г. Вологда |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А05-15334/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 сентября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от индивидуального предпринимателя Тарабычина Н.А. его представителя Новоселова А.А. по доверенности от 16.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарабычина Николая Аркадьевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2020 года по делу N А05-15334/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тарабычин Николай Аркадьевич (ОГРНИП 304290422200094, ИНН 291300030265; место жительства: 195027, Санкт-Петербург) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 05.12.2019 N 1518р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов" и о возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с ним без проведения торгов нового договора аренды лесного участка со сроком действия на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Тарабычин Н.А. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела. Считает, что оспариваемое им распоряжение не мотивировано, поскольку в нем не раскрыты основания отказа. Указывает на отсутствие неоднократных нарушений условий заключенного договора аренды и несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления предпринимателя от 25.10.2019 о заключении с ним на основании статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) без проведения торгов сроком на 49 лет нового договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины министерством принято распоряжение от 05.12.2019 N 1518р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов" (т. 1, л. 121).
Не согласившись с этим распоряжением министерства, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 73.1 данного Кодекса без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
В силу части 2 статьи 74 указанного Кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 ЛК РФ, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения (часть 3 статьи 74 названного Кодекса).
В материалах дела усматривается, что департамент лесного комплекса Архангельской области (арендодатель), правопреемником которого является министерство, и Тарабычин Н.А. (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 27.12.2007 N 189 (т. 1, л. 25-36), в силу которого арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и статьями 72, 74 ЛК РФ, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 21.12.2006 N 18 обязуется предоставить арендатору, а арендатор обязуется принять в аренду сроком на 12 лет, а именно с 27.12.2007 по 26.12.2019, лесной участок, находящийся на землях лесного фонда. Лесной участок передается арендатору для использования леса с целью заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 1.2 названного договора лесной участок имеет общую площадь 2 873 га и расположен по адресу: Архангельская область, муниципальное образование "Котласский муниципальный район", Котласский сельский лесхоз, леса бывшего ТОО "Забелинское", кварталы 5, 10, 14, 17, 22-24, 33, 35, 36, 38, кадастровые номера участка: 29:07:045301:0116, 29:07:000000:0173, 29:07:045301:0132, 29:07:045301:0114, 29:07:045401:0052, 29:07:045401:0068; б)
Договор 12.03.2008 в установленном порядке прошел государственную регистрацию.
Соглашениями от 01.12.2009 N 1, от 10.03.2016 N 2, от 24.05.2017 N 3 в этот договор и внесены изменения и дополнения (т. 1, л. 37-113), согласно которым изменились характеристики лесного участка. Дополнительные соглашения к договору также зарегистрированы в установленном законом порядке.
Как следует из оспариваемого распоряжения, предпринимателю отказано в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов по причине несоблюдения пунктов 3, 4 и 7 статьи 74 ЛК РФ.
При этом, вопреки доводам предпринимателя, изложенным в апелляционной жалобе, из рассматриваемого распоряжения министерства следует, что основания для отказа являются определенными. Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрено указание в таком распоряжении конкретных случаев нарушения арендатором ранее заключенного договора аренды и порядка внесения арендных платежей, а также возможность признания такого распоряжения недействительным только по причине неуказания таких случаев.
Помимо того, министерством при рассмотрении дела судом первой инстанции представлены документы, подтверждающие правомерность вынесенного им распоряжения от 05.12.2019 N 1518р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов", которые оценены судом в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
В частности, суд первой инстанции верно отметил следующее.
Пунктом 2.5 договора аренды лесного участка от 27.12.2007 N 189 установлено, что арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы (т. 1, л. 26).
В редакции соглашений от 10.03.2016 N 2 и от 24.03.2017 N 3 о внесении изменений и дополнений в названый договор аренды лесного участка приложение N 5 к договору предусматривает следующие сроки внесения арендной платы: 15 февраля - 10%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 мая - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 августа - 10%, 15 сентября - 10%, 15 октября - 10%, 15 ноября -10% (т. 1, л. 66, 100).
Таким образом, условиями договора предусмотрены сроки внесения Тарабычиным Н.А. арендной платы.
Разделом 3.4 договора аренды лесного участка от 27.12.2007 N 189 определены обязанности арендатора.
В силу пункта 3.4.2 данного договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные ежегодно подписанными 2-мя сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.4.10 договора арендатор обязан выполнять за счет собственных средств мероприятия по воспроизводству лесов в объемах и в сроки, согласно проекту освоения лесов, в соответствии с правилами лесовосстановления, санитарными нормами и правилами ухода за лесом, другими нормативными документами.
В силу пункта 3.4.15 договора арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами (т. 1, л. 27, 28).
Аналогичные положения предусмотрены подпунктами "в", "м", "н", "ч" пунктов 12 соглашений от 10.03.2016 N 2 и от 24.03.2017 N 3 о внесении изменений и дополнений в названый договор аренды лесного участка (т. 1, л. 46, 47, 84, 85).
