г. Москва |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А41-71263/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Таширово Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от Прокуратуры Московской области: Федоренко К.Н., удостоверение N 256607;
от Администрации Наро-Фоминского городского округа: не явились, извещены;
от ООО "ОТК": Казакова Е.П., по доверенности от 25.11.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Таширово Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года по делу N А41-71263/19 по заявлению ООО "ОТК" к Территориальному управлению Таширово Администрации Наро-Фоминского городского округа, третьи лица: Прокуратура Московской области, Администрация Наро-Фоминского городского округа, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОТК" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Таширово Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - заинтересованное лицо, управление) с требованиями:
- признать незаконным решение Территориального управления Таширово Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о недействительности Ордера N 5-П от 04.04.2019 г. на право производства земляных работ по возведению пруда-копани на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0080804:1, расположенном по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский т.о., д. Таширово, уч. 10, содержащееся в Уведомлении N 218/1-04 от 11.07.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Московской области и Администрация Наро-Фоминского городского округа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года по делу N А41-71263/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Прокуратура Московской области и ООО "ОТК" направили в судебное заседание своих представителей, представитель Прокуратурый поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против указанных доводов возражал.
Территориальное управление Таширово Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области и Администрация Наро-Фоминского городского округа своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 04.04.2019 управлением выдан Ордер на право производства земляных работ N 5-П. Срок работ установлен с 26.03.2019 по 26.03.2021.
11.07.2019 в связи проведенной проверкой Межрайонной природоохранной прокуратуры 14.06.2019 и выявленными нарушениями природоохранного законодательства, в связи с представлением Межрайонной природоохранной прокуратуры от 14.06.2019 N 07-25-2019 управление в письме N 218/1-04 уведомило общество о недействительности ордера.
Считая действия управления незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закона N 210-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя дополнительных документов, за исключением получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
При предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни услуг, указанные в части 1 настоящей статьи, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг (часть 5 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории Наро-Фоминского городского округа Московской области", утвержденным Постановлением Администрации от 26.02.2019 N 436 органом ответственным за предоставление Услуги, является администрация Наро-Фоминского городского округа (пункт 5.1). Непосредственное предоставление муниципальной услуги осуществляют Управления в границах подведомственных Управлениям территорий (пункт 5.2).
Во исполнение указанных норм управление и выдало ордер N 5-П от 04.04.2019 на право производства земляных работ по возведению пруда-копани на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0080804:1.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм в их совокупности муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Отменяя выдачу данного ордера, управление сослалось на представление прокуратуры. Основанием для вынесения прокуратурой представления от 14.06.2019 N 07-25-2019 послужило проведение работ в отсутствие разрешительной документации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что в 2019 году утвержден проект рекультивации нарушенных земель при создании аквакультуры на спорном земельном участке. Соответственно, земляные работы велись в соответствии с указанным проектом, что не учтено заинтересованным лицом при направлении Уведомления N 218/1-04 от 11.07.2019. Кроме того, данный проект был представлен при подаче заявления на выдачу ордера. Следовательно, управление выдало Ордер N 5-П от 04.04.2019 с учетом наличия у общества проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку согласно проекту, возводимый пруд является прудом-копанью, то есть для образования пруда не требуется строительство гидротехнического сооружения, разрешения на строительство пруда не требуется.
Между тем, вступившим в законную силу решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 23.09.2019, оставленным без изменения решением Московского областного суда от 12.11.2019 по делу N 21-2050/2019 установлено следующее.
В ходе проведения проверки Межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступившей информации Министерства экологии и природопользования Московской области совместно с органами государственного контроля (надзора) на предмет исполнения требований природоохранного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0080804:1 установлено, что данный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО "ОТК" и имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
07.03.2019 между ООО "ОТК" и ООО "КНИ N 3" заключен договор аренды указанного земельного участка, который передан ООО "КНИ N3" для создания аквакультуры. Срок договора аренды установлен с 07.03.2019 по 28.02.2020.
В ходе проведенного 14.03.2019 осмотра территории данного земельного участка установлено, что ООО "КНИ N 3" силами подрядной организации ведутся работы по выравниванию площадок, засыпке оврагов, ограждению участка, организации площадки для заезда техники, иные работы по перемещению грунта, установке информационного щита, а также, разведка полезных ископаемых.
Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу ООО "КНИ N 3" выдана лицензия на пользование недрами МСК N 06554 ТЭ на разведку и добычу формовочных песков на участке Настасьино Наро-Фоминского района Московской области. Указанный земельный участок входит в состав лицензионного участка.
ООО "КНИ N 3" использует земельный участок в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса РФ
По данному факту ООО "КНИ N 3" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом выездной проверки, фототаблицей к нему; объяснениями генерального директора ООО "КНИ N 3" Волосунова А.А., копией лицензии на пользование недрами; копией договоров подряда и аренды земельного участка; копией отчета по гидрологическим изысканиям; копией ордера на право производства земляных работ; выпиской из ЕГРН, и другими доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
При проверке дела на предмет законности и обоснованности вынесенного постановления, суды пришли к выводу о наличии в деле достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что в действиях ООО "КНИ N 3" имеется состав вмененного административного правонарушения, поскольку достоверно установлено, что земельный участок используется Обществом не по целевому назначению.
Актом проверки установлено, что ООО "КНИ N 3" на земельном участке ведется разведка полезных ископаемых согласно имеющейся у них лицензии на разведку и добычу формовочных песков. Земельный участок входит в состав лицензионного. Ордер на право производства земляных работ Администрацией Наро-Фоминского городского округа Московской области выдан ООО "ОТК", а не ООО "КНИ N 3". Также установлено, что ООО "КНИ N 3" планирует реализовать добытый на земельном участке песок.
Основным видом деятельности ООО "КНИ N 3" согласно выписке из ЕГРЮЛ являются геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, то есть их деятельность непрерывно связана с добычей полезных ископаемых и разработкой карьеров, что еще раз подтверждает тот факт, что ООО "КНИ N 3" проводило не работы по возведению аквакультуры, а именно, рыбонагульного пруда, а занималось добычей полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения, что является нарушением ст. 42 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, полагает, что решение о признании недействительным ордера N 5-П от 04.04.2019, принятое в порядке самоконтроля, соответствует действующему законодательству. Соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2019 по делу N А41-71263/19 отменить.
В удовлетворении требований ООО "ОТК" отказать.
Взыскать с ООО "ОТК" (ИНН 5027217874) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71263/2019
Истец: ООО "ОТКРЫТАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ", Территориальное управление Таширово Администрации Наро-Фоминского городского округа
Ответчик: Администрация Наро-Фоминского городского Округа
Третье лицо: Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ НАРО-ФОМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА