г. Самара |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А65-31233/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" - представитель Халикова Сирень Мухаметгарифовна (доверенность от 14.10.2019 г.),
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, - представители Суркова Ирина Юрьевна (доверенность от 30.04.2020 г.) и Царева Наталья Вадимовна (доверенность от 09.01.2020 г.),
от ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" - представитель не явился, извещено,
от Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ",
апелляционную жалобу ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2020 года по делу N А65-31233/2019 (судья Мазитов А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", г. Казань (ОГРН 1091651001067, ИНН 1651057270)
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443)
Третьи лица:
- ООО "Осиновская теплоснабжающая компания",
- Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения
о признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по заявлению ООО "ПЭСТ" от 01.08.2019 г. за исх. N 299,
о признании недействительным решения от 03.09.2019 г. за исх. N 3-26/2759 об отказе в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 г. для ООО "ПЭСТ" полностью,
о признании недействительным решения от 30.09.2019 г. N 2-26/3086 об отказе в рассмотрении заявления от 01.08.2019 г. N 299 об установлении тарифа на 2019 г. об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПЭСТ",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее по тексту - ответчик, Комитет) о признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по заявлению ООО "ПЭСТ" от 01.08.2019 за исх. N 299. Уточнение требования принято определением суда от 29.01.2020.
В деле N А65-31494/2019 заявитель обратился в суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействительным решения от 03.09.2019 за исх. N 3-26/2759 об отказе в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 для ООО "ПЭСТ", об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления для ООО "ПЭСТ" тарифа на услуги по транспортировке горячей воды на 2019 по заявлению от 30.07.2019 N 291.
В деле N А65-36980/2019 заявитель обратился в суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействительным решения от 30.09.2019 N 2-26/3086 об отказе в рассмотрении заявления от 01.08.2019 N 299 об установлении тарифа на 2019, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПЭСТ".
В порядке ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд определениями от 14.05.2020 и от 26.05.2020 объединил дела N А65-31233/2019, N А65-31434/2019 и N А65-36980/2019 для совместного их рассмотрения в одно производство, присвоив номер А65-31233/2019.
До рассмотрения спора по существу суд в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Осиновская теплоснабжающая компания", Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ПЭСТ" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В судебном заседании просительную часть апелляционной жалобы представитель ООО "ПЭСТ" уточнил, просил изменить мотивировочную часть решения, поскольку решение суда первой инстанции не вносит правовую определенность в вопросе о необходимости установления (утверждения) в законном порядке тарифа на транспортировку горячей воды в закрытой системе горячего водоснабжения (если учтены все расходы в тарифе на оказание услуг по передаче тепловой энергии). Также решение суда не вносит ясность в вопросе относительно взыскания долга с теплоснабжающей организации за оказанные истцом услуги по передаче тепловой энергии за транспортировку горячей воды в отсутствие утвержденного тарифа на транспортировку горячей воды и возможности использования при этом утвержденного тарифа "на оказание услуг по передаче тепловой энергии".
В апелляционной жалобе третье лицо ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" (ООО "ОТК) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении требований истца к ответчику об установлении для него тарифа на транспортировку горячей воды в соответствии с условиями заключенного между истцом и ООО "ОТК" договора N ОТК 020-19 от 22.03.2019 г. по транспортировке горячей воды.
В судебном заседании представитель ООО "ПЭСТ" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, приведенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и подтверждается содержащимися в ЕГРН сведениями, что ООО "ПЭСТ" является собственником объекта недвижимости - Тепловые сети и сети ГВС, кадастровый номер 16:20:000000:3344, протяженность 7 396 м., расположенные по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, с.Осиново; с.Осиново, по ул.Майская, поз.N 2; с.Осиново, по ул.Майская; п.Октябрьский. Право собственности зарегистрировано 06.02.2019 за N 16:20:000000:3344-16/016/2019-3.
30 июля 2019 года заявитель обратился в Комитет по тарифам с заявлением исх.N 291 об установлении тарифа на транспортировку горячей воды на период 2019 год. Указанное заявление зарегистрировано Комитетом 31.07.2019 за вх.N 4657.
01 августа 2019 года Общество вновь обратилось в Комитет по тарифам с заявлением исх.N 299 об установлении тарифа на транспортировку горячей воды на период 2019 год. Указанное заявление зарегистрировано Комитетом 05.08.2019 за вх.N 4726.
