г. Томск |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А03-4150/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Назарова А.В.
Фролова Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Мозгалиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России (N 07АП-8470/2018 (2)) на определение от 29.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4150/2018 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района" (ОГРН 1162225082788, ИНН 2246002315, 659040, Алтайский края, село Калманка, район Калманский, улица Ленина, дом 21), принятое по отчету конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района" о результатах конкурсного производства и ходатайства о прекращении производства по делу о банкротстве,
при участии в судебном заседании:
- без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
19 марта 2018 в Арбитражный суд Алтайского края поступило заявление акционерного общества "Алтайкрайэнерго", г. Барнаул (ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840), о признании муниципального унитарного предприятия "Жилищнокоммунальное хозяйство Калманского района", Калманский район, с. Калманка (ОГРН 1162225082788, ИНН 2246002315), несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 23.07.2018 в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района", с. Калманка, Калманского района Алтайского края (ОГРН 1162225082788, ИНН 2246002315), введена процедура наблюдения. Временным управляющим должником утвержден Прутковский Владимир Эдуардович.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.12.2018 муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района", с. Калманка, Калманского района Алтайского края (ОГРН 1162225082788, ИНН 2246002315), признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим должником утвержден Прутковский Владимир Эдуардович.
Конкурсный управляющий должником в судебном заседании 17.06.2020 заявил ходатайство о прекращении процедуры по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Определением от 25.06.2020 срок конкурсного производства продлен до 16.07.2020, рассмотрение ходатайства о прекращении производства по делу о банкротстве назначено к совместному рассмотрению с отчетом конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства
Определением от 29.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края производство по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района", с. Калманка Калманского района (ОГРН 1162225082788, ИНН 2246002315) прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедуры конкурсного производства, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему
С вынесенным решением не согласилась ФНС России, обратилась с апелляционной жалобой. Просит определение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Ссылается на то, что возможность пополнения конкурсной массы должника и проведения расчетов с конкурсными кредиторами в данном случае не утрачена, в связи с чем, прекращение производство по делу о банкротстве является преждевременным. В ходе процедуры банкротства не разрешен вопрос о реализации имущества должника - муниципального предприятия, внесенного муниципальным образованием в уставный капитал на праве хозяйственного ведения.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий указывает, что определение суда отмене не подлежит, поскольку регистрация права хозяйственного ведения потребует значительную денежную сумму, которой должник не располагает.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса, извещенных о дате и времени судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что определение суда от 29.07.2020 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района", Калманский район, с. Калманка (ИНН 2246002315), зарегистрировано в качестве юридического лица 25.07.2016 г., ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1162225082788. Юридический адрес должника - 659040, Алтайский край, Калманский район, с. Калманка, ул. Ленина,21.
Основным видом деятельности должника является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, дополнительными видами деятельности должника являются: распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов, строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки, производство электромонтажных работ, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, предоставление услуг по перевозке, деятельность по чистке и уборке, прочая.
Из представленного конкурсным управляющим отчета следует, что проведена инвентаризация и оценка имущества должника, в конкурсную массу включены основные средства балансовой стоимостью - 868 084,91 руб., денежные средства - 8 111,63 руб., дебиторская задолженность балансовой стоимостью - 4 760 242,14 руб.
Имущество должника не реализовывалось в том числе в связи с отсутствием оформления на него права хозяйственного ведения. На основной счет должника поступили денежные средства в размере 7 931 724,02 руб. Конкурсным управляющим предъявлены требования к третьим лицам на общую сумму 4 760 242,14 руб., получено - 4 421 158,97 руб. Требования кредиторов первой очереди отсутствуют. В реестр требований кредиторов должника включены требования кредиторов второй очереди на сумму 4 507 573,06 руб., третьей очереди на сумму 4 640 025,60 руб. Расходы на проведение конкурсного производства составили - 12 141 369,34 руб., оплачено - 7 939 835,65 руб.
Конкурсный управляющий в обоснование заявленных требований указал, что задолженность по выплате вознаграждения арбитражного управляющего, по состоянию на 16 июля 2020 составляет 195 688,65 руб., на планируемые расходы на осуществление государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество должника, на оплату государственной пошлины необходимы денежные средства в размере 792 000 руб. Организация и проведение торгов, в соответствии с положением ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" также потребует затрат в сумме не менее 100 000 руб. (публикация в газете Коммерсант и местном печатном органе). Недвижимое имущество является специфичным и малоликвидным. Следовательно, при его реализации затраты на государственную регистрацию и организацию торгов могут превысить выручку от его реализации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, установив отсутствие у должника денежных средств, необходимых для дальнейших регистрационных и торговых процедур, отказа кредиторов от дальнейшего финансирования процедуры банкротства, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 131 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
В силу пп. 4.1 и 4.2 ст. 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в п. 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения.
Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй п. 4.2 ст. 132 Закона о банкротстве).
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. N 8-П).
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника (Обзор ВС РФ N 3 (2019) от 27.11.2019, вопрос судебной практики N 2).
Их материалов дела (приложение N 1 к делу, л.д. 60-131) следует, что 23.07.2016 должнику Администрацией Калманского района Алтайского края на праве хозяйственного ведения передано недвижимое имущество, относящееся к объектам водоснабжения в количестве 54 единиц (водонапорные башни, скважины, водопроводные сети и т.д.).
Между тем, материалы дела не содержат информацию о проведении конкурсным управляющим инвентаризации и оценки этого имущества.
Учитывая, что имущество, составляющее объекты водоснабжения, не может быть продано на торгах, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости несения расходов на оформление права хозяйственного ведения, поскольку для его возврата муниципальному образованию не требуется совершение каких - либо регистрационных действий в связи с тем, что имущество уже находится в собственности муниципального образования.
В такой ситуации конкурсному управляющему необходимо было совершить действия по передаче имущества в казну и разрешить вопрос о перечислении муниципальным образованием в конкурсную массу соответствующей компенсации его стоимости.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что возможность финансирования процедуры МУЛ "ЖКХ Калманского района" за счет передачи собственнику имущества должника имеются и не реализована вследствие бездействия конкурсного управляющего Прутковского В.А.
Кроме того из отчета временного управляющего следует, что должнику принадлежало компьютер в сборе, автомобили 2 шт., вакуумная машина, принтер лазерный, ТМЦ (т.2, л.д. 15-17), аналогичные данные отражены и в оборотно - сальдовой ведомости по счету 01.01 за 02.12.2018 - 31.01.2019, составленной конкурсным управляющим.
Сведения об истребовании перечисленного выше имущества в конкурсную массу и его реализации материалы дела и отчеты арбитражного управляющего не содержат.
Анализ проведенных арбитражными управляющими в ходе конкурсного производства мероприятий свидетельствует о том, что имущество, в том числе права требования к третьим лицам, у должника имелось и имеется в настоящее время.
В целях формирования конкурсной массы процедура инвентаризации имущества должника конкурсными управляющими проведена не в полном объеме, не разрешенным остался вопрос о возможном привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, мероприятия по проведению анализа сделок на предмет их соответствия законодательству о несостоятельности (банкротству) не проводились, соответственно заявления о признании сделок недействительными не направлялись, что также не нашло отражения в судебном акте о прекращении производства по делу о банкротстве должника.
Таким образом, в материалах дела имеются сведения о наличии у должника движимого и недвижимого имущества, дебиторской задолженности, оборудования за счет реализации которого в установленном Законом о банкротстве порядке возможно покрыть судебные расходы и вознаграждение арбитражного управляющего.
В данном случае, учитывая, что документы, свидетельствующие о реализации имущества или списании дебиторской задолженности, торги по продаже дебиторской задолженности не проводились, собрание кредиторов также не приняло решений относительно вышеуказанных активов должника, а также доказательства того, что конкурсным управляющим приняты все возможные меры по формированию конкурсной массы, в материалы дела не представлены, основания для прекращения производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 57 Закона о банкротстве, отсутствовали.
Более того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления N 91, при решении вопроса о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у должника имущества, достаточного для осуществления расходов по делу, судом должны учитываться и планируемые поступления.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что возможность пополнения конкурсной массы должника и проведения расчетов с конкурсными кредиторами в данном случае не утрачена, в связи с чем, прекращение производства по делу о банкротстве является преждевременным.
Поэтому определение от 29.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4150/2018 подлежит отмене как принятое в результате неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, на основании пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Руководствуясь статьями 258, 268, 270, 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 29.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4150/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4150/2018
Должник: МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района"
Кредитор: АО "Алтайкрайэнерго", МИФНС России N 10 по Алтайскому краю, ООО "Спутник", Уткин Василий Александрович
Третье лицо: Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Лига", Прутковский В. Э., Управление Росреестра по АК
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3887/2023
26.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
20.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
23.09.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
05.12.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-4150/18
06.11.2018 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
23.07.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-4150/18