город Ростов-на-Дону |
|
17 сентября 2020 г. |
дело N А32-51477/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ПАО "Кубаньэнерго": представители Зайцева О.К. по доверенности от 26.06.2019, паспорт; Смотриков О.А. по доверенности от 26.12.2019, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: представитель Москаленко Г.В. по доверенности от 18.05.2020, лично Ханджян Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Кубаньэнерго", Ханджяна Руслана Маиловича, Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.06.2020 по делу N А32-51477/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Кубаньэнерго"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
при участии третьего лица: Ханджяна Руслана Маиловича
о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - заявитель, сетевая организация, ПАО "Кубаньэнерго", общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, Краснодарское УФАС России, управление) о признании недействительным постановления о наложении штрафа от 11.10.2019 года N 25901/6 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-658/2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 600000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Ханджян Руслан Маилович (далее - третье лицо, Ханджян Р.М.).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2020 постановление УФАС по Краснодарскому краю от 11.10.2019 N 25901/6 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-658/2019 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ признано незаконным и изменено в части суммы штрафа, назначено наказание в виде штрафа по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ -100000 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Заявитель полагает, что ПАО "Кубаньэнерго" в полном соответствии с Правилами N 861 осуществляло работу по заявке Ханджян Р.М.
Управление в апелляционной жалобе указывает на необоснованный вывод суда первой инстанции об отсутствии повторности совершения обществом административного правонарушения.
Третье лицо указало на верность квалификации административного правонарушения антимонопольным органом; необоснованное указание судом первой инстанции относительно принадлежности имущества лицам, не привлеченным к участию в деле (Простое товарищество "Энергетик", ИП Калустов А.А., ООО "Квант", Коляда Д.Е.).
Третье лицо с доводами жалобы заявителя не согласилось, жалобу управления поддержало по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение Ханджяна Р.М. на действия ПАО "Кубаньэнерго", нарушающие требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе проверки доводов, изложенных в обращении третьего лица, управлением установлено, что Ханджяном P.M. в адрес ПАО "Кубаньэнерго" была направлена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. А.С. Хопшоносова, д. 31, к/н 23:47:0117031:691 (далее - объект). Заявка зарегистрирована в ПАО "Кубаньэнерго" 22.05.2019 N 3-01-04-0100-19-01857542 (далее - заявка).
В заявке на технологическое присоединение указана присоединяемая мощность 15 кВт (с учетом ранее присоединенной 0 кВт), класс напряжения 0,4 кВ, категория надежности III. Таким образом, Ханджян P.M. относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения No 861.
Учитывая дату регистрации заявки (22.05.2019), сетевая организация должна была направить в адрес Ханджяна P.M.заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия не позднее 06.06.2019.Однако данная обязанность не исполнена обществом что по мнению ответчика является нарушением пункта 15 Правил N 861.
29.08.2019 управлением в отношении ПАО "Кубаньэнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-658/2019 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес заявителя по почте.
Заместителем руководителя управления 10.10.2019, в отсутствии законного представителя ПАО "Кубаньэнерго", извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-658/2019, в результате чего вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003No35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее -Закон No35-ФЗ).
ПАО "Кубаньэнерго" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности -услуг по передачи электрической энергии.
В статье 3 Закона No 35-ФЗ дано определение гарантирующего поставщика как коммерческой организации, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона N 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также -технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правительство Российской Федерации, реализуя требования пункта 1 статьи 26 Закона No 35-ФЗ, постановлением N 861 от 27.12.2004 утвердило "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" и "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям".
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
Согласно пункту 7 Правил N 861 процедура технологического присоединения к электрическим сетям включает в себя: подачу заявки лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя -при необходимости; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения по предусмотренной Правилами N 861 форме. При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя все технические параметры такого присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения. Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надежности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.
Согласно пункту 8(1) Правил N 861, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
На основании пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9. 10 и 12 -14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 -14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя. осуществляются заявителем. а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявки Ханджяна Р.М., ПАО "Кубаньэнерго" письмом от 24.05.2019 N ЮЗ/005/3087 отказало заявителю в технологическом присоединении, в связи с тем, что ближайшей сетевой организацией является АО "НЭСК-электросети".
Вместе с тем, судом установлено, что вдоль земельного участка Ханджяна Р.М. проходит действующая ВЛ-0,4 кВ, сетедержателем которой является ООО "Квант".
Для осуществления технологического присоединения объекта Ханджяна Р.М. необходимо осуществить прохождение линий электропередач через земельный участок, находящийся в собственности Калустова А.А.
Между ООО "Квант" и ИП Калустовым А.А. заключен договор о намерениях N 23/13 от 05.04.2013, в соответствии с которыми ООО "Квант" осуществляет развитие (строительство) инженерной инфраструктуры (в части электроснабжения) земельных участков, расположенных по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Красина, кадастровый квартал КН 23:47:0117030, принадлежащих на праве собственности Калустову А.А.
Между ПАО "Кубаньэнерго" и ИП Калустовым А.А. заключено и исполнено два договора об осуществлении технологического присоединении.
Опосредованные технологические присоединения заявителей осуществлялись ПАО "Кубаньэнерго" на основании согласия собственника электрических сетей - ИП Калустова А.А.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что ПАО "Кубаньэнерго" в нарушение пункта 15 Правил N 861 не направило в адрес Ханджяна Р.М. в срок до 06.06.2019 заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона N 35-ФЗ и Правил N 861.
Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, управлением не нарушены.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
На основании оспариваемого постановления общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Делая вывод о том, что о том, что на момент рассмотрения управлением материалов дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-658/2019 и вынесения оспариваемого постановления от 10.10.2019 года, отсутствовала повторность совершения обществом административного правонарушения,, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что в тексте оспариваемого постановления не указано конкретное постановление, которым ПАО "Кубаньэнерго" ранее было привлечено к административной ответственности по части 1 и 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении управления действительно не приведено ссылок на ранее вынесенные постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако данное обстоятельство не может нивелировать объективно существующий факт привлечения заявителя к данному виду ответственности. Напротив материалами судебного дела N А32-21074/2018 подтверждается факт вынесения УФАС КК постановления о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановления УФАС КК от 11.05.2018 N 99А/2018). Выше приведённые обстоятельства достоверно подтверждают факт совершения ПАО "Кубаньэнерго" правонарушения повторно в смысле норм пункта 1 части 2 статьи 4.3 и статьи 4.6 Кодекса.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности постановления о наложении штрафа от 11.10.2019 года N 25901/6 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-658/2019.
Таким образом, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2020 по делу N А32-51477/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2020 по делу N А32-51477/2019 отменить. В удовлетворении заявленных требований - отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51477/2019
Истец: ПАО "Кубаньэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по Краснодарскому краю
Третье лицо: Ханджян Р. М.