г. Воронеж |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А48-8865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Алферовой Е.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Березкиным А.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Экоград": Никишина А.С., представитель по доверенности от 31.12.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща": Коробецкая И.М., представитель по доверенности N 07-05/09 от 29.01.2020 (до перерыва);
от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
от Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоград" (ИНН 5752201640, ОГРН 1145749000737) на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.05.2020 по делу N А48-8865/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (ИНН 5753062527, ОГРН 1155749005411) к обществу с ограниченной ответственностью "Экоград" о признании пункта 1.7 договора N 4/О на оказание услуг по обработке отходов от 01.01.2019 недействительным, при участии в деле третьих лиц: Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ИНН 5753049903, ОГРН 1095753001695), Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области (ИНН 5753026800, ОГРН 1025700827272),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ООО "УК "Зеленая роща", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экоград" (далее - ООО "Экоград", ответчик) о признании недействительным пункта 1.7 договора на оказание услуг по обработке отходов N 4/О от 01.01.2019 "исполнитель не принимает право собственности на остатки от сортировки отходов, образуемые после обработки отходов" (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.05.2020 по делу N А48-8865/2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 18 сентября объявлялся перерыв до 11 час 50 мин 25 сентября 2020 года, сведения о котором размещены в установленном порядке в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/) 18.09.2020.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей сторон, считает необходимым удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение арбитражного суда области.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.08.2018 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент) и ООО "УК "Зеленая роща" (далее - региональный оператор) заключено соглашение N 222-Д/18, в соответствии с которым по результатам конкурсного отбора Департамент поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области, соглашением.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Орловской области в пределах зоны деятельности, определенной соглашением в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, действующими на территории Орловской области.
Пунктом 7 соглашения установлены обязанности Департамента, в том числе:
- осуществлять регулирование деятельности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством,
- осуществлять согласование условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО, в установленном порядке,
- представлять сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складируются ТКО и которые не предназначены для этих целей, количестве ТКО, складированных в таких местах,
- рассматривать предложения регионального оператора об изменении нормативно-правовых актов Орловской области, регулирующих обращение с ТКО и деятельность регионального оператора, в том числе об изменении территориальной схемы и региональной программы.
В соответствии с пунктом 9 соглашения региональный оператор обязуется, в том числе:
- до даты начала деятельности по обращению с ТКО, определенной пунктом 14 данного соглашения, заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Орловской области, на объектах, использование которых предусмотрено территориальной схемой,
- заключить договоры с операторами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой по ценам (тарифам), установленным операторам уполномоченными органами исполнительной власти Орловской области,
- заключать договоры с операторами по обращению с ТКО в течение срока действия соглашения в отношении новых объектов по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, если их создание и использование будет предусмотрено территориальной схемой, по ценам (тарифам), установленным операторам уполномоченными органами исполнительной власти Орловской области,
- согласовывать с Департаментом условия проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора в случаях, установленных Правительством Российской Федерации,
- с даты начала осуществления деятельности по обращению с ТКО, осуществлять сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО,
- осуществлять расчет и (или) перерасчет размера платы за оказание услуги по обращению с ТКО,
- в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан обеспечить ликвидацию таких мест в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156,
- обеспечить транспортирование ТКО на объекты обращения с отходами, указанные в территориальной схеме, в соответствии с логистическими направлениями, определенными в территориальной схеме; изменение логистических направлений, определенных в территориальной схеме возможно по согласованию с Департаментом, в случае если такое изменение обоснованно и необходимо для оптимизации логистических потоков,
- соблюдать правила ценообразования в области обращения с ТКО и применения тарифов, соблюдать требования территориальной схемы по обращению с ТКО.
В пунктах 13, 14 и 15 соглашения определено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 1 января 2019 года, соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет и прекращает свое действие по истечении срока, определенного соглашением.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 N 651-т ООО "УК "Зеленая роща" установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Орловской области с календарной разбивкой в следующих размерах: на 2019 год - 391,18 руб./м3 без НДС, для населения - 469,42 руб./м3 и 2918,20 руб./тонн без НДС, для населения - 3501,84 руб./тонн.
Исходя из приложения N 1 к протоколу заседания Правления от 20.12.2018 для регионального оператора ООО "УК "Зеленая роща" расходы на транспортирование отходов входят в состав общих расходов операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами", постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 408 "Об утверждении Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области", в отношении ООО "Экоград" приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 14.12.2018 N 483-т установлен предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с календарной разбивкой в следующих размерах: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 67,55 руб./м3, с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 69,04 руб./м3, налогом на добавленную стоимость не облагается.
