данному узлу либо он не соответствовал действовавшим требованиям.
Доказательства согласования сторонами порядка и сроков приведения спорного УУГ в соответствие с требованиями новых нормативных документов отсутствуют.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, истец не привел достаточных пояснений о том, каким образом отсутствие акта проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, а также выявленные недочеты монтажа средств измерения давления и температуры могут влиять на достоверность результатов измерений при том, что во всем остальном, включая нормы погрешности измерений и обработки результатов измерений, нарушений не выявлено.
Оценив результаты проверки УУГ аккредитованной организацией в совокупности с толкованием пункта 4.3 договора, определяющим для сторон состояние неисправности УУГ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих неисправность контрольно - измерительных приборов ответчика в спорный период, в связи с чем, расчет цены иска, произведенный истцом по мощности газопотребляющего оборудования неправомерен.
Изучив представленный истцом сводный расчет задолженности и пени, рассчитанный по показаниям УУГ и мощности газоиспользующего оборудования суд апелляционной инстанции признает его арифметически и методологически верным.
Таким образом, требования истца законно и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в части взыскания 533 529 рублей 19 копеек основной задолженности и 1 000 602 рублей 30 копеек пени. Оснований для удовлетворения иска в остальной части судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 марта 2020 года по делу N А32-15926/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15926/2019
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар"
Ответчик: МУП ТГП ТР "Тихорецктепло", МУП ТИХОРЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТИХОРЕЦКОГО РАЙОНА "ТИХОРЕЦКТЕПЛО"