г. Москва |
|
21 сентября 2020 г. |
Дело N А41-91704/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Гусева М.Н., представитель по доверенности от 10.01.2020;
от ПК "ЖСК СХОДНЯ-16": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства строительного комплекса Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации городского округа Химки: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства жилищной политики Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПК "ЖСК СХОДНЯ-16" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2020 года по делу N А41-91704/19, принятое по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к ПК "ЖСК СХОДНЯ-16", 3-и лица: Управление Росреестра по Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Администрацию городского округа Химки, Министерство жилищной политики Московской области о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ПК "ЖСК СХОДНЯ-16" о взыскании 18 468 972, 65 рублей платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Определениями Арбитражного суда Московской области от 17.12.2019 и 17.02.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Управление Росреестра по Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Администрацию городского округа Химки, Министерство жилищной политики Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.06.2020 года по делу N А41-91704/19 требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ПК "ЖСК СХОДНЯ-16" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход судебного разбирательства и привели к нарушению прав и законных интересов ответчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя истца, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПК "ЖСК СХОДНЯ-16" на праве собственности принадлежит земельный участок КН 50:10:0060210:25, имевший ранее вид разрешенного использования: "для размещения дачного хозяйства издательства".
В соответствии с Уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 12.03.2018 N исх. 01-45/0513 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060210:25, площадью 4788 кв.м., находящегося в собственности ПК "ЖСК Сходня-16" с ""для размещения дачного хозяйства издательства" на "среднеэтажная жилая застройка".
Изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено регистрационным органом на основании заявления правообладателя.
Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области N 1190/57 осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило собственнику земельного участка (ПК "ЖСК Сходня-16") уведомление от 19.11.2018 N 15исх-25287 на сумму 18 468 972,65 руб. Уведомление получено ПК "ЖСК Сходня-16" - 18.12.2018 (т.1, л.д.12-17).
В связи с тем, что ПК "ЖСК Сходня-16" не произвело оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес Ответчика претензию от 16.04.2019 15исх-8879 на сумму 18 468 972,65 руб., которая была получена им 17.05.2019 (т.1, л.д.21).
В ответ на Претензию ПК "ЖСК Сходня-16" сообщило, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060210:25 изменен на основании проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, городской округ Химки, мкр. Сходня, утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.03.2017 N П35/351.
Поскольку инициированный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, он обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ЕГРН были внесены изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060210:25 с "для размещения дачного хозяйства издательства" на "среднеэтажая жилая застройка" по заявлению ПК "ЖСК СХОДНЯ-16", без принятия решения органом местного самоуправления.
При этом, ни одно из оснований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ и Законом N 23/96-ОЗ не относится к случаю изменения вида разрешенного использования ответчиком.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
-основные виды разрешенного использования;
-условно разрешенные виды использования;
-вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенными видами использования, предусмотренными градостроительным регламентом (зонированием территории).
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 указанной статьи, в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Частью 16 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96 -ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области (часть 12 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области").
Расчёт размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка производится в соответствии с Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 года N 1190/57.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка, Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
Рп = С*(( КС2 - КС1) + У);
при наличии проекта планировки территории, утвержденного или согласованного уполномоченным органом, а также утвержденных проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по формуле:
( КС2 - КС1) + У
Рп = x Sзстр x КЭ,
Sзу
где:
Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного
участка;
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;
Бзстр - площадь застройки, применяемая в расчете в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
Sзу - площадь земельного участка;
КЭ - коэффициент этажности, применяемый в расчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от этажности зданий, расположенных в границах земельного участка, в соответствии с приложением N 3 к настоящему порядку.
Истец на основании указанных норм произвел расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Указанный расчет признан апелляционным судом обоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Указание заявителя жалобы на то, что суд первой инстанции неправомерно рассмотрел дело без участия в судебном заседании Министерства жилищной политики Московской области, подлежит отклонению, поскольку указанное лицо надлежащим образом извещено судом первой инстанции о месте и времени судебного заседания (т.1, л.д.113), в связи с чем оно имело возможность обеспечить явку представителя в суд.
Согласно ч. 5 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что размер арендной платы не подлежит изменению, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060210:25 изменен на основании проекта планировки и проекта межевания территории, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 М191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 ПЗЗ не утверждены, до 31.12.2017, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за v исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой / расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Таким образом, если вид разрешенного использования земельного участка изменяется с целью его приведения в соответствие с разрешенным использованием, установленным проектом планировки территории, в границах которой расположен такой земельный участок, то проведение публичных слушаний не требуется в силу того, что сам проект планировки территории до его утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Однако это не отменяет необходимость издания органом местного самоуправления решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, изменение ВРИ Земельных участков в отсутствие утвержденных ПЗЗ и без принятия акта органа местного самоуправления является нарушением установленной процедуры.
Нарушение собственником земельного участка (ПК "ЖСК Сходня-16") установленной процедуры изменения ВРИ земельного участка не отменяет обязанности внесения платы за такое изменение.
Статьей 5.2 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлен исчерпывающий перечень оснований, когда плата за изменение ВРИ земельного участка с собственника земельного участка не взимается.
Освобождение собственников земельных участков от платы за изменение ВРИ земельных участков при наличии утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории законодательством Московской области, а также федеральным законодательством не предусмотрено.
Более того, законодательство Московской области предусматривает определенные преимущества для собственников земельных участков при наличии утвержденных ППТ, ПМТ.
Так, при наличии утвержденных ППТ, ПМТ предоставление рассрочки по внесению платы за изменение ВРИ возможно на общий (суммарный) размер платы в отношении всех земельных участков, входящих в границы соответствующей территории и указанных в заявлении собственника земельных участков (пункт 1 Порядка предоставления рассрочки по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.01.2018 N 52/2).
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в соответствии с ч. 10 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. N 842/27, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Минмособлимущество.
На основании ч. 4 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.
Однако в случае изменения ВРИ с нарушением установленной процедуры принятия органом местного самоуправления соответствующего решения указанный в ч.4 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 порядок не применим, отмена акта органа местного самоуправления об изменении ВРИ спорного земельного участка, как и возврат к исходному виду, не возможны.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2020 года по делу N А41-91704/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91704/2019
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: "ЖСК СХОДНЯ-16"
Третье лицо: Администрация городского округа Химки, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24227/20
21.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10468/20
17.06.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91704/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-91704/19