г. Красноярск |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А33-34812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от Прокурора Красноярского края: Даценко О.А., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края, служебное удостоверение ТО N 263516;
от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края:
Гороховой К.И., представителя по доверенности от 19.12.2019 N 92-04-14450,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 июня 2020 года по делу N А33-34812/2019,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского края в интересах муниципального образования Козульский район в лице администрации Козульского района (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580), к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алиеву Эльчину Абиду оглы (ИНН 242100027667, ОГРН 311241120800026) (далее - ответчик):
о признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного пользования находящихся в государственной собственности земельных участков от 11.11.2016 N 08-БП-1675, заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Алиевым Эльчином Абид оглы;
о применении последствий недействительности сделки в виде обязании главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алиева Эльчина Абид оглы возвратить муниципальному образованию "Козульский район" в лице администрации Козульского района по акту приема-передачи:
1) земельный участок с кадастровым номером 24:21:0103003:332, площадью 24 000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 5,1 км. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 125 (земельный участок частично расположен в охранных зонах магистральных трубопроводов, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка) в первоначальном виде, свободном от зданий, хозяйственных построек и отходов лесопиления.
2) земельный участок с кадастровым номером 24:21:0103003:334, площадь 518 000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 4,5 км. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 127 (земельный участок частично расположен в охранных зонах линий и сооружений связи Российской Федерации, объектов электросетевого хозяйства, придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка) в первоначальном виде, свободным от зданий, хозяйственных построек и отходов лесопиления.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично, названный договор безвозмездного пользования от 11.11.2016 N 08-БП-1675, признан недействительным. Применены последствия недействительности сделки:
суд обязал главу крестьянского (фермерского) хозяйства Алиева Эльчина Абид оглы возвратить муниципальному образованию "Козульский район" в лице администрации Козульского района по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 24:21:0103003:332, площадью 24 000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 5,1 км. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 125 (земельный участок частично расположен в охранных зонах магистральных трубопроводов, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка).
Не согласившись с указанным судебным актом в части удовлетворения иска, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края обратилось с апелляционной жалобой и уточнениями к ней в Третий арбитражный апелляционный суд, указав следующее:
- судом неверно применены положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку названная статья не содержит в себе прямого указания на возможность ее применения в случаях предоставления земельных участков в безвозмездное пользование;
- судом в решении не дана оценка доводу представителя агентства о необходимости применения в указанном случае статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации;
- судом неправильно истолкованы положения пп. 7 ст. 1, пп. 6 п. 2 ст. 39.10, п. 8 ст. 39.14, ст. ст. 39.17, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации;
- судом не применены положения пункта 1 статьи 22, подпункта "б" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 2 статьи 21, части 2 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и, как следствие, пункта 6 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обуславливающего необходимость возвращения искового заявления прокуратуры Красноярского края.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в иске, Прокурором Красноярского края представлен в материалы дела дополнительный отзыв, согласно которому:
- в рамках настоящего иска о признании сделки недействительной прокурором правильно избран способ восстановления нарушенного права материального истца - заявлено требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ответчика возвратить земельный участок с кадастровым номером 24:21:0103003:334 в первоначальном виде, свободным от зданий, хозяйственных построек и отходов лесопиления, позволяющее определить судьбу расположенных на участке строений, что по сути, является заявлением о сносе.
На основании изложенного, истец просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.06.2020 по настоящему делу в части отказа в удовлетворении требования о возложении на главу КФХ Алиева Э.А. обязанности возвратить материальному истцу земельный участок с кадастровым номером 24:21:0103003:334 в первоначальном виде, свободным от зданий, хозяйственных построек, отходов лесс пиления, отменить, принять новое решение об удовлетворении указанного требования.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 27.08.2020. Протокольным определением от 27.08.2020 судебное разбирательство отложено до 24.09.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алиева Эльчина Абиду оглы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 25.10.2016 N 894-р земельные участки с кадастровым номером 24:21:0103003:332 (площадь 24 000 кв.м.) и с кадастровым номером 24:21:0103003:334 (площадь 518 000 кв.м.) переданы в муниципальную собственность Козульского района Красноярского края.