01.01.2019 ООО "УК "Зеленая роща" (заказчик) и ООО "Экоград" (исполнитель) заключили договор N 4/О на оказание услуг по обработке отходов, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обработке отходов IV-V класса опасности на объекте, расположенном по адресу: Орловская область, Урицкий район, пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д.28, а заказчик - по передаче отходов исполнителю и своевременной оплате услуг по обработке отходов.
Согласно пункту 1.2 договора N 4/О от 01.01.2019 доставка отходов на объект и их передача исполнителю осуществляется силами перевозчиков отходов, являющихся для регионального оператора исполнителями услуг по транспортированию отходов. Доставка отходов на объект осуществляется в соответствии с территориальной схемой по обращению с ТКО на территории Орловской области согласно договорам на оказание услуг по транспортированию отходов, заключенным между заказчиком и перевозчиком отходов.
Как указано в пункте 1.5 договора N 4/О от 01.01.2019 планируемый объем отходов, направляемых на объект обработки, определен согласно территориальной схеме по обращению с ТКО на территории Орловской области и составляет 611 720 м3.
Пунктом 1.6 договора N 4/О от 01.01.2019 определено, что право собственности на образуемое в процессе сортировки вторичное сырье переходит к исполнителю в момент обработки отходов.
Согласно пункту 1.7 договора N 4/О от 01.01.2019 исполнитель не принимает право собственности на остатки от сортировки отходов, образуемые после обработки отходов.
Исходя из пункта 2.1 договора N 4/О от 01.01.2019, коммерческий учет отходов осуществляется, исходя из масс отходов (тонны), определенной с использованием средств измерения (весового оборудования), в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил коммерческого учета ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016.
В пункте 4.1 договора N 4/О от 01.01.2019 определен размер тарифа на обработку 1м3 ТКО, который с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 67,55 руб., с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 69,04 руб., НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 4.2 договора N 4/О от 01.01.2019 оплата оказанных услуг осуществляется региональным оператором исходя из фактического объема принятых исполнителем отходов, определенного в соответствии с разделом 2 договора.
Срок действия договора определен с 01.01.2019 до 31.12.2019, досрочное его расторжение допускается по соглашению сторон и в соответствии со статьей 782 ГК РФ (пункты 9.1 и 9.2 договора N 4/О от 01.01.2019).
Дополнительным соглашением от 25.01.2019 к договору N 4/О от 01.01.2019 стороны внесли изменения в порядок оплаты услуг по договору.
Пунктом 2 протокола совещания межведомственной рабочей группы по обеспечению экологической безопасности от 22.03.2019 Департаменту рекомендовано принять меры по определению площадки для временного размещения твердых коммунальных отходов, а также решить вопрос вывоза скопившихся в Урицком районе у ООО "Экоград" остатков отходов.
Во исполнение данного протокола ООО "УК "Зеленая роща" письмом от 05.04.2019 N 1103 обратилось к ООО "Экоград" с просьбой о перемещении остатков отходов, оставшихся на территории пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д.28, после сортировки к местам размещения в соответствии с территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами в нежилые помещения, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Подзаваловское сельское поселение, вблизи деревни Подзавалово, которые переданы региональному оператору на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 05.04.2019, заключенного между администрацией Урицкого района Орловской области (ссудодатель) и ООО "УК "Зеленая роща" (ссудополучатель) для ведения ссудополучателем хозяйственной деятельности.
05.04.2019 между ООО "УК "Зеленая роща" (региональный оператор) и ООО "Экоград" (исполнитель) заключено дополнительное соглашение к договору N 4/О от 01.01.2019, которым в договор на оказание услуг по обработке отходов включен пункт 1.8 об осуществлении исполнителем перемещения остатков отходов после сортировки принадлежащих региональному оператору на объект временного накопления отходов (договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 05.04.2019), расположенный по адресу: Орловская область, Урицкий район, Подзаваловское сельское поселение, вблизи деревни Подзавалово. Объем перемещенных остатков фиксируется актом.
Во исполнение предостережения Управления Роспотребнадзора по Орловской области и договора N 4/О от 01.01.2019 ООО "УК "Зеленая роща" письмом N 1708 от 07.05.2019 обратилось к ООО "Экоград" с требованием о перемещении принадлежащих ООО "Экоград" остатков отходов после сортировки на полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис" (Мценский район), поскольку, по мнению ООО "УК "Зеленая роща", пункт 1.7 договора N 4/О от 01.01.2019 является ничтожным.
Обращаясь в суд с иском, ООО "УК "Зеленая роща" ссылается на то, что в момент обработки ТКО к ООО "Экоград" переходит право собственности непосредственно от образователей отходов, и, становясь собственником вторичного сырья, ответчик также приобретает право собственности и на остатки отходов после сортировки. В подтверждение доводов о ничтожности спорного пункта договора истец указывает на то, что при подписании договора, включающего условие, противоречащее интересам регионального оператора, единоличным исполнительным органом ООО "УК "Зеленая роща" являлся Хроменков Д.Г., который на момент заключения договора и по настоящее время является единственным участником ООО "Экоград", доверительным управляющим имуществом которого Завершинским С.А. и подписан договор N 4/О от 01.01.2019. Кроме того, истец отмечает, что включение спорного пункта в договор N 4/О от 01.01.2019 привело к причинению ущерба ООО "УК "Зеленая роща", поскольку неопределенность субъекта, обязанного вывозить остатки после сортировки ТКО, привела к необходимости заключения соответствующих договоров на вывоз таких отходов и дополнительным затратам истца.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент заключения спорного договора Хроменков Д.Г. являлся единственным участником ООО "Экоград" и одновременно являлся единоличным исполнительным органом ООО "УК "Зеленая роща". От имени ООО "УК "Зеленая роща" договор от 01.01.2019 N 4/О подписал Хроменков Д.Г., а от имени ООО "Экоград" - Завершинский С.А., при этом, Завершинский С.А. одновременно являлся единоличным исполнительным органом ООО "Экоград" и доверительным управляющим имущества Хроменкова Д.Г.
На момент заключения спорного договора территориальная схема, утвержденная 17.09.2018 приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области N 454/1, не содержала сведений о месте захоронения отходов ТКО, образованных на территории г. Орла, в связи с чем, тариф на транспортирование отходов после их сортировки ООО "Экоград" не был утвержден.
Складирование этих отходов осуществлялось на временных площадках ООО "Экоград" в Урицком районе, Подзаваловском сельском поселении, вблизи д. Подзавалово. Скопление данных отходов привело к негативной эпидемиологической обстановке на территории Орловской области (в частности в Урицком районе).
Как отметил суд, Завершинский С.А. и Хроменков Д.Г. являлись профессиональными участниками рынка услуг по обращению с ТКО, в связи с чем, должны были предпринимать меры по вывозу этих отходов и ликвидации таких скоплений отходов ТКО.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 17.12.2019 установлено, что ООО "УК "Зеленая роща" не принимались все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Заводской районный суд г. Орла пришел к выводу о том, что ООО "УК "Зеленая роща", как лицо, ответственное за соблюдение схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами на территории Орловской области, не обеспечило выполнение возложенных на него обязанностей.
Исходя из изложенного, суд области пришел к выводу о том, что договор от 01.01.2019 N 4/О на оказание услуг по обработке отходов является недействительной сделкой, однако поскольку суд не может выйти за пределы заявленных требований, суд удовлетворил требования истца о признании недействительным пункта 1.7 договора.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным названным кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Пунктом 2 статьи 174 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная представителем или действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица, может быть признана судом недействительной по иску представляемого или по иску юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, по иску, предъявленному в их интересах иным лицом или иным органом, если другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для представляемого или для юридического лица либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа юридического лица и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания. Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):
являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.
Для целей указанной статьи контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
Согласно пункту 4 статьи 45 Закона об ООО решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества), не заинтересованных в ее совершении, или общим собранием участников общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Закона об ООО сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной (пункт 2 статьи 174 ГК РФ) по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем одним процентом общего числа голосов участников общества, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) об отсутствии согласия на ее совершение. При этом отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной.
В силу пункта 7 статьи 45 Закона об ООО положения настоящей статьи не применяются к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности, в том числе к сделкам, совершаемым кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров.
Как следует из материалов дела, истец заключил договоры на оказание услуг по обработке отходов, аналогичные договору N 4/О от 01.01.2019, в том числе: с ООО "Экопласт" (договор от 01.01.2019 N 1/О), с ООО "Русресурс" (договор от 01.01.2019 N 2/О), с АО "ЭкоСити".
В данные договоры также включен пункт, в соответствии с которым право собственности на остатки отходов, образовавшиеся после обработки отходов и извлечения вторичных материальных ресурсов, у исполнителя не возникает.
Кроме того, 28.02.2020 между ООО "УК "Зеленая роща" (региональный оператор) и ООО "Экоград" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по обработке отходов N ЕП-2020-О/04, пунктом 1.8 которого также предусмотрено, что исполнитель не принимает право собственности на остатки отходов, образующихся после обработки. Транспортирование остатков отходов, образующихся после обработки с территории ООО "Экоград" к месту захоронения (размещения) осуществляется силами регионального оператора путем заключения отдельных договоров с целью их дальнейшего захоронения.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО "УК "Зеленая роща" является сбор неопасных отходов, одним из дополнительных: обработка и утилизация неопасных отходов, а также иные виды деятельности по обращению с отходами. Основным видом деятельности ООО "Экоград" является обработка и утилизация неопасных отходов, дополнительными являются иные виды обращения с отходами, транспортирование их спецтехникой.
В соответствии с абзацем 8 пункта 7 статьи 45 Закона об ООО положения названной статьи не применяется так же к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров.
Как следует из материалов дела, спорный договор заключен между региональным оператором и оператором по обращению с отходами, включенными региональным законодательством в территориальную схему по обращению с отходами, что возлагает на них соответствующую обязанность. Расчеты по договору осуществляются по утвержденным тарифам.
Поскольку оспариваемая сделка заключена при обстоятельствах, когда истцом неоднократно в тот же период времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, при этом заключение данной сделки являлось обязательным для истца, оснований для вывода о том, что данный договор относится к сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность, у суда первой инстанции не имелось.
Кроме этого, судебной коллегией учитываются положения статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", согласно которым право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, а также товаров (продукции) в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора об отчуждении отходов.
В рассматриваемом деле отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности граждан и юридических лиц.
Доказательств того, что договорами, заключенными гражданами и юридическими лицами и специализированными организациями, осуществляющими деятельность на территории Орловской области по сбору, использованию, транспортированию и размещению отходов, предусматривался переход права собственности на отходы к региональному оператору, не представлено.
Передача права собственности на ТКО не предусмотрена действующим законодательством в качестве императивной нормы, в отсутствие согласования сторонами указанного условия в договоре.
Из материалов дела также следует, что постановлением Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 13.01.2020 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Экоград" в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Как установлено в постановлении Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 13.01.2020 территориальной схемой по обращению с ТКО на территории Орловской области, утвержденной приказом Департамента от 12.10.2016 N 313 (в редакции приказа от 17.09.2018 N 454/1) установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования), до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления). Территориальной схемой определен объект, на который должны быть транспортированы остатки от сортировки отходов ("хвосты") от МСК ООО "Экоград" - площадка временного накопления, расположенная по адресу: г. Орел, ул. Итальянская, 33.
В соответствии с территориальной схемой установлено следующее движение отходов: район образования отходов - объект обработки ООО "Экоград" - площадка временного накопления.
Действующей территориальной схемой, утвержденной приказом Департамента от 16.09.2019 N 443, установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования) до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления).
Территориальной схемой определен объект, на который должны быть транспортированы остатки от сортировки отходов ("хвосты") и движение отходов - полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис".
Согласно постановлению Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 13.01.2020, поскольку переход права собственности на остатки от сортировки отходов, образуемых после обработки отходов, условиями договора, заключенного между ООО "УК "Зеленая роща" и ООО "Экоград" N 4/О от 01.01.2019, не предусмотрено, региональный оператор, являясь в силу закона ответственным за весь цикл обращения с отходами, не обеспечил перемещение остатков от сортировки отходов ("хвостов") от объекта ООО "Экоград" к месту размещения (захоронения) согласно территориальной схеме.
В решении Заводского районного суда г. Орла от 17.12.2019 о привлечении к административной ответственности установлена вина ООО "УК "Зеленая роща", как лица, ответственного за несоблюдение схемы потоков ТКО, предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами на территории Орловской области. Поскольку оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией не означает автоматического перехода на эту организацию права собственности на отходы, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, суд пришел к выводу о том, что пункт 1.7 договора от 01.01.2019 N 4/О не противоречит действующему законодательству.
Заявленные в ходе судебного разбирательства ссылки истца на причинение ему ущерба в результате включения спорного пункта в договор N 4/О от 01.01.2019 не подтверждены в нарушение положений статьи 65 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ неправильное применение норм материального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
С учетом установленных по делу обстоятельств, апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт следует отменить, оставив заявленные исковые требования без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на истца. При обращении в суд с иском истцом была уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб. Ответчиком при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению N 924 от 29.06.2020, которая относится на истца и подлежит взысканию в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 163, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоград" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.05.2020 по делу N А48-8865/2019 отменить.
В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (ИНН 5753062527, ОГРН 1155749005411) к обществу с ограниченной ответственностью "Экоград" (ИНН 5752201640, ОГРН 1145749000737) о признании пункта 1.7 договора N 4/О на оказание услуг по обработке отходов от 01.01.2019 недействительным отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (ИНН 5753062527, ОГРН 1155749005411) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экоград" (ИНН 5752201640, ОГРН 1145749000737) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-8865/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗЕЛЕНАЯ РОЩА"
Ответчик: ООО "ЭКОГРАД"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5514/20
29.09.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3591/20
28.05.2020 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-8865/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-8865/19