В подтверждение случаев неоднократного нарушения условий ранее заключенного договора аренды лесного участка от 27.12.2007 N 189, выразившихся в нарушении заявителем норм лесного законодательства при заготовке древесины, а также в нарушении установленных договором сроков внесения арендной платы, ответчиком представлены следующие документы:
* письмо государственного казенного учреждения Архангельской области "Котласское лесничество" (далее - ГКУ "Котласское лесничество") от 31.01.2020 N 8.4.1/01-16/156 (т. 2, л. 17);
* справка ГКУ "Котласское лесничество" по выполнению договорных обязательств в части охраны, защиты и воспроизводства лесов (т. 2, л. 18);
* справка ГКУ "Котласское лесничество" по лесному надзору в отношении Тарабычина Н.А. (т. 2, л. 19);
* справка по выполнению договорных обязательств в части внесения арендной платы в установленные сроки (т. 2, л. 21-23);
* протоколы согласования арендной платы и порядка ее внесения, уведомления Министерства и карточки лицевого счета по администрированию платы за использование лесов (т. 2, л. 25-63);
* платежные поручения (т. 2, л. 131-149);
* постановление территориального органа департамента лесного комплекса Архангельской области - Котласского лесничества от 26.12.2008 N 4/Ш о назначении Тарабычину Н.А. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение условий договора аренды лесного участка от 27.12.2007 N 189, выразившееся в невыполнении мероприятий по воспроизводству лесов на площади 15 га в 2008 году (т. 3, л.19, 20);
* постановление территориального органа департамента лесного комплекса Архангельской области - Котласского лесничества от 13.02.2009 N 1/Ш о назначении Тарабычину Н.А. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, выразившегося в непринятии мер по соблюдению технологии разработки лесосек (т. 3, л. 15, 16);
* постановление территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Котласского лесничества от 06.10.2015 N 45 о привлечении Тарабычина Н.А. к административной ответственности по статье 7.2 КоАП РФ за нарушение подпункта "д" пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.201 N 337, выразившегося в уничтожении одного деляночного столба (т. 3, л. 10-14);
* претензионные письма территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области -Котласского лесничества по итогам приемки лесосек от (т. 3, л. 22-27).
Кроме того, решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2017 по делу N А05-14259/2016 с предпринимателя Тарабычина Н.А. в доход федерального бюджета взыскано 150 000 руб. неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка от 27.12.2007 N 189.
Вышеприведенным подтверждается неоднократное нарушение заявителем условий указанного договора в части необходимости соблюдения требований лестного законодательства при осуществлении деятельности по заготовке древесины в рамках этого договора и в части необходимости своевременно вносить арендную плату.
Предприниматель последовательно указывает на то, что для установления в его действиях нарушения пункта 4 части 2 статьи 74 ЛК РФ следует учитывать, что арендатор должен допустить несвоевременное внесение арендной платы за три оплачиваемых периода подряд, однако таких фактов, по его мнению, не установлено.
Данный довод правомерно отклонен судом, поскольку из буквального толкования пункта 4 части 2 статьи 74 ЛК РФ следует, что в деянии арендатора должны отсутствовать случаи несвоевременного (то есть с нарушением установленных сроков) внесения арендной платы за три оплачиваемых периода.
Поскольку условиями пункта 2.5 договора аренды от 27.12.2007 N 189 определены отдельные сроки, в течение которых арендатор обязан вносить по этому договору арендную плату (то есть, определен порядок перечисления арендной платы за отчетный период), то именно нарушение каждого из таких сроков будет свидетельствовать о несвоевременном внесении арендатором арендной платы, перечисляемой равными долями за соответствующий оплачиваемый период.
Иного этим договором аренды не установлено. Сведения о нарушении сроков внесения в соответствующий бюджет арендной платы, содержащиеся в справке по выполнению договорных обязательств в части внесения арендной платы в установленные сроки арендатором по договору аренды от 27.12.2007 N 189, документально не опровергнуты.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие со стороны заявителя как неоднократного нарушения условий договора аренды лесного участка от 27.12.2007 N 189 (пункт 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ), так и неоднократное несвоевременное внесение арендной платы в течение трех оплачиваемых периодов подряд (пункт 4 части 2 статьи 74 ЛК РФ), что, в свою очередь, уже исключает возможность заключения с заявителем нового договора аренды спорного лесного участка без проведения торгов на основании пункта 2 части 1 статьи 74 упомянутого Кодекса.
Предприниматель отмечает, что судом первой инстанции не дана оценка предъявленным в дело письму территориального органа министерства - управления лесничествами Котласское обособленное подразделение от 10.12.2019 N 1287 с приложенными к нему документами (т. 1, л.д. 114-120), письму этого же органа от 31.01.2020 N 200 (т.3, л.д. 49).
Проанализировав указанные документы, апелляционная инстанция отмечает, что они не опровергают выводов суда первой инстанции, изложенных в его решении.
Кроме того, неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств, либо доводов сторон не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Представленные министерством документы подтверждают, что в данном случае отсутствует совокупность условий, установленная частью 2 статьи 74 ЛК РФ, предоставляющая заявителю право заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, само по себе указание министерством в оспариваемом распоряжении на несоответствие заявителя требованиям пункта 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ, который действительно касается лиц, заключивших ранее договор аренды без торгов, не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку данное распоряжение мотивировано иными основаниями, подтвержденными документально.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным распоряжения министерства от 05.12.2019 N 1518р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов".
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным предпринимателем суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2020 года по делу N А05-15334/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарабычина Николая Аркадьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15334/2019
Истец: ИП Тарабычин Николай Аркадьевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: АС Архангельской обл.