г. Ессентуки |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А63-6914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 23.09.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" - Фатеева В.П. (доверенность от 01.06.2020), представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Мехрибановой А.В. (доверенность 09.01.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601942978) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2020 по делу N А63-6914/2020,
УСТАНОВИЛ:
решением суда от 20.07.2020 в заявленных требованиях Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования (далее - заявитель, управление) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - общество, ООО "Экосервис") привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Обжаловав решение суда, общество полагает, что судебный акт не соответствует закону, нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела установлено.
Управлением на основании приказа от 05.03.2020 N 241 в отношении общества была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой в действиях общества выявлены признаки административного правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещению (хранению) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Управлением 19.05.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 20-241/П/1-032/1 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управлением направлены в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования управления, правомерно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензируемой предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Как следует из протокола, обществу вменяется осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности на земельном участке с кадастровым номером 87:05:000020:06 (санкционированная свалка (на горе Михаила)) в отсутствие лицензии на данные виды работ по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу статьи 5 Закона о лицензировании к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлены основные понятия, используемые в Законе, в том числе: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Как следует из пункта 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Общество осуществляет деятельность по подземному захоронению промстоков (отходов), через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.
Общество эксплуатирует 2 объекта размещения (хранения) отходов и 1 скважину для подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт: для хранения жидких отходов - шламонакопители N 2, N 3, расположенные на земельном участке с кадастровым N 26-12-010410-137, для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт - нагнетательную (поглощающую) скважину "Люминофор N1", расположенную на земельном участке с кадастровым N 26-12-010410-125.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что указанные объекты и скважина принадлежат обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права 28.09.2011 N 26-АЗ 570988 (скважина N 1 "Люминофор"), свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2011 N 26-АЗ 478020 (шламонакопитель N 2), свидетельство о государственной регистрации права от 07.07.2011 N 26-АЗ 478110 (шламонакопитель N 3), земельные участки под указанными объектами представлены обществу в аренду администрацией города Ставрополя, договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 26.03.2012 N 248, срок аренды до 11.12.2021 (под шламонакопителями N 2, N 3, кадастровый N 26-12-010410-137), договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 14.06.2011 N 9060, срок аренды до 11.12.2021 (под скважиной "Люминофор N 1", кадастровый N 26-12-010410-125).
Шламонакопители N 2 и N 3 представляют собой герметичный котлован, состоящий из ограждающей дамбы насыпной грунтовой, из местных суглинков с уплотнением. По дну и откосам шламонакопителей устроен противофильтрационный экран из глины толщиной 1,5 м., укрепленный защитным слоем из щебня, предназначенный для исключения попадания вредных веществ в грунтовые воды и недопущения опасных фильтрационных деформаций грунта ограждающей дамбы и ее основания. Дренажные системы не предусмотрены. В состав ГТС шламонакопителей входят: подводящие трубопроводы стальные по 2 нитки, отводящие трубопроводы стальные по 1 нитке, насосы производительностью 150 мЗ.
Довод о том, что подготовительные шламонакопители не являются объектами хранения жидких отходов, а представляют собой технологические емкости, предназначенные для доведения состава жидких отходов, подлежащих закачке, до установленных лицензионным требованиями норм путем усреднения жидких потоков их подготовки, что достигается процессом усреднения, отстаивания и осветления, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу части 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании проведенной инвентаризации объектов размещения отходов, проведенной ООО "Экосервис" в 2015 году, общество представило характеристику ОРО (шламонакопитель N 2, N 3) для включения в ГРОРО.
Шламонакопитель N 2 включен в ГРОРО под N 26-00021-Х-00421-270716, шламонакопитель N 3 - под N 26-00023-Х-00645-031016.
Ссылаясь в жалобе на то, что ООО "Экосервис" какой-либо деятельности, связанной с технологическим обезвреживанием (механическим, термическим, химическим) жидких промышленных отходов не производит, опровергаетя материалами дела.
Кроме того судом первой инстанции правомерно установлено, что обезвреживание отходов обществу не вменяется.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)", выражается в размещении (захоронении) отхода 4 класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр, и размещении (хранении) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 940 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Общество полагает, что судом первой инстанции необоснованно вменена обществу деятельность по размещению (захоронению) отходов 4 класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4", в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр, и размещению (хранению) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии па осуществление указанных видов деятельности.
Как ранее было указано, управлением на основании приказа от 05.03.2020 N 241 в период с 16.03.2020 по 20.03.2020 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Экосервис", по результатам которой выявлены многочисленные нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды.
ООО "Экосервис" осуществляет деятельность по подземному захоронению промстоков (отходов), через нагнетательную скважину "Люминофор N 1", на глубину 1650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.
С целью осуществления указанной деятельности ООО "Экосервис" эксплуатирует 2 объекта размещения (хранения) отходов и 1 скважину для подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт:
для хранения жидких отходов - шламонакопитель N 2. Введен в эксплуатацию 1989 г. Проектная мощность 77 тыс. куб. м. Площадь объекта размещения отходов: 18 314 кв. м. Объект размещения отходов (ОРО), включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) - номер объекта в ГРОРО: 26-00021-Х-00421-270716. Инвентаризация ОРО и характеристика ОРО составлена в 2015 г.
для хранения жидких отходов - шламонакопитель N 3. Введен в эксплуатацию 1979 г. Проектная мощность 90 тыс. куб. м. Площадь ОРО: 28 800 кв. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: 26-00023-Х-00645-031016.
для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт - нагнетательную (поглощающую) скважину "Люминофор N 1".
Общетво в шламонакопителях N 2, N 3 осуществляет сбор и размещение (хранение) следующих видов отходов 4 классов опасности (промстоки): "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104", "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104" (далее - жидкие отходы 4 класса опасности, промстоки, жидкие отходы, промышленные стоки), с целью их предварительной подготовки для подземного захоронения, через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.
Сбор и размещение (хранение) отходов 4 класса опасности в шламонакопителях N 2 и N 3 осуществляется на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности от 24.10.2019 N Д 26 00004Л1, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, на виды работ (услуг) по сбору, размещению (хранению) отходов 4 класса опасности:
* "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104";
* "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104";
- "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104".
Пользование участком недр осуществляется на основании лицензии от 10.08.2001 серия СТВ номер 00584 вид лицензии ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, выданной Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд), на основании проектной документации "Проект подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт 1998 г." (разработчик документации: ОАО "СевКавНИПИгаз" г. Ставрополь), получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 N Э-61/2. Срок окончания действия лицензии 01.04.2024 (Приложение N17 к лицензии СТВ N00584 ЗЭ).
Технологическая схема (технология) подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт изложена в "Проекте подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт" 1998 г. (разработчик документации: ОАО "СевКавНИПИгаз" г. Ставрополь), который получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам "Проекта подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт" от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 N Э-61/2.
Как установлено в ходе проведения плановой проверки, промышленные стоки (отходы) принимаются на размещение (хранение) на шламонакопителях N 2, N 3 от предприятий ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ЗАО НПФ "Люминофор", ООО НПФ "ЛЮМ", расположенных на промплощадке ОАО "Люминофор" в промышленной зоне северо-западного района г. Ставрополя, на основании заключенных договоров (от 01.03.2018 N 1/18-отх/эко на прием химических отходов; от 01.03.2017 N 8ЛэЭГТС на услуги по эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт объектов по размещению отходов; от 30.12.2011 N 4/12-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промстоков; от 01.02.2015 N 7/15-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промтоков).
Согласно справке ООО "Экосервис" от 18.03.2020 N 29/ЭКО, имеющимся актам выполненных работ за 2018, 2019 гг., отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017, 2018 г., статистической отчетности N 2-ТП (отходы) за 2017, 2018, 2019 гг., пояснительной записке от 2018, 2019 гг., ООО "Экосервис" принято и размещено на шламонакопителях N 2 и N 3 жидких отходов 4 класса опасности (промышленные стоки) от указанных предприятий, всего в 2017 г. - 51,0 тонну, в 2018 г. - 10 391 м3 (в шламонакопитель N2-5 615 м', в шламонакопитель N 3 - 4 776 м3), в 2019 г. - 8 953 мЗ (в шламонакопитель N 2 - 3 711 м3, в шлаонакопитель N 3 - 5 242 mj).
Юридическими лицами, которые осуществляют передачу отходов ООО "Экосервис", на образующиеся в их деятельности жидкие отходы (промстоки) составлены паспорта опасных отходов:
- ЗАО "Сезар Плюс" паспорт опасного отхода составлен на "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 6097/17-16 от 15.09.2016;
* ООО "НПФ "ЛЮМ" паспорт опасного отхода составлен на "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 6626/17-16 от 26.10.2016;
* ЗАО "НПФ "Люминофор" паспорт опасного отхода составлен на "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 5824/17-16 от 11.08.2016;
* ООО "СЗСП" паспорт опасного отхода составлен на "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 5825/17-16 от 11.08.2016.
Образующиеся от деятельности ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ООО НПФ "Люм", ЗАО НПФ "Люминофор" отходы поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории предприятий, где происходит процесс их нейтрализации с целью доведение значения рН = 7,0 - 8,0.
В зависимости от подъема уровня нейтрализованных промтсоков в емкостях, центробежными насосами (работающими в автоматическом режиме) из емкостей промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в два шламонакопителя N 2 и N 3, где промстоки проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Продолжительность сбора и стабилизации промстоков составляет в зимний период около 120 суток, в летне-осенний 80-90 суток. Время стабилизации определяется анализом и количеством промстоков. В шламонакопителях поддерживается минимально - разрешенный уровень стоков. Контроль за уровнем и количеством промстоков в шламонакопителях осуществляется с использованием мерного столба и прибора учета поступающих промстоков.
В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадание твердых частиц включений в осадок (донные отложения).
В рамках плановой выездной проверки 17.03.2020 с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю), в присутствии представителя ООО "Экосервис", был произведен отбор проб отходов размещенных в шламонакопителях N 2 и N 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6, от17.03.2020 N 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, от 17.03.2020 N 24 -о, от 17.03.2020 N 25-о, от 17.03.2020 N 26-о.
По результатам исследований, представленных ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752 (вх. от 20.04.2020) установлено, что в результате деятельности Общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях N 2 и N 3, образуются 2 вида отходов которые относятся к 4 классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 N 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о, от 26.03.2020 N 24-о, от 26.03.2020 N 25-о, от 26.03.2020 N 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, от 25.03.2020 N 24-о, от 25.03.2020 N 25-0, от 25.03.2020 N26-о):
* жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4";
* донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0".
В соответствии с экспертным заключением от 10.04.2020 N 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей N 2, N 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.
Образованные в процессе стабилизации отходы - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" - размещаются (хранятся) в шламонакопителях N 2 и N 3, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось.
Образованные в процессе стабилизации - отходы 4 класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" с помощью перекачивающих насосов захораниваются через поглощающую (нагнетательную) скважину N 1 Л на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Согласно справке от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018, 2019 гг., пояснительной записке от 2018, 2019 гг., ООО "Экосервис", через нагнетательную скважину N1Л, захоронено отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт, всего за период 2017-2019 гг.-59 059 куб. м.:
- в 2017 г. -29 532 куб.м.; в 2018 г. - 20 993 куб. м. (акт 21.05.2018 - 13 529 куб. м. из шламонакопителя N 3, в период с 20.04.2018 по 20.05.2018; акт от 01.11.2018 -7 464 куб. м. из шламонакопителя N 2, в период с 04.09.2018 по 01.11.2018);
* в 2019 г. - 8 534 куб. м. (акт без даты от 2019 г. - 4 850 куб. м. из шламонакопителя N 3, в период с 29.04.2019 по 05.05.2019; акт от 15.10.2019 -3 684 куб. м. из шламонакопителя N 2, в период с 10.10.2019 по 15.10.2019).
Таким образом, в ходе проверки установлено и подтверждается собранными по делу доказательствами, что ООО "Экосервис" осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Так же подлежит отклонению довод общества, относительно образования донных отложений.
В соответствии с экспертным заключением от 10.04.2020 N 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей N 2, N 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние. Т.е., по результатам анализа отобранных проб жидкой фазы и донных отложений установлено, что вещества относятся к разным видам отходов, что в очередной раз подтверждает образование отхода, относящегося к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0".
Довод общества об о том, что судом не указано конкретно, в чем состоит нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, ч. 1, 2 ст. 30 Закона N 7-ФЗ, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Судом первой инстанции оценены представленные доказательства и установлено, что ООО "Экосервис" осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр, и размещению (хранению) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности
Ссылка апелляционной жалобы о том, что судом допущена ошибка на стр. 13 решения, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В решении суда, верно указано, что фактические обстоятельства размещения отходов (донные отложения) подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом и экспертным заключением ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752, справке ООО "Экосервис" от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам выполненных работ за 2018, 2019 гг., отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017, 2018 гг., статистической отчетности N 2-ТП (отходы) за 2017, 2018, 2019 гг., пояснительной записке от 2018, 2019 гг.
Перечисленные документы свидетельствуют о том, что ООО "Экосервис" осуществляло размещение (хранение) на объектах шламонакопителях N 2 и N 3 отходов 4 класса опасности, поступающих от сторонних организаций. В процессе стабилизации отходов (промстоков) в шламонакопителях N 2 и N 3 происходил отстой промстоков, в результате которого промстоки разделялись на жидкую фазу (фракцию) и твердую включений в осадок (донные отложения).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Экосервис" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Как верно указал суд, вина ответчика заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняло необходимых мер для их соблюдения.
Процессуальные нарушения административным органом при производстве по делу не допущены.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 АПК РФ, правомерно принял решение о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное данной нормой, предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридического лица, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Ставропольского края полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2020 по делу N А63-6914/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6914/2020
Истец: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ЭКОСЕРВИС"