Согласно выписке из ЕГРП земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:21:0103003:332, площадью 24 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 5,1 км. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 125 (земельный участок частично расположен в охранных зонах магистральных трубопроводов, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка) в первоначальном виде, свободном от зданий, хозяйственных построек и отходов лесопиления, 20.12.2016 зарегистрирован на праве собственности за Муниципальным образованием Козульского района Красноярского края.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 03.09.2019 N КУВИ-001/2019-21592873 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:21:0103003:334, площадью 518 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 4,5 км. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 127 (земельный участок частично расположен в охранных зонах линий и сооружений связи Российской Федерации, объектов электросетевого хозяйства, придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка) в первоначальном виде, свободным от зданий, хозяйственных построек и отходов лесопиления, 12.14.2016 зарегистрирован на праве собственности за Муниципальным образованием Козульского района Красноярского края.
01.09.2016 в агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило заявление (вх. N 92-14563 от 01.09.2016) от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алиева Эльчина Абида оглы о предоставлении в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственного производства сроком на 6 лет земельного участка.
Между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (ссудодатель) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Алиевым Эльчином Абид оглы (ссудополучатель) 11.11.2016 заключен оспариваемый договор безвозмездного пользования находящихся в государственной собственности земельных участков N 08-БП-1675, согласно пункту 1.1 которого ссудодатель предоставляет в безвозмездное пользование ссудополучателю для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения со следующими характеристиками:
кадастровый номер 24:21:0103003:332, площадь 24 000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 5,1 км. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 125 (земельный участок частично расположен в охранных зонах магистральных трубопроводов, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка);
кадастровый номер 24:21:0103003:334, площадь 518 000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 4,5 км. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 127 (земельный участок частично расположен в охранных зонах линий и сооружений связи РФ, объектов электросетевого хозяйства, придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка).
В соответствии с пунктом 1.2 договора, срок действия договора 6 лет с даты его подписания.
В силу пункта 2.2 договора договор имеет силу акта приема-передачи. Договор прошел государственную регистрацию 08.12.2016 согласно соответствующей отметке на нем.
Согласно акту проверки исполнения требований земельного законодательства от 06.04.2020 прокуратурой района на основании рапорта помощника прокурора Козульского района Павлюченко М.С. проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства Алиевым Эльчином Абид оглы требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что Алиев Эльчин Абид оглы являясь индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства осуществляет предпринимательскую деятельность на основании договора безвозмездного пользования земельного участка от 11.11.2016 N 08-БП-1675 на двух земельных участках. Первый земельный участок (кадастровый номер 24:21:0103003:332, общей площадью 24 000 кв.м., расположен: Российская Федерация, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 5,1 км от ориентира по направлению на запад) эксплуатируется в целях сенокошения в летний период времени. На момент осмотра, земельный участок не эксплуатировался.
На втором земельном участке (кадастровый номер 24:21:0103003:334, общей площадью 518 000 кв.м., расположен по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Оринентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 4,5 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок 127) располагается 8 сооружений, из которых:
Первое сооружение - электрический трансформатор.
Второе сооружение - общей площадью 112 кв.м., предназначено для переработки молочной и мясной продукции. На момент проведения осмотра, во временном сооружении проводился лако-красочный ремонт, в виду чего, сооружение не эксплуатируется.
Третье сооружение, общей площадью 80 кв.м., предназначено для содержания скота. На момент проведения проверки в ее сооружении содержались животные (овцы, козы) в количестве 18-20 голов.
Четвертое сооружение, общей площадью 60 кв.м., имеющее 2 этажа. На первом этаже хранится зерно, второй этаж предназначен для офиса. На момент проверки, второй этаж не эксплуатируется ввиду проведения ремонта.
Пятое сооружение-теплица для выращивания овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур. На момент осмотра эксплуатировалось по назначению.
Шестое, седьмое, восьмое помещения - лесопильные цеха. В лесопильных цехах располагались лесоперерабатывающие станки. В непосредственной близости от цехов располагаются срубленные деревья породы сосна общим объемом примерно 150-200 кубических метров. Согласно устным пояснениям ИП главы КФХ Алиева Э.А.о., срубленные деревья породы сосна распиливаются для личных целей.