В ответ на заявление Общества от 30.07.2019 за исх.N 291 ответчик письмом от 03.09.2019 за исх.N 3-26/2759 возвратил указанное заявление без рассмотрения, указав, что ранее письмом Госкомитета от 05.07.2019 N 3-26/2055 было отказано в открытии тарифного дела по объективным причинам.
В указанном письме от 05.07.2019 ответчик уже сообщил заявителю, что заявленные ООО "ПЭСТ" расходы на предоставление услуги по транспортировке горячей воды в полном размере учтены в тарифе на передачу тепловой энергии, установленном постановлением Госкомитета от 26.04.2019 N 5-1/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ".
Письмом от 30.09.2019 за исх.N 2-26/3086 Комитет в ответ на заявление общества от 01.08.2019 за исх.N 299, возвратил данное заявление без рассмотрения ввиду того, что постановлением от 26.04.2019 N 5-1/тэ Государственным комитетом по тарифам Республики Татарстан по заявлению ООО "ПЭСТ" от 26.02.2019 N 67, были установлены тарифы на передачу тепловой энергии с учетом расходов на содержание сетей горячего водоснабжения. В этом письме Комитет также сообщил заявителю, что у него имеется право в случае ведения раздельного учета по итогам полного финансового года направить в орган регулирования отдельные тарифные дела на передачу тепловой энергии и транспортировку горячей воды.
Полагая, что ООО "ПЭСТ" должны быть установлены 2 тарифа: на оказание услуг по передаче тепловой энергии и на транспортировку горячей воды, а действия (бездействия) ответчика не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). В свою очередь, заявитель должен доказать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно содержащимся в ЕГРН сведениям, ООО "ПЭСТ" является собственником объекта недвижимости - Тепловые сети и сети ГВС, кадастровый номер 16:20:000000:3344, протяженность 7 396 м., расположенные по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, с.Осиново; с.Осиново, по ул.Майская, поз.N 2; с.Осиново, по ул.Майская; п.Октябрьский. Право собственности зарегистрировано - 06.02.2019 за N 16:20:000000:3344-16/016/2019-3.
Заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии в Осиновском сельском поселении в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО "Осиновская теплоснабжающая компания", что подтверждается договором N ОТК 014-19 об оказании услуг по передаче тепловой энергии и горячей воды (на нужды отопления и горячего водоснабжения) и теплоносителя от 19.02.2019, заключенным между ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" и ООО "ПЭСТ".
ООО "ПЭСТ" эксплуатирует тепловые сети для нужд отопления и горячего водоснабжения в закрытой системе теплоснабжения.
Отношения в сфере горячего водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что в рамках настоящего спора теплоснабжение и ГВС осуществляется в закрытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В силу пункта 7 статьи 2 Закона о водоснабжении горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона о водоснабжении организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 Закона о водоснабжении).
Как следует из пункта 27 статьи 2 Закона о водоснабжении централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения). Аналогичное определение закрытой системы теплоснабжения изложено в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о водоснабжении в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из пункта 4 статьи 31 Закона о водоснабжении следует, что к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся: горячее водоснабжение, в том числе, приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды.
Тарифное регулирование в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Раздел XI. "Особенности установления тарифов на горячую воду" Основ ценообразования в редакции действовавшей в 2019 году содержит следующие положения.
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования).
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды (пункт 92 Основ ценообразования).
Таким образом, пунктом 92 Основ ценообразования было установлено, что расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, являются составляющей компонента на тепловую энергию.
Предъявленные заявителем требования направлены на установление тарифа на транспортировку горячей воды на 2019 год.
Между тем, из материалов дела следует, что расходы заявителя, связанные с транспортировкой горячей воды, уже учтены при установлении ответчиком тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год.
На основании заявления ООО "ПЭСТ" об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год (письмо от 26.02.2019 N 67, л.д.13, т.д.2), приказом Государственного комитета по тарифам РТ от 04.03.2019 N 22 "Об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" на 2019 год и выборе метода регулирования" открыто тарифное дело N 20-126/тэ.
Постановлением Государственного комитета по тарифам РТ от 26.04.2019 N 5-1/тэ (с учетом изменений от 30.09.2019 N 5-6/тэ) для ООО "ПЭСТ" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год:
- с момента вступления в силу по 30 июня 2019 года - 128,41 руб./Гкал (без учета НДС);
- с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 132,77 руб./Гкал (без учета НДС) с ростом 103,4% к тарифу 1 полугодия 2019 года.
