город Ростов-на-Дону |
|
29 сентября 2020 г. |
дело N А32-4278/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 по делу N А32-4278/2020
по заявлению Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район (ИНН 2314005998, ОГРН 1022302348771)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Айвазян Рафик Артушович
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинского района (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012100, выраженном в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.11.2019 N 23/999/001/2019-226810, об обязании Управления Росреестра осуществить регистрацию данного договора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 по делу N А32-4278/2020 требования Управления были удовлетворены. Суд признал незаконными действия (бездействие) Управления Росреестра по отказу в государственной регистрации договора от 18.04.2019 N 4600012100 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, улица Куйбышева, д.88/2, с кадастровым номером 23:18:1201017:215, площадью 4959 кв.м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешённое использование: "отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества)", выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.11.2019 N 23/999/001/2019-226810.
Суд первой инстанции обязал Управление Росреестра устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления путём осуществления государственной регистрации договора от 18.04.2019 N 4600012100 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, улица Куйбышева, д.88/2, с кадастровым номером 23:18:1201017:215, площадью 4959 кв.м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешённое использование: "отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества)", заключённого между Управлением и Айвазян Рафиком Артушовичем по результатам торгов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра указывает, что к заявлению на государственную регистрацию договора аренды, заключённого по результатам аукциона, представлены документы, не соответствующие требованиям, установленным законодательством, поскольку договор аренды заключён ранее истечения 10 дневного срока со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте, наличие противоречий в извещении о проведении аукциона и постановлении Администрации муниципального образования Лабинский район в части установления размера задатка, решения учредителей о согласовании крупной сделки.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 24.09.2020 в составе суда произведена замена: в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске, на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Управление подало отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, подало ходатайство о приобщении к материалам дела письменных доказательств, предложенных к представлению апелляционным судом. Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайство.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту согласно названному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Федеральный закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекса Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статьёй 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учёт осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев. предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представленные для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и(или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регулируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьёй 29 Федеральный закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включат в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Статьёй 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования Лабинский район от 27.02.2019 N 222 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, улица Куйбышева, д.88/2, с кадастровым номером 23:18:1201017:215, площадью 4959 кв.м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешённое использование: "отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества)", начальная цена составила 5778 руб. 23 коп. (1,5% от кадастровой стоимости земельного участка), шаг аукциона 173 руб. 35 коп. (3% от начальной цены предмета аукциона), размер задатка составляет 5778 руб. 23 коп. (100% начального размера ежегодной арендной платы за участок).
Извещение N 040319/0130632/01 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1201017:215 размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) и в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом сельского поселения Лабинского района.
Торги признаны несостоявшимися. 18.04.2019 с единственным участником торгов Айвазяном Рафиком Артушовичем заключён договор аренды земельного участка N 4600012100.
Заявлением от 31.07.2019 договор аренды земельного участка N 4600012100 был представлен на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Лабинский отдел). В качестве приложения к заявлению были представлены следующие документы: договор аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012100; распоряжение от 20.05.2014 N 77-рл; постановление от 27.02.2019 N 222; извещение от 04.03.2019 N 040319/0130632/01; протокол по торгам от 04.04.2019 N 2.
Рассмотрев полученные документы, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Лабинский отдел) направило в адрес Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район сообщение от 08.11.2019 N 23/999/001/2019-226810 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012100 на следующих основаниях: в извещении о проведении торгов N 040319/0130632/01указано, что размер задатка составляет 0 рублей, порядок его внесения и возврата отсутствуют; не соблюдены сроки заключения договора.
Согласно постановлению от 27.02.2019 N 222 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" размер задатка установлен в размере 5778 руб. 23 копеек.
В извещении о проведении торгов N 040319/0130632/01 указано, что размер задатка составляет 0 рублей, порядок его внесения и возврата отсутствуют.
Из представленных в материалы дела доказательств, судом первой инстанции установлено, что размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикреплённой к извещению о проведении торгов, размещённому на сайте (torgi.gov.ru). В местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район также было размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата.
Положения пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает уполномоченный орган направить единственному принявшему участие в аукционе участнику проект договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, а именно фактически направить оферту. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Заявка Айвазян Р.А. подана 01.04.2019, платёжным поручением от 29.03.2019 N 156 Айвазян Р.А. произвел оплату 5778 руб. 23 коп. задатка по лоту N 20 - земельный участок с кадастровым номером 23:18:1201017:215.
Протокол о результатах проведения торгов по лоту N 20 составлен 04.04.2019, дата проведения аукциона назначена на 08.04.2019. В протоколе от 04.04.2019 N 2-2019 заседания Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района, аукцион по лоту N 20 признан несостоявшимся.
Письмом от 18.04.2019 Управление направило в адрес единственного участника аукциона Айвазяна Рафика Артушовича договор аренды.
Подписанный договор аренды направлен участником в адрес Управления письмом от 29.04.2019 N 40.
Доказательства подписания договора аренды именно 18.04.2019, в материалы дела не представлены.
Таким образом, материалами дела не подтверждено нарушение срока, предусмотренного пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Управление Росреестра в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 по делу N А32-4278/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4278/2020
Истец: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Айвазян Р А