В ходе осмотра земельного участка установлено, что по всей его территории размещены отходы производства (металл, пластик, в большей части опилки, горбыль). Отходы производства расположены на почве. Специальная площадка для временного хранения отходов отсутствует. Размещение отходов производства на почве приводят к порче, уничтожению и иному негативному воздействию на земельные участки, их свойства. Деятельность по предоставлению услуг питания ИП главой Алиевым Э.А.о. на земельном участке с кадастровым N 24:21:0103003:334 не осуществляется в виду того, что здание капитального строительства "Кафе - Трактир 719" сгорело в сентябре 2019 года. Ранее, прокуратурой района в адрес ИП Алиева Э.А.о. внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, выразившиеся в размещении отходов производства на почве. Однако нарушения не устранены. Таким образом, по результатам проверки в действиях ИП главы КФХ Алиева Э.А.о. усматриваются признаки административного правонарушения по части 1статьи 8.2. КоАП РФ.
Истец, полагая, что указанный договор является недействительной (ничтожной) сделкой по распоряжению земельным участком, предоставленным главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алиеву Эльчину Абиду оглы на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации оспариваемый договор является сделкой.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Нормами статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. При наличии в законе специального основания недействительности такая сделка признается недействительной по этому основанию (например, по правилам статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
С учетом положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация обязана была в течение 30 дней обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков указанных в заявлении Алиева Эльчина Абида оглы от 01.09.2016 в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка, и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо принять решение об отказе в предоставлении данных земельных участков.
Как следует из материалов дела, Прокурором Красноярского края проведена проверка, по результатам которой установлено, что договор безвозмездного пользования находящихся в государственной собственности земельных участков N 08-БП-1675 от 11.11.2016 заключен ответчиками в отсутствие опубликованного извещения о предоставлении земельных участков в газете "Авангард", на официальном сайте Российской Федерации - www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Доказательств опубликования вышеуказанного извещения до 01.10.2016 (30 дней от даты поступления заявления Алиева Эльчина Абида оглы) суду не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что агентством не соблюдена процедура предоставления спорных земельных участков, предусмотренная пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемая сделка совершена с нарушением императивных требований закона о порядке предоставления земельного участка, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих право претендовать на получение земельного участка в случае соблюдения установленных законом процедур, на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный ответчиками договор обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
Доводы агентства о том, что судом первой инстанции неверно применены положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также о необходимости применения положений статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отклоняет как основанные на неправильном толковании норм права. Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что правовое регулирование спорной ситуации осуществляется в соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которые относятся к порядку предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам на любом праве.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указывается информация согласно пункту 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
И только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, определенных в пункте 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на удовлетворение поступившего заявления.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, определенные в пункте 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, об отказе в предоставлении земельного участка без конкурсных процедур, обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, а также принимает решение о проведении соответствующего аукциона.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, положения ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, связанным с предоставлением земельных участков в безвозмездное пользование главам КФХ, что следует из содержания указанной правовой нормы во взаимосвязи с п. 8 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края обязано было обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Таким образом, уполномоченный орган после поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, или принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
Поскольку в данном случае агентством не принималось решение об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган обязан был обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Только в случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 39.10, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения торгов на основании предоставленного им заявления при условии, что этот гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
При наличии иных граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обязан приступить к процедуре проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем наличие либо отсутствие иных претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
В данном случае публикация извещения в связи с обращением главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алиевым Э.А.о о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование ни на официальном сайте агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, ни в печатных изданиях, ни на сайте www.torgi.gov.ru не производилась, что подтверждено исследованными суду доказательствами.
Публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу
Таким образом, с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Алиевым Э.А.о мог быть заключен договор только в случае отсутствия иных претендентов на получение этого же земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.
Иное толкование положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации будет противоречить общим принципам законодательства о защите конкуренции, запрещающим органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), и нивелирует установленную законом обязанность опубликовывать (размещать) извещения о предстоящем предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, а также возможность реализации заинтересованными лицами права на их получение по результатам публичных процедур.