Указанные величины тарифов рассчитаны Комитетом исходя из затрат заявителя на передачу тепловой энергии (теплоснабжение и горячее водоснабжение), а также с учетом общих затрат на эксплуатацию принадлежащих заявителю тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения.
В рамках тарифного дела ООО "ПЭСТ" на 2019 год на установление тарифов на тепловую энергию заявителем не представлялись сведения о ведении раздельного учета расходов по тепловым сетям и сетям ГВС по принадлежащему заявителю единому объекту - тепловые сети и сети ГВС, кадастровый номер 16:20:000000:3344.
Поскольку расходы заявителя, связанные с транспортировкой горячей воды, были учтены ответчиком при установлении тарифов на тепловую энергию, тариф на транспортировку горячей воды в 2019 году установлению не подлежал, о чем ответчик сообщил заявителю в письмах от 05.07.2019 г. N 3-26/2055 и от 30.09.2019 г. N 2-26/3086.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обжалуемые заявителем действия (бездействие) Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан по тарифам не нарушили прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этом, арбитражный апелляционный суд отмечает, что судом первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела установлены следующие обстоятельства, которые не нашли отражение в решении суда.
При расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в необходимую валовую выручку ООО "ПЭСТ" на 2019 год Госкомитетом были учтены расходы на эксплуатацию и проведение ремонтных работ сетей и теплоснабжения и горячего водоснабжения (далее - ГВС), в том числе сети отопления - 7332,5 м. и сети горячего водоснабжения - 4950,85 м.
- амортизационные отчисления по сетям теплоснабжения - 329,11 тыс. руб.
- расходы на текущее обслуживание и эксплуатацию и сетей теплоснабжения и ГВС в сумме 2451,4 тыс. руб.;
- расходы на ремонт сетей отопления и ГВС в сумме 595,3 тыс. руб.
Представлен приказ Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 05.03.2019 N 41-ОД об утверждении норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "ПЭСТ" на 2019 год, в котором норматив потерь тепловой энергии также не разделен на сети отопления и на сети ГВС, а принят единой величиной 7715,0 Гкал.
Кроме того, ООО ПЭСТ" в рамках тарифной заявки на утверждение тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год не представлен раздельный учет расходов организации на содержание сетей отопления и на содержание сетей горячего водоснабжения.
Расходы, связанные с транспортировкой тепловой энергии на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения, учтены в полном объеме при утверждении тарифов на 2019 год для ООО "ПЭСТ" на услуги по передаче тепловой энергии.
На 2019 год для ООО "ПЭСТ" принят отпуск тепловой энергии в сеть - 40 008,0 Гкал, по предложению организации, в том числе на нужды ГВС:
- потери тепловой энергии - 7 715,0 Гкал, в соответствии с утвержденным нормативом потерь тепловой энергии на 2019 год (приказ Министерства промышленности и торговли РТ от 05.03.2019 N 41-ОД);
- полезный отпуск - 32 293,00 Гкал (в том числе на нужды отопления и ГВС).
ООО "ПЭСТ" в тарифной заявке на 2019 год представило объем тепловой энергии без разделения на нужды отопления и ГВС.
В соответствии с п. 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", допускается учет расходов на содержание систем горячего водоснабжения в тарифах на тепловую энергию.
На момент подачи ООО "ПЭСТ" заявления об утверждении тарифов на передачу тепловой энергии раздельный учет расходов на передачу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения у организации отсутствовал.
В связи с тем, что постановлением Госкомитета от 26.04.2019 N 5-1/тэ установлены тарифы на передачу тепловой энергии с учетом расходов на содержание сетей горячего водоснабжения, установление отдельного тарифа на транспортировку горячей воды не требуется.
Постановлением Госкомитета от 26.04.2019 N 5-1/тэ установлены тарифы на передачу тепловой энергии с учетом расходов на содержание сетей горячего водоснабжения, ООО "ПЭСТ" вправе выставлять счета на оплату передачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в рамках договора по транспортировке горячей воды по установленному тарифу на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "ПЭСТ".
При таких обстоятельствах, требования заявителя обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ПЭСТ" суд апелляционной инстанции не принимает во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 468, Госкомитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении). В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление в сфере водоснабжения и водоотведения), которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с Постановлением в сфере водоснабжения и водоотведения приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. N 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Регламент).
Относительно нарушения ответчиком сроков, установленных п. 11 Регламента, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
ООО "ПЭСТ" является владельцем тепловых сетей для нужд отопления, так и для нужд горячего водоснабжения, приобретенных по договору купли-продажи имущества у АО "Осиновские инженерные сети" от 28.01.2019.
28.06.2019 ООО "ПЭСТ" впервые обратилось в Госкомитет с заявлением (от 28.06.2019 N 231) об установлении тарифа на транспортировку горячей воды на 2019 год.
Госкомитет, руководствуясь нормами федерального закона в сфере водоснабжения и водоотведения, отказал ООО "ПЭСТ" в открытии тарифного дела об установлении тарифа на транспортировку горячей воды на 2019 год, по причине того, что заявленные истцом расходы и объемы на предоставление услуги по транспортировке горячей воды учтены в тарифе на передачу тепловой энергии, установленном постановлением Госкомитета от 26.04.2019 N 5-1/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ", о чем организация уведомлена письмом от 05.07.2019 N 3-26/2055.
Таким образом, если бы Госкомитет установил тариф на транспортировку горячей воды для ООО "ПЭСТ", то расходы по содержанию сетей горячего водоснабжения повторно были бы учтены для организации, что является нарушением федерального законодательства (пункт 9 Основ ценообразования "повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается").
С учетом изложенного, Госкомитет установил обстоятельства, при которых установление тарифов на услуги по транспортировке горячей воды для ООО "ПЭСТ" на 2019 год не представляется возможным для органа регулирования, поскольку расходы на услуги по транспортировке горячей воды учтены в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "ПЭСТ" на 2019 год, а включение аналогичных расходов привело бы к нарушению федерального законодательства.
По аналогичной причине оставлено без рассмотрения заявление ООО "ПЭСТ" от 30.07.2019 N 291, ответ на которое был направлен письмом Госкомитета от 03.09.2019 N3-26/2759, от 01.08.2019 N 299, ответ был направлен письмом Госкомитета от 30.09.2019 г. N 2-26/3086.
Госкомитет сообщил заявителю о невозможности установления тарифов на услуги по транспортировке горячей воды для заявителя на 2019 год в своем ответе от 05.07.2019 N 3-26/2055, от 30.09.2019 г. N2-26/3086, следовательно действия Госкомитета не привели к лишению ООО "ПЭСТ" возможности реализации прав по принятию своевременных мер для установления тарифа.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ПЭСТ" арбитражный апелляционный суд не находит.
Также судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы ООО "ОТК" по следующим основаниям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении). В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 27 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под закрытой системой горячего водоснабжения понимается централизованная система горячего водоснабжения, представляющая собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится, в том числе транспортировка горячей воды.
В соответствии с пунктами 88, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии на основании такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов на основании пункта 92 Основ ценообразования, предусматривающего включение в расчет тарифов на тепловую энергию расходов, в том числе, связанных с транспортировкой горячей воды (абз.2 стр.5 решения Суда).
С учетом изложенного, законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрена прямая норма, устанавливающая исключение возможности для органа регулирования установления тарифов на услуги по транспортировке горячей воды, при условии включении расходов, связанных с транспортировкой горячей воды, в тариф на тепловую энергию (мощность).
Госкомитет, руководствуясь нормами федерального закона в сфере водоснабжения и водоотведения, отказал ООО "ПЭСТ" в открытии тарифного дела об установлении тарифов на транспортировку горячей воды на 2019 год, по причине того, что заявленные ООО "ПЭСТ" расходы и объемы на предоставление услуги по транспортировке горячей воды учтены в тарифе на передачу тепловой энергии, установленном постановлением Госкомитета от 26.04.2019 N 5-1/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ".
При этом заявитель не оспаривает факт того, что расходы и объемы тепловой энергии на услуги по транспортировке горячей воды учтены в тарифе на передачу тепловой энергии для ООО "ПЭСТ" на 2019 год.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционных жалобах не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Поскольку ООО "ОТК" ошибочно уплачена государственная пошлина в размере 1500 руб. по платежному поручению от 28 июля 2020 г. N 437, она подлежит возврату подателю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2020 года по делу N А65-31233/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 28 июля 2020 года N 437 в размере 1500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31233/2019
Истец: ООО "ПЭСТ", г. Казань
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения, ООО Осиновская теплоснабжающая компания