г. Самара |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А65-6989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Ануфриевой А.Э., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мулиновой М.В.,
с участием:
от истца - Кузьмин Р.И., представитель (доверенность N 09 от 28.08.2020, диплом N 443 от 23.06.2015);
в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2020 года в зале N 7 помещения суда апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 июля 2020 года по делу NА65-6989/2020 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по иску некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (ОГРН 1131600004337, ИНН 1655258891), г. Казань,
к товариществу собственников жилья "Щапова-10" (ОГРН 1031621016932, ИНН 1655074982), г. Казань,
о взыскании 1546925 руб. - задолженности за период с июня 2014 года по ноябрь 2019 года, 321132 руб. 43 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2014 по 30.11.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2019 по день вынесения решения суда, а также за период со дня следующего за днем вынесения судом решения по день фактической уплаты долга, об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - НО "Фонд ЖКХ РТ", истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к товариществу собственников жилья "Щапова-10" (далее - ТСЖ "Щапова-10", ответчик):
- о взыскании 1546925 руб. - задолженности за период с июня 2014 года по ноябрь 2019 года, 321132 руб. 43 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2014 по 30.11.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2019 по день вынесения решения суда, а также за период со дня следующего за днем вынесения судом решения по день фактической уплаты долга;
- об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2020 в удовлетворении иска в части взыскания задолженности за период с 11.01.2014 по 30.11.2019 и процентов за пользование чужими денежными средствами отказано. Исковое заявление в части обязания заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах оставлено без рассмотрения. НО "Фонд ЖКХ РТ" выдана справка на возврат из бюджета 6000 руб. - государственной пошлины из уплаченной платежным поручением N 876 от 13.04.2020.
Истец с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 10 по ул. Щапова в г. Казани выбран способ управления - ТСЖ "Щапова-10".
Положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с ЖК РФ, Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ), Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление N 1146) собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 18.04.2014 должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта.
НО "Фонд ЖКХ РТ" создана в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом N 52-ЗРТ, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Постановление N 394) и осуществляет в Республике Татарстан функции регионального оператора.
В соответствии с Постановлением N 394 НО "Фонд ЖКХ РТ" является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).
Согласно Закону N 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме.
Более того, согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2016 N 729 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, в 2017 - 2019 годах" за ТСЖ закреплена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В свою очередь, региональный оператор в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 3 статьи 5 Закона N 52-ЗРТ аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Ссылаясь на отсутствие принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и на неисполнение ответчиком обязательств по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме N 10 по ул. Щапова в г. Казани, истец направил в адрес ответчика претензию N 1181-ф от 25.09.2019 с требованием в срок до 02.10.2019 перечислить на счет регионального оператора сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 10 по ул. Щапова в г. Казани в размере 1446305 руб. за период с июня 2014 года по июль 2019 года, а также проценты за пользование чужими денежными средствами и пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт (л.д. 49-51).
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владельца специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4 статьи 170 ЖК РФ).
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и указанного закона Постановлением N 1146 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан (далее - Программа).
Пунктом 2 Постановления N 1146 предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после дня официального опубликования Программы (04.03.2014), то есть не позднее 19.04.2014.
В Республике Татарстан организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется также Законом N 52-ЗРТ, которым установлена презумпция выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Как следует из искового заявления, основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском явилось отсутствие принятого и реализованного решения собственников помещений в многоквартирном доме N 10 по ул. Щапова в г. Казани (далее - МКД) о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Между тем, из материалов дела усматривается, что общим собранием собственников помещений в МКД 18.04.2014 выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
Общим собранием собственников помещений также:
- утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере, установленном нормативным актом субъекта РФ, который составляет 5 руб. с кв. м жилой площади;
- утвержден перечень работ, услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, финансирование которого будет осуществляться за счет фонда капитального ремонта в соответствии с утвержденной долгосрочной программой капитального ремонта многоквартирных домов - в соответствии с перечнем, предусмотренным региональной программой;
- выбрано лицо, уполномоченное на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами на специальном счете - ТСЖ "Щапова-10";
- выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет - Филиал ОАО Сбербанка России N 8610/020.
Выбор способа формирования фонда капитального ремонта и утверждение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, владельца специального счета, выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в отношении дома N 10 по ул. Щапова в г. Казани подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений о формировании фонда капитального ремонта от 18.04.2014 (л.д. 120-123).
В силу прямого указания части 5 статьи 170 ЖК РФ помимо того, что в установленный срок собственники должны выбрать способ формирования фонда капитального ремонта, соответствующее решение должно быть ими еще и реализовано.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком на основании договора специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта от 12.05.2014 в банке - открытом акционерном обществе "Сбербанк России" открыт специальный банковский счет в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта для осуществления расчетов в соответствии с требованиями ЖК РФ, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банк России), перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам ОАО "Сбербанк России" и его филиалами, а также другими условиями договора.
Пунктом 1.2. договора специального банковского счета установлено, что счет носит целевой характер и предназначен исключительно для проведения операций, указанных в пункте 2.2. договора.
Согласно пункту 2.2. договора специального банковского счета по счету могут совершаться следующим операции:
1) перевод денежных средств за услуги и/или работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и/или работы, указанные в части 1 статьи 174 ЖК РФ;
2) перевод денежных средств в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и/или работ, указанных в части 1 статьи 174 ЖК РФ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительства по таким кредитам, займам;
3) перевод денежных средств со счета на другой специальный счет и зачисление на счет денежных средств, списанных с другого специального счета, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;
4) перевод денежных средств на счет регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;
5) зачисление взносов на капитальный ремонт, процентов за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов;
6) зачисление процентов за пользование чужими денежными средствами, списание денежных средств в оплату услуг банка;
7) перевод денежных средств, находящихся на счете, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 174 ЖК РФ;
8) иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта в соответствии с ЖК РФ.
Осуществление других операций по счету не допускается.
Согласно выписке операций по лицевому счету по состоянию на 16.06.2020 на специальном счете, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта в отделении банк Татарстан N 8610 ПАО "Сбербанк", исходящий остаток составляет 1039071 руб. 51 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчиком реализовано право по аккумулированию средств фонда капитального ремонта на специальном счете.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ (в действующей на тот период времени редакции) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в данный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 193, 195, 199, 200, 210, 309, 310, 395, 421 ГК РФ, статьями 155, 158, 169, 170, 173, 178, 180, 181, 189 ЖК РФ, статьями 9, 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 8 Закона N 52-ЗРТ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по перечислению средств фонда капитального ремонта в пользу регионального оператора, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания 1546925 руб. - задолженности за период с июня 2014 года по ноябрь 2019 года, 321132 руб. 43 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований признать иное и переоценить выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию истца с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, истец не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения в указанной части отсутствуют.
В части оставления без рассмотрения требования об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем не подлежит оценке судом апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 июля 2020 года по делу N А65-6989/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6989/2020
Истец: Некоммерческая организация "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: ТСЖ "Щапова 10", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд