г. Челябинск |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А76-18695/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2020 по делу N А76-18695/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Гуськова Е.Н. (удостоверение, доверенность N 217 от 16.10.2019, диплом), Жигалова О.Г. (удостоверение, доверенность N 292, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "МетМашУфалей" (далее - истец, ООО "МетМашУфалей") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ответчик) о взыскании в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) процентов в сумме 30 401,35 руб. за пользование чужими денежными средствами за период с 15.10.2018 по 17.07.2019 (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2019 исковые требований удовлетворены, с Фонда в пользу общества взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 401,35 руб., а также судебные расходы.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2020 принятые по настоящему делу судебный акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении ООО "МетМашУфалей" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса уточнило требование, просит взыскать проценты на сумму подлежащих возврату страховых взносов в размере 36 988,32 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2020 исковые требований удовлетворены, с Фонда в пользу общества взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 36 988,32 руб. на сумму подлежащих возврату страховых взносов, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять новый судебный акт о взыскании с Фонда процентов в размере 21 315, 64 руб.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на неверность определения начала и окончания периода расчета процентов. Так, поскольку согласно плану финансового обеспечения в 2018 году, представленного обществом, расходы на проведение предупредительных мер в размере 565 151,85 руб. должны были быть учтены в 4 квартале 2018 года, следовательно, начисление процентов, начиная с 15.10.2018 является неправомерным.
Кроме того, согласно уточненному расчету страховых взносов за 2018 г., представленного обществом и принятого фондом 10.06.2019, расходы в сумме заявлены обществом в 4 квартале 2018 года. Что, по мнению Фонда, является основанием для начисления процентов только по 10.06.2019.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, считает решение законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание представители общества не явились. С учетом мнения представителей фонда в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "МетМашУфалей" 26.07.2018 обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Приказом от 09.08.2018 N 205/18 Фондом было принято решение об отказе ООО "МетМашУфалей" в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в сумме 565 151,85 руб.
Не согласившись с приказом Фонда от 09.08.2018 N 205/18, общество обжаловало его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 по делу N А76-32526/2018 приказ Фонда от 09.08.2018 N 205/18 об отказе ООО "МетМашУфалей" в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2018 году в размере 565 151,85 руб., признан незаконным. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МетМашУфалей", предоставив финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2018 году в размере 565 151, 85 руб.
Постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 и Арбитражного суда Уральского округа от 18.06.2019 решение суда первой инстанции по делу N А76-32526/2018 оставлено без изменения.
Удовлетворяя требования ООО "МетМашУфалей", суды трех инстанций исходили из отсутствия оснований для отказа обществу в предоставлении финансового обеспечения.
Далее, 10.06.2019 обществом предоставлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (т. 1, л.д. 37-44), согласно которому сумма финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний составляет 565 151,85 руб.
25.06.2019 фонд платежным получением от 25.06.2019 N 97375, перечислил на расчетный счет общества сумму 494 506,31 руб., назначение платежа - возврат излишне уплаченных страховых взносов (т. 1, л.д. 51).
Указывая на неправомерный отказ Фонда в финансовом обеспечении, а также ссылаясь на то, что в случае положительного рассмотрения ответчиком заявления истца от 26.07.2018, ответчик произвел бы зачет суммы 350 832,15 руб. в счет обязанности истца уплатить страховые взносы в Фонд за сентябрь 2018 года, т.е. до 15.10.2018 и оставшуюся сумму 214 319,70 руб. в счет обязанности истца уплатить страховые взносы за октябрь 2018 года, т.е. до 15.11.2018, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что требования общества являются законными и обоснованными.
Заслушав объяснение Фонда, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 - 2 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 26.6 и 26.7 данного закона, за исключением случаев, указанных в п. 3 названной статьи.
Согласно п. 1 ст. 26.6 Федерального закона N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя. Взыскание страховых взносов производится по решению территориального органа страховщика путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов страхователя (п. 2). До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 3). Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (п. 5).
В силу п. 1 ст. 26.13 Федерального закона N 125-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату страхователю в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается территориальным органом страховщика в течение десяти дней со дня получения заявления страхователя, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов (п. 3 ст. 26.13). В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, территориальный орган страховщика принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном п. 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму (п. 7 ст. 26.13).
Согласно п. 9 ст. 26.13 Федерального закона N 125-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления страхователя о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, при этом процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне взысканных страховых взносов.
Исходя из положений ст. 26.6 Федерального закона N 125-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005 N 503-О в отношении аналогичных норм НК РФ, требование фонда об уплате страховых взносов является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество страхователя).
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.03.2005 N 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение требования не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Взыскание налога - длящийся процесс, на первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму, на втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) зависит от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно - без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Установление положениями НК РФ различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.
Начисление процентов в случае возврата публичных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является компенсацией причиненного страхователю ущерба, дополнительной гарантией защиты прав, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации (с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005 N 503-О).
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 по делу А76-32526/2018 приказ Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 09.08.2018 N 205/18 об отказе ООО "МетМашУфалей" в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2018 году в размере 565 151, 85 руб., признан недействительным как несоответствующий Федеральному закону N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Приказу 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 по делу А76-32526/2018, решение Арбитражного суда Челябинской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что фактически сумма финансового обеспечения от ответчика получена истцом:
- 25.06.2019 в сумме 184 152,03 руб. в виде возврата излишне уплаченных страховых взносов, которые ответчик перечислил на расчетный счет истца по платежному получению от 25.06.2019 N 97375 (494 506,31 руб.-380 999,82 руб.);
- 15.07.2019 в сумме 380 999,82 руб, в виде зачета страховых взносов, начисленных и подлежащих уплате в Фонд за июнь 2019 года, что следует из прилагаемого расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первое полугодие 2019 года (задолженность за страхователем за последние 3 месяца отчетного периода 385 679,99 руб. минус задолженность за страхователем на конец отчетного периода 4 680,08 руб.).
Удовлетворяя требование истца в заявленном размере, суд первой инстанции, проверив правильность расчета процентов и наличие права общества на их взыскание, пришел к выводу, что начисление процентов произведено истцом верно.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что при положительном рассмотрении ответчиком заявления истца от 26.07.2018, ответчик произвел бы зачет суммы 350 832,15 руб. в счет обязанности истца уплатить страховые взносы в Фонд за сентябрь 2018 года, т.е. до 15.10.2018 и оставшуюся сумму 214 319,70 в счет обязанности истца уплатить страховые взносы за октябрь 2018 года, т.е. до 15.11.2018.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н).
Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер (пункт 1 Правил N 580н).
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году. Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (пункт 4 Правил N 580н).
Вместе с заявлением страхователь представляет, в том числе план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования.
Согласно разработанной форме в плане указывает период, в котором планируются страхователем указанные расходы.
Судом установлены и подтверждается материалами дела, что общество, обратившись в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, представило план финансового обеспечения в 2018 году, согласно которому планируемые расходы в размере 565 151, 85 руб. отнесены заявителем к 4 кварталу 2018 года.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что право на зачет расходов, направленных обществом на финансовое обеспечение предупредительных мер возникло не ранее чем за октябрь 2018 года, со сроком уплаты страховых взносов за указанный период до 15.11.2018.
Следовательно, начисление процентов на сумму страховых взносов необходимо производить с 15.11.2018 на сумму страховых взносов, подлежащих уплате за октябрь 2018 года.
Согласно расчету страховых взносов, представленного обществом за 4 квартал, сумма страховых взносов за октябрь 2018 года составила 365 496, 34 руб. (л.д. 12-14).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает верным довод Фонда о возникновении права на зачет спорных сумм расходов у общества в 4 квартале 2018 года.
Кроме того, как установлено судом, общество представило уточненный расчет страховых взносов за 4 квартал 2018 года, согласно которому расходы в размере 565 151, 85 руб. отражены обществом в заявленный согласно плану финансового обеспечения период.
Довод Фонда о необходимости начисления процентов с 15.01.2019 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку как указано выше 26.07.2018 общество с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер представило план финансового обеспечения в 2018 году, согласно которому планируемые расходы в размере 565 151, 85 руб. отнесены заявителем к 4 кварталу 2018 г. без ежемесячного указания внутри квартала. Таким образом, при положительном рассмотрении фондом заявления общества, расходы должны были быть учтены, начиная с октября 2018 года.
Довод Фонда о начислении процентов до 10.06.2019, также не принимается судебной коллегией, поскольку как установлено судом и следует из материалов дела возврат и зачет излишне взысканных страховых взносов осуществлен Фондом лишь 25.06.2019 в сумме 184 152,03 руб. в виде возврата излишне уплаченных страховых взносов, которые перечислены на расчетный счет общества по платежному получению от 25.06.2019 N 97375 (494 506,31 руб. - 380 999,82 руб.) и 15.07.2019 в сумме 380 999,82 руб., в виде зачета страховых взносов, начисленных и подлежащих уплате в Фонд за июнь 2019 года.
Вопреки доводам жалобы, 10.06.2020 не произведен обществу возврат или зачет страховых взносов, а только принят уточненный расчет общества за 2018 год, в результате отражения расходов в сумме 565 151,85 руб. за 4 квартал 2018 г., в результате которого у общества и возникла переплата по страховым взносам, что прямо указано фондом в отзыве от 17.04.2020.
Таким образом, расчет процентов следует считать с 15.11.2018 до даты фактического возврата и зачета страховых взносов.
Расчет процентов произведен судом самостоятельно по формуле: страховые взносы*количество дней просрочки*1/300 ставки рефинансирования и составил 32 771,95 руб.
Сумма страховых взносов, руб. |
Период просрочки |
Количество дней |
Ставка рефинансирования,% |
Проценты, руб. |
|
365 496,34 |
15.11.2018 |
14.12.2018 |
30 |
7,5 |
2 741,22 |
565 151,85 |
15.12.2018 |
16.12.2018 |
2 |
7,5 |
282,58 |
565 151,85 |
17.12.2018 |
16.06.2019 |
182 |
7,75 |
26 571,56 |
565 151,85 |
17.06.2019 |
25.06.2019 |
9 |
7,5 |
1 271,59 |
380 999,82 |
26.06.2019 |
15.07.2019 |
20 |
7,5 |
1 905,00 |
Итого: |
|
|
|
|
32 771,95 |
На основании изложенного, решение суда подлежит изменению на основании пункта на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по апелляционной инстанции не подлежат распределению, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2020 по делу N А76-18695/2019 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "МетМашУфалей" проценты в размере 32 771,95 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18695/2019
Истец: ГУ ЧРО ФСС РФ филиал N9, ООО "Метмашуфалей"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-984/20
28.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8949/20
29.06.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18695/19
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-984/20
10.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17125/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18695/19