Не соответствует действительности утверждение ответчика о необходимости применения в рассматриваемых правоотношениях положений ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок предоставления земельных участков без торгов, в отрыве от положений ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При этом согласно п. 3 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам ответчика, нормами ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается возможность предоставления без торгов земельных участков главам КФХ для осуществления деятельности без применения положений ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном опубликовании извещения об их предстоящем предоставлении и проведении конкурентных процедур в случае поступления заявок иных претендентов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорный договор безвозмездного пользования находящихся в государственной собственности земельных участков N 08-БП-1675 от 11.11.2016, заключенный между агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Алиевым Э.А.о заключен сторонами с нарушением процедуры предоставления земельного участка, установленной статьями 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивающей соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и всех лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
При таких обстоятельствах, требование истца о признании недействительной ничтожной сделкой договора безвозмездного пользования находящихся в государственной собственности земельных участков N 08-БП-1675 от 11.11.2016, заключенного между Красноярским краем в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Алиевым Эльчином Абид оглы, правомерно признано судом первой инстанции обоснованным и удовлетворено.
Доводы Прокурора Красноярского края о том, что в рамках настоящего иска прокурором правильно избран способ восстановления нарушенного права материального истца - заявлено требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ответчика возвратить земельный участок в первоначальном виде, свободным от зданий, хозяйственных построек и отходов лесопиления, позволяющее определить судьбу расположенных на участке строений путем сноса, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В абзаце 1 пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку по оспариваемому договору пользование земельными участками осуществлялось на безвозмездной основе, в качестве последствий недействительности сделки суд правомерно возложил на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Алиева Эльчина Абида оглы обязанность по возврату Красноярскому краю в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края земельного участка с кадастровым номером 24:21:0103003:332, площадью 24 000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Большой Кемчуг. Участок находится примерно в 5,1 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Козульский район, участок N 125 (земельный участок частично расположен в охранных зонах магистральных трубопроводов, информация об охранных зонах указана в кадастровом паспорте земельного участка).
Принимая во внимание факт расположения на земельном участке с кадастровым номером 24:21:0103003:334, общей площадью 518 000 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Оринентир д. Большой Кемчуг 8 сооружений, технические характеристики которых как объектов недвижимого имущества в рамках настоящего дела не оспорены, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения последствий недействительности сделки путем возврата арендодателю земельного участка с кадастровым номером 24:21:0103003:334, поскольку фактический возврат земельного участка во владение арендодателя невозможен без перемещения прочно связанных с земельным участком объектов недвижимости (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), в силу чего разрешение вопроса о возврате земельного участка невозможно без решения вопроса о сносе находящихся на нём объектов недвижимости.
Требований о сносе указанного объекта Прокурором в рамках данного дела не заявлено, объекты, размещенные на спорном земельном участке, самовольной постройкой в рамках иных дел не признаны.
В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска в части применения последствий недействительности сделки в виде обязания главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алиева Эльчина Абид оглы возвратить муниципальному образованию "Козульский район" в лице администрации Козульского района по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 24:21:0103003:334.
Вопрос о сносе указанных сооружений подлежит рассмотрению судом в рамках самостоятельного иска.
Из содержания части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В рамках настоящего спора Прокурором Красноярского края заявлены требования о признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного пользования находящихся в государственной собственности земельных участков от 11.11.2016 N 08-БП-1675, заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Алиевым Эльчином Абид оглы, а также о применении последствий недействительности названной сделки, что соответствует положениям статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярского края в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Таким образом, на основании изложенного выше, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края о том, что судом первой инстанции неправомерно не возвращено исковое заявление по причине подмены Прокурором Красноярского края полномочий Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2020 года по делу N А33-34812/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-34812/2019
Истец: Прокуратура Красноярского края в интересах муниципального образования Козульский район в лице администрации Козульского района
Ответчик: АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, Алиев Эльчин Абид оглы
Третье лицо: Администрация Козульского района, Прокуратура Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2313/2023
05.05.2022 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-34812/19
03.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6399/20
29.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3757/20
17.06.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-34812/19